Человек умеет разговаривать, или зачем МИФИ кафедра теологии Появление в октябре 2012 года кафедры теологии в институте ядерной физики МИФИ вызвало широкий резонанс в общественных, научных и религиозных кругах нашей страны. Как это водится, точек зрения на это событие было, как минимум, две: теология - помощница физике, а лучшие физики - верующие люди, и, с другой стороны, открытие кафедры - это признак клерикализма общества. Обе они крайние и бескомпромиссные. В начале июня нынешнего года внимание СМИ снова было привлечено к этой дискуссии, которая почти год пребывала в вялотекущем режиме и вот - в сети появилось обращение академиков РАН количеством близким к сотне с требованием закрыть кафедру. «Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 14) и со здравым смыслом тоже». Обращение ученых было опубликовано еще в ноябре 2012 года как «открытое обращение, предназначенное для обнародования в прессе». Подписи были собраны под текстом с недоумением и контекстной просьбой закрыть кафедру. Об этом РИА осведомились у заместителя академика - секретаря Отделения физических наук РАН Михаила Романовского и получили ответ: «Мы (отделение) собирали подписи... Это было открытое обращение, предназначенное для обнародования в прессе, и все. Оно изначально предназначалось для подписания только членами академии, мы собрали около 100 подписей. Ни о какой отсылке куда-то речи не шло». Текст, поставленный на сайте Демократор.ру, очень похож на петицию академиков и существенно отличается лишь требованием «немедленно прекратить деятельность этой "кафедры" и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений». Выяснилось, что Романовский и не знает, кто отправил это письмо. Но письмо растиражировали в последней скандальной редакции. Каждый поддержал своих, провели десяток опросов в соц. сетях, а отец Всеволод Чаплин, который по долгу службы вынужден реагировать на подобные прецеденты, покрыл скандал мировоззренческим рассуждением. «Мировоззрения у нас равны, и ничто не должно препятствовать присутствию в системе образования как религиозного, так и агностического или атеистического мировоззрения, тем более что среди ученых-ядерщиков есть немало верующих людей, что совершенно не мешает им эффективно служить науке». И так по кругу. Попытки взвешенно посмотреть на ситуацию очень редки, но есть. Например, Правмир выдал на гора текст, в котором спокойно предъявил несколько фактов, которые в этом разговоре умалчиваются. Факты разного веса, но тон и подход хороши. Нашли и предъявили МИФИстов-священников, на историю вопроса посмотрели раньше, чем за 2012 год. С большим весом высказался протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия. «Инициатива сотрудничества НИЯУ МИФИ с Русской православной церковью принадлежит руководству университета, а отказ священнослужителю в праве осуществлять профессиональную деятельность преподавателя и ученого в светском вузе является дискриминацией по религиозному признаку, запрещенной Конвенцией "О защите прав человека и основных свобод"». При этом его выступление все же больше направлено на диалог. Он обстоятельно объяснил всем ещё раз, что кафедра в МИФИ открыта не для подготовки теологов, а для работы в общегуманитарном блоке. Что дело это не новое. Что в России «лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных вузов, и уже более десяти лет действует федеральный государственный образовательный стандарт по теологии». И, конечно, надо было сказать о том, что кафедру в МИФИ возглавляет не просто «православный священник», как это сказано в обращении академиков, а митрополит Иларион - «известный в академических кругах богослов и специалист по патристике». И, наконец, аргумент, после которого можно ставить точку. «Кафедра теологии является структурным подразделением НИЯУ МИФИ, а не церковной структурой. Кафедра теологии осуществляет не религиозную, а исключительно образовательную деятельность в рамках российского законодательства, устава университета и под контролем соответствующих административных органов университета». Однако, о. Владимир все же предлагает не останавливаться, а продолжать разговор, если для этого есть почва. А есть почва? Неужели общество вернулось к дремучей риторике, когда наука и Церковь снова оказались по разные стороны от линии фронта? И что это за история с «нарастающими клерикальными настроениями»? Очевидно, что есть обратный ход, и СМИ регулярно льют воду на мельницу антиклерикальных общественных настроений. Неужели ученый мир не диалогичен? Кажется, что нет. Свято-Филаретовский институт регулярно проводит круглые столы с ведущими специалистами-космологами, а рассуждения о взаимной необходимости интеллигенции и Церкви сейчас стали просто правилом хорошего тона. Сразу за упомянутым СФИ эту тему стали прорабатывать через издательский совет РПЦ, а на уровне Межсоборного присутствия провели исследовательский семинар по диалогу религии и науки. Понятно, что это срез за последний месяц, и можно найти ещё многие и многие попытки наведения мостов между верой и наукой через наследие советского ханжества и невежества. Также понятно, что далеко не всё делается с прицелом на результат. Номенклатура - это бич русского человека, и галочки в отчетах часто оказываются важнее высокой цели. Тем не менее, это препятствие преодолимо, если с обеих сторон будут люди, которые не побоятся регулярных усилий для разрабатывания пространства общения, взаимопонимания и, в конечном счете, бесконечного взаимного культурного, образовательного и духовного обогащения. А пока мы имеем скандал местного значения, раздутый заинтересованными сторонами. Научному миру, Церкви, студентам, прихожанам вопрос существования кафедры теологии в научном институте не кажется таким острым. Более того, многие даже не в курсе, что несколько человек наверху обсуждают это с такой серьезностью. И, наверное, было бы лучше, если бы вопросы веры и образования больше интересовали простых людей. А для этого и нам нужно больше интересоваться друг другом, а не поддаваться на провокации и отвлекающие маневры, чтобы не упускать из центра внимания главного. Андрей ВАСЕНЁВ Информационное агентство «КИФА» |