gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Внутрицерковная полемика arrow Спор продолжается. В журнале "Континент" опубликованы новые документы по "делу священника Павла Адельгейма"
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
27.03.2003 г.

Спор продолжается

В журнале "Континент" опубликованы новые документы по "делу священника Павла Адельгейма"

В очередном номере журнала «Континент» опубликована большая подборка документов, посвященная «делу священника Павла Адельгейма». Она подробно знакомит читателя с обвинениями, предъявленными о. Павлу на епархиальном совете Псковской епархии и в письме архиеп. Евсевия, а также с комментариями о. Павла на эти обвинения.

Приводим краткие отрывки из протокола, наглядно показывающие разницу богословских и этических позиций клириков епархии.

* * *

Выписка из протокола епархиального совета Псковской епархии 20.12.2002 г.

Участник Епархиального Совета: Книга говорит о душевном нездравии иерея Павла. Иерей Павел церковный диссидент.

Участник Епархиального Совета: Книга священника Павла Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике» является вредной для всех времен и народов. Автор поставил себя в ряд Иуды, нераскаявшегося разбойника, Демьяна Бедного и других «ревнителей» Церкви

Участник Епархиального Совета: Если протоиерей Павел пытается войти в роль религиозного диссидента или мученика, или вопиющего в пустыне, так для этого существуют иное место: политические или театральные подмостки.

Участник Епархиального Совета: Клеветническая книга «Догмат о Церкви» одновременно может расцениваться как свидетельство того, что наш Владыка не дает свободу никаким обновленцам и реформаторам. А автор книги «Догмат о церкви» при мне лично высказывал мнение, что целесообразно передать приходов двадцать Зарубежной Церкви; а о том, что богослужение следует перевести на русский язык, он говорил на одном из Епархиальных Советов. Считаю, что необходимо временно отстранить от служения протоиерея Павла Адельгейма, назначить беспристрастную комиссию, по результатам работы которой судить о возможности его дальнейшего служения.

Участник Епархиального Совета: Новый Арий явился! Братия, в нашем стаде появились волки. После этой книги не считаю протоиерея Павла христианином.

Участник Епархиального Совета: Мы крайне обеспокоены той клеветой, той сатанинской провокацией, с которой выступил о. Павел Адельгейм. Мы обращаемся к Вашему Святейшеству с нашей душевной просьбой предать о. Павла Адельгейма церковному прещению за его клевету, гнусную провокацию против нашего Владыки, да и против всего Епископата нашей Русской Церкви, а его книгу считать как душевредную, подлежащей уничтожению.

 

Участник Епархиального Совета: Книга «Догмат о Церкви» - актуальная и нужная для церковного самосознания - отнюдь не является персональной инвективой против правящего архиерея, как это может показаться при поверхностном знакомстве с нею. В XX веке под угрозой исчезновения оказались структуры, на которых веками строилась жизнь: уничтожены общественные классы, на наших глазах разрушается семья. В результате коммунистического террора и апостасиса исчезает одно из важнейших свойств Христовой Церкви - соборность, волей-неволей подменяемая ныне корпоративной властью епископата. Нужно воспользоваться той исторической передышкой, какую нам предоставляет нынешнее время, чтобы возродить в церковной жизни дух свободы и творчества, преодолеть опасное дистанцирование интеллигенции от церковной деятельности. Как верно отметил в свое время Н.А. Бердяев в «философии свободного духа»: «Церковь, выявляясь и воплощаясь в мире природном историческом, может принимать формы, свойственные этому миру». К его словам можно добавить: «и язвы этого мира». «Духовный сталинизм» - одна из язв этого мира, которой болеет Церковь.

Участник Епархиального Совета: Ваше Высокопреосвященство, свою книгу о Павел послал священноначалию, фактически во вторую инстанцию церковного суда, поскольку в книге затрагивается вопрос управления епархией Вашего Высокопреосвященства, с указанием на отрицательные моменты этого управления. В этой деликатной ситуации священнику Псковской Епархии не уместно обсуждать действия своего Архиерея. В связи с этим, я воздержусь высказывать личное мнение по положениям книги, где затрагиваются отношения Архиерея и священника. Остальное содержание книги произвело на меня хорошее впечатление. Автор затронул актуальные проблемы современной церковной жизни, четко изложил свою позицию и убедительно ее аргументировал.

 

 


Письмо читателя:

Сразу после первого прочтения книги о. Павла у меня появилось желание ее перечитать с тем, чтобы уяснить основные принципы управления церковью и некоторые вещи даже выучить наизусть, например: «Епархиальное собрание предусмотрено уставом РПЦ для «соборного содействия клира и мирян в каноническом управлении местной церковью - епархией»». Понимание этих вещей необходимо и для себя самого, и если Господь приведет когда-нибудь говорить о церкви и отстаивать ее права на официальном уровне. Мне кажется, на самом деле проблема коренится не только в частом нарушении канонов иерархией, не только в подмене служения людям армейской дисциплиной, послушания - подчинением, но в равнодушии современных христиан к церковным вопросам, в безответственности за нашу общую церковь, непросвещенности и перенесением рабской советской психологии в Церковь Христову. Христос готов нас принять такими, какие мы есть, какие мы к Нему приходим, но было бы странно с нашей стороны оставаться такими же. Когда человек приходит в церковь, для него естественно интересоваться, в первую очередь, личным благочестием. Но когда он в церкви три, пять и более лет, и его по-прежнему волнуют только собственные проблемы, это показывает его реальную несоединенность с другими людьми и Богом и становится грехом. Реальное его положение в церкви оказывается сомнительным, как сомнительно положение человека, который живет в семье, где масса проблем, а он не хочет видеть эти проблемы, не хочет знать, какова норма жизни в семье и как поправить свою собственную жизнь. Эта незаинтересованность христиан в церкви позволяет «разным духам» жить в ней и управлять ею, а мы часто даже не имеем и не хотим иметь глаз, чтобы видеть это. Положение кажется безвыходным. И это отражается в настроении отца Павла Адельгейма, когда он говорит, на что рассчитывает, публикуя свою книгу. Я приведу здесь эти слова. Это самый последний абзац: «У меня немного надежды быть услышанным. К свидетелям бывает разное отношение. Изредка им внимают. Чаще убивают, как пел когда-то В. Высоцкий: «Провидцев, как и очевидцев, во все века сжигали на кострах».

Хочется сказать: «да не будет», но я понимаю, что это зависит в том числе и от нас.

Александра ОШАРИНА

КИФА №3(6), март 2003 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!