gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы катехизации arrow О критериях перехода на основной этап катехизации, его «костяке» и о многом другом. Интервью с участниками конференции СФИ
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
02.07.2013 г.

О критериях перехода на основной этап катехизации, его «костяке» и о многом другом

Интервью с участниками конференции СФИ «Традиция святоотеческой катехизации: основной этап»

Священник Виктор ДунаевКогда Вы ехали на эту конференцию, был ли у Вас какой-то вопрос, который интересовал Вас больше всего?

Священник Виктор Дунаев: Мне прежде всего важна сама тема конференции: второй этап оглашения. Потому что сейчас мои группы как раз подходят к этому этапу: они завершают первый этап. И мне, конечно, важно перенять этот опыт, в нём разобраться. Я это уже увидел на практике, теперь нужно теоретически весь этот объём как-то так охватить, чтобы помочь оглашаемым пройти этот этап.

Самая большая проблема в том, что нет вопросов. Когда есть вопросы - дело уже наполовину решено. А вот когда ты, может быть, чего-то не знаешь (а кажется, что знаешь), послушать людей, которые много лет занимаются этим и озвучивают все те проблемные места, все те моменты, которые важны и о которых я, может быть, и не думал, - вот это важно. Именно поэтому я здесь, собственно, собираюсь только слушать. Ну а если будут вопросы, буду, конечно, задавать. Но мне очень важно увидеть вот этот объём, широту всего того, что говорится.

Священник Пётр БоевСвященник Пётр Боев: У меня масса вопросов. И у меня такая жизненная установка - постоянно созидать, развиваться, углубляться.

Меня вообще интересуют очень многие вопросы. Это не только вопросы оглашения, но и вопрос взаимоотношений христиан, и вопрос взаимоотношений верующих и неверующих. Вопрос вхождения неверующих в пространство этого общения. В целом то, чем мы здесь занимаемся, затрагивает все вопросы, которые меня волнуют. Поэтому я здесь. Меня привлекает прежде всего именно живой формат обсуждения, формат личных встреч. И то, что за трапезой можно побеседовать, и во время перерывов. Я бывал на разных конференциях и могу сказать, что здесь это общение достигается в полноте.

Игумен Агафангел (Белых)Игумен Агафангел (Белых): Прежде всего это то, что сейчас больше всего и обсуждается: критерии перехода на основной этап и критерии его завершения. Это очень важный момент. Да, мы можем теоретически всё хорошо объяснить, выстроить всё на бумаге в соответствии с традицией. Но когда перед тобой конкретный человек, то ты должен принять решение: крестить или попросить его задержаться на этом этапе. Для меня, как для священника, который постоянно с этим сталкивается, важно было разрешить этот вопрос критерия. Когда я для себя должен решить: ну да, уже надо крестить. Или сказать человеку: давайте подождём.

Священник Димитрий Третьяков: Я не планировал быть на конференции, но участвовать в ней приехали и мой двоюродный брат, о. Пётр Боев, и друг - о. Стефан Нохрин, с которым мы вместе учились в семинарии. И благодаря им я приехал сюда. Но я об этой конференции слышал и знал, и сама её тематика близка той деятельности, которой мне приходится заниматься: в благочинии у меня должность председателя Миссионерского отдела, но, как часто бывает, это связано и с катехизацией. Например, на приходе в нашем Троицком соборе непосредственно оглашением занимаюсь я и ещё один священник. Поэтому опыт, материалы надо откуда-то черпать. Зачем изобретать колесо, когда всё уже давно есть?

Но, конечно, в той мере, в которой хотелось бы, у нас ничего нет, только четыре беседы перед крещением. И пока что нет возможности перевести это в какие-то другие формы. Да и людей нет, и поддержки такой, какой хотелось бы. Может быть, ещё и сил, и опыта мало. Так что какого-то особого настроя на участие в конференции, конкретного вопроса не было, хотя тема мне была известна: основной этап катехизации. Как раз ему эти четыре беседы и должны соответствовать. Интересно, что у нас на приходе священник, который организовал беседы перед крещением и до меня ими занимался, выстроил их по книжке священника Даниила Сысоева «Пять бесед». Там суть и содержание иные и темы выстроены по-другому. Изначально этих бесед в соборе было шесть, и их разделили на всех священников прихода: каждый вёл по две беседы. Но не все проводили их так, как хотелось о. Анатолию, который всё это организовывал. И тогда он сказал: «Ладно, сделаю четыре, сколько могу сам осилить» и вёл всё сам. И мне эти выстроенные им темы достались, можно сказать, в наследство. В будущем, может быть, нужно будет что-то менять. Поэтому я и приехал на конференцию - чтобы почерпнуть опыт (я сам только недавно начал вникать во всю эту систему). Поэтому для меня всё новое, я ещё только всё изучаю.

