gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow Люди ждали от церкви откровения. Беседа с о. Павлом Адельгеймом после конференции СФИ «Вера - диалог - общение: проблемы диалога церкви и общества»
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
07.09.2004 г.

Люди ждали от церкви откровения

Интервью с о. Павлом Адельгеймом на конференции СФИ «Вера - диалог - общение: проблемы диалога церкви и общества»

«Кифа»: О. Павел, Вы уже не первый раз на конференциях СФИ. Что, на Ваш взгляд, объединяет все эти конференции, что оставляет наиболее глубокий след в Вашей памяти, в Вашем сердце?

Прот. Павел Адельгейм: Сам по себе приезд в Москву для провинциала, целый год никуда не выезжающего - я приезжаю только к вам, больше я из Пскова не выезжаю - уже освежает. С другой стороны, здесь, на конференции, замечательная обстановка внутренней свободы, глоток свежего воздуха. Со всеми людьми можно разговаривать, и все тебе рады, это замечательно. Наконец, третье: сама по себе конференция, где присутствуют такие серьезные, умные и образованные люди, стимулирует, заставляет работать. Хочу или не хочу, если приглашают делать доклад, приходится вкладывать силы, сидеть и трудиться. Я много работал над последним докладом. Обдумывать его начал зимой, а основательно сидел над ним не меньше полугода. Конференция, конечно, очень стимулирует. Это замечательно.

Если говорить о нынешней конференции и ее теме - как Вы думаете, есть ли будущее у диалога церкви и общества? Если есть, то каково оно, каким оно Вам видится?

На диалог церкви и общества больших надежд я не возлагаю. Андрей Борисович Зубов был прав, когда говорил сегодня, что диалог - когда двое встречаются во взаимном разговоре, а здесь, скорее, некоторая вовлеченность церкви и общества, соучастие. В конце 80-х - начале 90-х люди ждали от церкви откровения. К сожалению, они в своих ожиданиях обманулись. Ещё в 70-х, когда возможности миссии и проповеди для церкви были закрыты, о. Сергий Желудков говорил: у меня бывает страшный сон. Открылась возможность проповеди: телевидение для нас выделяет программу и время, можно проповедовать по радио, нас повсюду зовут - а нам сказать нечего. Сбылись его опасения. Не потому, что сказать нечего. Служители церкви уклонились от творческого общения. Они не вышли навстречу социально-культурным исканиям. Современному сознанию предложили вписаться в круг устоявшихся стереотипов церковного быта, в котором много нехристианского, языческого, магического, недостоверного и неподлинного. Церковная власть не позволила возродить и продолжить ревизию церковной жизни и мысли, предпринятую Поместным Собором 1917 года. Многие разочаровались в общении с церковью. Они отошли потому, что не нашли в ней того, что ожидали. Используя термины экономики, можно сказать: теперь «спроса» нет. А без «спроса» теряет смысл «предложение». Надеюсь, что ситуация изменится, но оснований для надежды мало. Люди приходят понемногу, появляются новые люди, робко приходит интеллигенция, мужская часть человечества, но это очень-очень медленный процесс. Приход живет, понемногу какие-то изменения в нем накапливаются, но очень медленно.

Каково, по Вашему мнению, место движений в этом диалоге?

Преображенское движение создаёт уникальное поле общения церкви и общества. А где еще есть пространство свободного общения? Я не знаю. Движение, сложившееся чудесным образом, позволяет сохранять надежду, что церковь и общество найдут общий язык. Взаимное влияние необходимо. Церковь должна преобразить общественную жизнь. Но для того, чтобы влиять на общество, церковь должна обрести общественное доверие. Оно начинается с искренности и открытости навстречу друг другу.

Можно еще несколько слов в конце - Ваши пожелания нашим читателям?

Что ж, могу сказать, что отношусь к вашему изданию с доверием. То, что пишется, пишется искренне. Я желаю читателям доверять «Кифе».

КИФА №9(24), сентябрь 2004 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!