Оглашение - это не «система образования» с жёсткой программой Интервью со священником Георгием Кочетковым В конце 1970-х из индивидуальной формы оглашения и оглашения в малых группах, практиковавшейся Георгием Кочетковым, родилась регулярная катехизация в больших группах. Поводом стала обращённая к нему просьба отца Аркадия Шатова помочь в подготовке прихожан к крещению. Так в 1979 году появилась первая огласительная группа. Это потребовало осмысления опыта индивидуальной катехизации и приведения его в некоторый порядок, в систему. Результатом стало возникновение программы оглашения (в настоящее время это программа второго этапа), которая имела несколько направлений. Во-первых, она состояла из 14 (в какое-то время - из 16) тем, помогавших катехумену ознакомиться со всей полнотой православной традиции по основным вопросам. Темы возникли из Символа веры. Слушая их, человек внутренне подготавливался к тому, чтобы общецерковный Символ веры становился его личным, внутренне ему близким и понятным. Кроме этого, оглашение предполагало серьёзные этические требования, предъявляемые катехумену. Это касалось принятия и исполнения им в своей жизни Закона. Естественно, катехумены участвовали еженедельно в вечерних и утренних богослужениях. Необходима была и личная молитва своими словами. Через какое-то время к этому комплексу добавилось таинствоводство (третий этап, мистагогия), а ещё через какое-то время первый этап - оглашение «слушающих». Накануне конференции, посвящённой осмыслению основного, второго этапа оглашения, мы попросили о. Георгия Кочеткова ответить на несколько вопросов. * * * Второй этап - это самая ранняя, появившаяся прежде других часть разработанной Вами системы оглашения. Значит ли это, что она самая главная и без неё нельзя обойтись? Вы говорили, что есть люди, которым можно вместо третьего этапа прочитать несколько книг. А вместо второго можно ли дать человеку книгу или нужно обязательно живое общение, чтобы что-то произошло? И что именно тут должно произойти? Живое общение нельзя заменить ничем и никогда ни на первом, ни на втором, ни на третьем этапе оглашения, как и вообще в человеческой жизни. В этом смысле альтернативы ему нет. Когда в христианской жизни есть возможность что-то устраивать в реальности живого общения, то это всегда лучше. Но, конечно, есть разница в степени экзистенциальности разных этапов оглашения. Первый этап в этом плане «наименее выигрышный», поэтому он и проходит в традиции нашей системы оглашения исключительно в интерактивной форме. Второй этап - это уже обсуждение определённых концептуальных тем, довольно больших и трудных, над которыми люди бьются веками и тысячелетиями. На этом этапе нужно представить христианство на керигматическом уровне. Это возвещение Истины, возвещение Христова Слова, Христова дела, которое есть дело Отца. А третий этап - это область догматическая. Сюда ещё входит всё, что связано с другими таинствами Церкви - таинствами литургическими и таинствами жизни (что особенно трудно), то есть с понятием о человеке и его призвании и с аскетикой... На эти темы написано много замечательных книг, поэтому если люди не вмещают материал третьего этапа (а такое, увы, встречается нередко), то мы можем - конечно, не полностью, а только частично - сократить его, как-то упростить с помощью богословской, аскетической и литургической литературы. Здесь есть достаточно простые и в то же время глубокие книги. Конечно, это ни в коем случае не отменяет личного и церковного общения. Поэтому даже тогда, когда мы используем книги и переводим людей на режим индивидуального постижения таинств христианской веры, молитвы и жизни, мы всё равно не отменяем их участие в евхаристии, не отменяем совместных агап и встреч, где люди могут раскрыться сердцем, раскрыться душой. И это, конечно, невозможно заменить ничем. Таким образом, мы не противопоставляем разные этапы оглашения, мы предполагаем, что всё идёт с нарастающим итогом. Каждый катехизатор должен это знать. Но это ведь не отменяет особой роли второго этапа в оглашении? Второй этап имеет центральное значение, потому что всё-таки основой является не та или иная концепция, не просто то или иное представление о христианской жизни и вере. Всё, что делается на втором этапе, - это фундамент христианской жизни. Это то, что нужно всем и всегда. Если без тонкостей аскетического или догматического знания человек может прожить, не испытывая особых трудностей, то без Евангелия Христова, без любви ко Христу и без введения в основы христианской жизни прожить значительно труднее. Я считаю, что не случайно сложилось так, что второй этап стал главным, центральным, настолько важным в церковном сознании, что даже в те века, когда по сути катехизации в церкви уже не было, всё-таки оставались рекомендации краткого оглашения перед Крещением, оставались требования научить