Священник Алексий НагорныйПолучили ли Вы какие-то важные для Вас ответы?

Священник Алексий Нагорный: Думаю, что не на все вопросы, но на часть вопросов - да. Для меня самого эта тема не хочу сказать, что новая, она в развитии. Поэтому на некоторые вопросы я получаю ответы, на некоторые, я думаю, получить ответы можно будет на следующих конференциях или в своих личных раздумьях.

В чем состоят эти ответы? Во-первых, из этой конференции и из прочтенной литературы я вынес твёрдое убеждение - и с каждым разом это убеждение становится всё тверже - в том, что катехизация необходима. А во-вторых, необходима не только катехизация, но ещё и последующее сопровождение тех, кто принимает крещение.

Общение с ними, поддержка, оказание им помощи в воцерковлении - это тоже вещь очень необходимая. В основном акцент почему-то делается на оглашении до крещения (не говорю, что в Преображенском братстве, а во всей церкви, с того времени, как приняли обязательное постановление о катехизации). А сопровождение после крещения - это тоже немаловажный момент.

Священник Димитрий ТретьяковЧто показалось Вам наиболее важным?

Священник Димитрий Третьяков: Мне всё интересно, любая тема, которая здесь обсуждается. Тот же основной этап - как это можно сделать в кратком и в полном варианте. Интересно, что на конференции акцент стараются сделать на том, что должно быть основным, в чём «костяк», а то, как это всё будет «обрастать», можно решить уже исходя из своего опыта на приходе. Важно, что стараются донести какие-то пункты, которые нужно при любом количестве бесед сохранить.

А на сайт «Кateheo.ru» будете заходить? Там будет круглогодичное продолжение обсуждения, начатого на конференции.

Конечно, буду. Материалов у меня нет. Я хотел бы с ними познакомиться.

* * *

В прошедшей конференции по катехизации впервые приняли участие представители христианских конфессий, рассказавшие на одной из встреч о том, как происходит подготовка к крещению в их церквах. Мы попросили сестру Марию Стецка, секретаря катехетической комиссии архиепархии Римо-католической церкви в Москве, ответить на несколько вопросов.

Много ли человек входит в движение неокатехумената?

Неокатехуменат - это отдельное движение в Католической церкви, возникшее в Испании. В России, в том числе и в Москве, тоже существуют группы, принадлежащие к этому движению. Но я не специалист по неокатехуменату. У нас просто приход кафедрального собора Непорочного зачатия Святой Девы Марии, и там существует уже много лет катехуменат взрослых, которые готовятся к крещению или к началу участия в таинствах исповеди и причастия, если в детстве они были крещены, но никогда не проходили просвещение.

Сестра Мария СтецкаЭто обычная практика, которая сейчас существует в Католической церкви?

Да, в 1972 году, после Ватиканского собора, был издан чин христианского просвещения взрослых. Он проверялся в Африке, в странах миссии, где действительно распространено язычество. Но мало-помалу оказалось, что и в Америке очень полезно пользоваться этой системой оглашения, и в Европе, где всё меньше и меньше крестят детей.

Сколько в Вашем приходе воцерковляется людей в течение года и сколько из них крестятся во взрослом возрасте после катехизации?

Ситуация кафедрального собора в Москве несравнима с тем, что происходит в глубинке. У нас в соборе обычно шестьдесят процентов тех, кто приходит, после двух лет подготовки принимает крещение. Группы заканчивают катехизацию на Пасху, на конец литургического года и на Пятидесятницу. Сейчас наш епископ хочет все эти группы соединить, получится это или не получится, не знаю. В течение года принимают крещение 50-70 человек. Тех, кто готовится к первой исповеди, к первому причастию, примерно в два раза больше. Для некрещёных не бывает исповеди, потому что она невозможна перед крещением. Мы говорим, что крещение снимает все грехи, но на евангельских примерах показываем, что нужен дух покаяния. Перед крещением бывает индивидуальный разговор.

На заседаниях, на которых Вы были, что показалось Вам самым важным?

Меня восхищает, как у вас уже все организовано - и система, и люди. И вовлечённость священников, которые серьёзно к этому относятся, и рефлексия над тем, что происходит. У нас настоящий катехуменат есть точечно в некоторых епархиях, далеко ещё не везде.

Вопросы участникам и гостям конференции задавали Анастасия Наконечная, Александра Колымагина и Дарья Макеева

Продолжение материала будет опубликовано в следующем номере

КИФА №7(161), июнь 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!