gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Свободный разговор arrow Александр Копировский: храмы вырастают из общин
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
24.09.2013 г.

Александр Копировский: храмы вырастают из общин

Image
Александр Копировский

Пока столица гудит в производстве «Программы-200», некоторым пришел в голову резонный вопрос: а может, дело не только в количестве? Построить 200 храмов - большое дело. Но в этом строительстве нельзя действовать по хрущевскому принципу. Союз архитекторов России сегодня открывает конкурс «Современное архитектурное решение образа православного храма». А мы обращаемся к знатоку церковной археологии, искусствоведу, профессору Свято-Филаретовского института Александру Копировскому. О том, как вырастают храмы, он рассказал нашей газете в рубрике «Свободный разговор».

 

Можно не бояться поставить вопрос ребром: а нужна ли сейчас храмовая архитектура вообще? Ведь и стилистически, и символически все уже было. Судя по ряду храмовых построек конца XX -  начала XXI века, традиция церковной архитектуры окончательно прервана. Храмы представляют собой либо «марсианские» сооружения вроде работ Марио Ботты, либо разноцветные игрушки, например, Хундертвассера. В большом количестве растут стилизации и копии древних храмов, как в Греции, России, Армении и так далее.  Но храмовая архитектура может возникнуть лишь там, где еще нет храма, но уже есть церковное собрание. Так было в первые века христианства, когда Церковь выражала себя через собрание общины верных с епископом во главе, и это собрание находилось в единстве веры и любви с другими такими же общинами.

Архитектура в современной России в области создания храмов пока не имеет высоких достижений, то есть таких храмовых зданий или комплексов, которые бы стали символами возрождения нашей церкви и были бы признаны всеми или хотя бы большинством. Или пусть меньшинством, но знающим дело. И значит,  лучше быть скромнее в своих претензиях на нечто значительное.

Мне кажется, что сейчас наиболее адекватные храмовые постройки - те, в которых могут собраться люди, составляющие из себя основу будущего церковного собрания. Это не пресловутые «десятки» или «двадцатки», не группы пожилых людей или молодежи, не группы по образованию или интересам. Это - общности людей, которые представляют церковь в миниатюре, включая в себя всех или почти всех перечисленных выше. А главное - они готовы быть таким собранием всегда, а не «по возможности» или до первой серьезной проблемы.

Таким общностям и нужно давать помещение, в котором они могли бы служить Богу и людям, но которое можно было бы перестроить или даже со временем выстроить на его месте что-то новое. Если не дают, то нужно строить или арендовать самим. А время покажет, вырастет ли из них что-то и в плане общины, и в плане храмового здания.

Что же касается конкурса, хочется вспомнить широко известную когда-то цитату: «Узок круг этих революционеров (заменим слово - "архитекторов"), страшно далеки они от народа...» А если говорить о том, как в самом деле сделать храмы в Москве более современными и национальными, то можно напомнить слова великого русского художника Александра Иванова: «Что мы ни сделаем, все будет национально (добавим - и современно), если только не будем рабски подражать чужому».

Но, к сожалению, на сегодняшний день «чужое» для нас - не западная церковная или псевдоцерковная архитектура. Это, к сожалению, как раз «свое». «Чужое» - это наша же православная церковная традиция, от которой современные архитекторы берут сугубо внешние признаки древней церковной архитектуры...

 

Александр КОПИРОВСКИЙ

Профессор Свято-Филаретовского института

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!