хотя бы основам, изъясняя Символ веры, евангельских блаженств и молитвы «Отче наш», давая понятия об основных заповедях как системе жизнеустройства человека. Эти вещи оставались всегда. Отцы Первого Вселенского собора с императором Константином, держащие Символ веры Что является главным для этого этапа? Во-первых, второй этап можно проводить по-разному. Можно его очень сократить, можно его изложить в течение короткого времени, в крайнем случае одной, двух, трёх бесед. Но пройти его надо в любом случае, даже если перед вами умирающий человек. Если человек, не буквально умирающий, но находящийся в крайней стадии по состоянию здоровья и по обстоятельствам своей жизни, хочет креститься, он должен решиться отдать своё сердце и свою жизнь Христу, даже если он живёт последние дни или часы на земле. Это очень важно. Не только человеческая жизнь, но и человеческая смерть должны быть достойными. Человеку отнюдь не безразлично, как он проводит свою жизнь и как он встречает свою «первую смерть», завершающую его жизнь на земле. Поэтому, конечно, главным является именно это утверждение в спасительной силе Христовой благодати, Христовой любви, способность попробовать их «на вкус» с помощью покаяния, с помощью всего того опыта этой благодати, который накоплен человеком. Просвещаемый должен показать по возможности какие-то плоды. Он должен уйти хотя бы от смертных грехов (мы говорим сейчас не о людях на смертном одре, а об обычных нормальных случаях). Человек должен уделить внимание себе, найти те возможности, которые позволили бы ему изменить жизнь, «трасцендироваться» - прорваться в ту область жизни, которая для него всегда была проблемой, всегда была закрытой. Вот что главное. В результате оглашения нужны не просто знания. Нужно изменить своё сердце, свою жизнь, подготовить себя к рождению от Духа Святого, рождению в Духе новой жизни во Христе. Эта жизнь должна начаться сразу после крещения или после первого причастия, но мы прекрасно знаем, что для того, чтобы это случилось, к принятию таинства нужно готовить людей. Очень редко случается так, что человек прорывается независимо ни от чего, без подготовки, да и то, если он даже «прорвётся», он может потерять свои духовные дары. И так ведь бывает, но этого нельзя допускать. Духовные дары должны приносить плоды, а не теряться человеком из-за неподготовленности и лености или из-за расслабленности церковных служителей. Темы второго этапа не прямо соотносятся с членами Символа веры. По какому принципу они построены? В основе второго этапа лежит логика Символа веры. И хотя это не всегда явно выражено в нашей системе оглашения, однако это действительно так. В огласительной системе есть всё, что есть в Символе веры, только оно построено в соответствии с восприятием современного человека, с его привычками и нуждами духовного познания. Поэтому одной из первых тем второго этапа оглашения является изъяснение и даже перевод для лучшего уяснения Никео-Цареградского Символа веры на русский язык. Все древние огласительные символы говорят более или менее об одном, в них заложена одна и та же логика, это плод одного и того же пласта церковного предания. И нарушать эту традицию, мне кажется, нельзя. Вот описание второго этапа, которое Вы давали более двадцати лет назад: «Евангельским оправданием, смыслом и целью 2-го оглашения является уготовление человека к принятию "нового вина" в Царстве Духа Божия, в первоначальном приобщении к откровению полноты Любви, Надежды и Веры, т. е. приведение новоуверовавшего к началу полной жизни в Боге и Его Церкви». Что бы Вы сегодня хотели в нём уточнить, прокомментировать? Это вполне адекватное изложение смысла второго этапа оглашения. Важно понимать, что оглашение - это не «система образования» с некоей жёсткой программой, а система научения, наставления на духовный путь, у которой есть много вариантов воплощения. Это возможность прийти ко Христу и жить с Ним, жить в благодати Духа Святого, в духе любви и свободы, в общении и служении. Вот что главное. И поэтому каждый катехизатор по-своему воплощает это, сохраняя главные черты церковного предания и придерживаясь общей системы оглашения. К сожалению, именно это часто не учитывается, что само по себе свидетельствует о том, что люди не вмещают Тайны свободы, Тайны любви, не понимают сути оглашения. Они привыкли относиться к оглашению как к учебному предмету - может быть, исходя из своего опыта учёбы в семинарии или чтения соответствующей литературы. Я сейчас слышу разные отзывы о нашей системе оглашения и удивляюсь некоторой их неадекватности, о чём можно только сожалеть. Подлинное возрождение оглашения способно поменять сами внутренние ориентиры, само сознание церковное в сторону его углубления, одухотворения и исполнения. И мне кажется, это важно именно сейчас для всех живущих в нашей церкви людей. КИФА №6(160), май 2013 года |