Люди ждали от церкви откровения Интервью с о. Павлом Адельгеймом на конференции СФИ «Вера - диалог - общение: проблемы диалога церкви и общества» «Кифа»: О. Павел, Вы уже не первый раз на конференциях СФИ. Что, на Ваш взгляд, объединяет все эти конференции, что оставляет наиболее глубокий след в Вашей памяти, в Вашем сердце? Прот. Павел Адельгейм: Сам по себе приезд в Москву для провинциала, целый год никуда не выезжающего - я приезжаю только к вам, больше я из Пскова не выезжаю - уже освежает. С другой стороны, здесь, на конференции, замечательная обстановка внутренней свободы, глоток свежего воздуха. Со всеми людьми можно разговаривать, и все тебе рады, это замечательно. Наконец, третье: сама по себе конференция, где присутствуют такие серьезные, умные и образованные люди, стимулирует, заставляет работать. Хочу или не хочу, если приглашают делать доклад, приходится вкладывать силы, сидеть и трудиться. Я много работал над последним докладом. Обдумывать его начал зимой, а основательно сидел над ним не меньше полугода. Конференция, конечно, очень стимулирует. Это замечательно. Если говорить о нынешней конференции и ее теме - как Вы думаете, есть ли будущее у диалога церкви и общества? Если есть, то каково оно, каким оно Вам видится? На диалог церкви и общества больших надежд я не возлагаю. Андрей Борисович Зубов был прав, когда говорил сегодня, что диалог - когда двое встречаются во взаимном разговоре, а здесь, скорее, некоторая вовлеченность церкви и общества, соучастие. В конце 80-х - начале 90-х люди ждали от церкви откровения. К сожалению, они в своих ожиданиях обманулись. Ещё в 70-х, когда возможности миссии и проповеди для церкви были закрыты, о. Сергий Желудков говорил: у меня бывает страшный сон. Открылась возможность проповеди: телевидение для нас выделяет программу и время, можно проповедовать по радио, нас повсюду зовут - а нам сказать нечего. Сбылись его опасения. Не потому, что сказать нечего. Служители церкви уклонились от творческого общения. Они не вышли навстречу социально-культурным исканиям. Современному сознанию предложили вписаться в круг устоявшихся стереотипов церковного быта, в котором много нехристианского, языческого, магического, недостоверного и неподлинного. Церковная власть не позволила возродить и продолжить ревизию церковной жизни и мысли, предпринятую Поместным Собором 1917 года. Многие разочаровались в общении с церковью. Они отошли потому, что не нашли в ней того, что ожидали. Используя термины экономики, можно сказать: теперь «спроса» нет. А без «спроса» теряет смысл «предложение». Надеюсь, что ситуация изменится, но оснований для надежды мало. Люди приходят понемногу, появляются новые люди, робко приходит интеллигенция, мужская часть человечества, но это очень-очень медленный процесс. Приход живет, понемногу какие-то изменения в нем накапливаются, но очень медленно. Каково, по Вашему мнению, место движений в этом диалоге? Преображенское движение создаёт уникальное поле общения церкви и общества. А где еще есть пространство свободного общения? Я не знаю. Движение, сложившееся чудесным образом, позволяет сохранять надежду, что церковь и общество найдут общий язык. Взаимное влияние необходимо. Церковь должна преобразить общественную жизнь. Но для того, чтобы влиять на общество, церковь должна обрести общественное доверие. Оно начинается с искренности и открытости навстречу друг другу. Можно еще несколько слов в конце - Ваши пожелания нашим читателям? Что ж, могу сказать, что отношусь к вашему изданию с доверием. То, что пишется, пишется искренне. Я желаю читателям доверять «Кифе». КИФА №9(24), сентябрь 2004 года |