gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Профессор Андрей Зубов: Об учебнике истории, в котором не написано про сталинские репрессии
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
15.06.2013 г.

Профессор Андрей Зубов: Об учебнике истории, в котором не написано про сталинские репрессии

 

Авторы концепции единого учебника по истории России намерены дать учителям разъяснения по более чем 30 спорным вопросам. В списке упоминаются имена большинства советских и российских лидеров, включая Иосифа Сталина, Никиту Хрущева и Леонида Брежнева. Личности данных глав СССР рекомендуется рассматривать исключительно в рамках проведенных ими реформ, чтобы школьники сформировали «внутреннее убеждение, что именно такова была история, а для иных трактовок иметь барьер». К таким трактовкам отнесены, в частности, сталинских репрессии, упоминание которых в учебнике считается неудачным.

Комментирует Андрей Борисович Зубов, доктор исторических наук, профессор МГИМО:

- Реформы сами по себе ничего не значат, потому что реформы всегда делаются для блага людей. Реформы в государстве - политические, экономические и другие - делаются для того, чтобы люди жили более богато, более безопасно, надежно и счастливо. Поэтому удача или неудача реформы не в том, больше или меньше тонн чугуна произведено, а в том, что это дало людям.

Если ради реформ уничтожаются миллионы людей, совершаются такие злодеяния, как ленинский голодомор 1921-22 гг., сталинские голодоморы1932-33 и 1946-47 гг., если в результате реформ совершенно не подготовленная к войне страна терпит поражение в течение первых двух лет и теряет огромную часть своей территории, в том числе полностью шесть союзных республик, то это означает, что все эти реформы гроша ломаного не стоят, все это лишь агитка.

То же самое можно сказать и про реформы Хрущева, все его постоянные метания от совнархозов к министерствам - все это, в конечном счете, только расшатывало экономику страны. То же самое - брежневская деятельность, которая приводила к застою экономики, к тому, чтобы, в конечном счете, советское государство, советская система рухнула.

Поэтому, оценивая эти реформы по показателям выплавки чугуна, наращивания поголовья скота, производства танков, пушек и самолетов, нельзя забывать о том, что все это сделано и замешано на судьбах людей, на человеческой крови, на человеческой свободе, и, в конечном счете, привело к гибели не Советский Союз, а саму Россию, которая распалась и претерпела деградацию. Только тогда учитель сможет донести до учеников правду, которая будет принята и учениками, и их родителями.

А иначе это оглупление людей, которые опять начнут считать, что только увеличение территории державы и факт, что нас боялись во всем мире, имеет ценность, а не человеческие судьбы. Или, что более вероятно, это полная потеря доверия к такому единому учебнику истории, который сам по себе, на мой взгляд, совершенно ненужная вещь.

Мы, христиане, знаем, что у нас четыре Евангелия - четыре версии судьбы Спасителя, дополняющие друг друга. Мусульмане знают, что есть шесть хадисов - жизнеописаний Мухаммеда. Разве мы больше Христа и Мухаммеда, что создаем единый учебник истории, пренебрегая естественным для людей многообразием мнений и подходов? Кто мы такие? Кем мы себя делаем?

Власть, которая стремится все унифицировать, делает это явно не с чистой совестью, поэтому доверия к ней нет изначально.

- Как предотвратить замалчивание темы сталинских репрессий в преподавании истории?

- Нужно говорить о репрессиях не только сталинских, но и ленинских, с самого 1918 года и до конца советской власти. Андроповские репрессии - эти страшные «психушки», превращение нормальных людей в сумасшедших - это же тоже ужасно. Нельзя забывать и Новочеркасский расстрел 1962 года, и многое другое.

Мне кажется, что само общество должно выступить против единого учебника, потому что единый учебник - это абсолютно неестественное для нашей страны явление. Это чисто советское явление, последствие «Краткого курса истории ВКП (б)». Руководство страны воспитано в этом духе, и пытается преподносить людям историю в соответствии со своим воспитанием, как нечто монолитное, идеологически выверенное и неизменное.

На самом же деле свободное общество демократической страны должно иметь возможность выбора среди разнообразных подходов и пониманий исторического процесса. В любом случае, необходимы книги - и учебники, и просто книги по истории, одной из которых является, кстати, сделанный нами и издаваемый с 2009 года большими тиражами двухтомник «История России. ХХ век», где обо всем рассказано комплексно и без утайки.

В такой стране, как наша, пережившей долгий и тягостный период моноидейности, надо с особой тщательностью защищать общество от его рецидивов, а не насаждать эту моноидейность вновь в любой области гуманитарного знания, будь то история, философия, богословие, филология, языкознание или что-либо иное.

 

Материал с сайта pravmir.ru

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!