Из истории Свято-Филаретовского института К 25-летнему юбилею СФИ 1988 год. Создание высшей школы для катехизаторов, в будущем - СФИ Из интервью «По принципу дополнительности» (о концепции, положенной в основу Свято- Филаретовского института) и статьи «И обрести, и сохранить свободу - очень трудно» Священник Георгий Кочетков. 1989 г. Профессор священник Георгий Кочетков, основатель и ректор СФИ: Институт создавался в подполье, по принципу дополнительности, как возможная подмога в случае закрытия всех учебных заведений православной церкви, а может быть, даже приходов и монастырей. Нам казалось очень важным, чтобы церковь была готова к разным историческим вариантам развития. Ведь в 1980-е гг., когда институт начал существовать, никто не думал, что советская власть быстро кончится. Да, многие понимали, что она сгнила, но она была гнилой с самого начала и держалась десятилетиями. Поэтому можно было предположить, что эта гниль ещё довольно долго будет существовать и ещё способна принести потери церкви. И поэтому первое, что было необходимо, - обеспечить сохранение церковной духовной традиции, церковной культуры и церковной образованности для самой церкви. Поэтому вопрос о том, учим мы будущих священников или мирян, никогда не ставился специально. Это с самого начала было неважно. Образование нужно было для тех, кто был готов стать носителем церковной традиции в чрезвычайных, переходных, трудных, даже крайних условиях жизни церкви. Поэтому всё готовилось в расчёте на современность. Это должно было быть учебное заведение, которое бы впитало в себя самое лучшее, что есть в церковной традиции образования до 1917 года и после, в том числе и образования священнослужителей, а также в системе светского образования. Конечно, предполагалось, что люди, которые будут здесь учиться, будут, прежде всего, преданы церкви, что они смогут что-то делать ради Бога и ради церкви «в свободное от работы время». То есть это с самого начала было учебное заведение, которое приспосабливалось к тому, что студенты будут получать действительно серьёзное высшее образование не днём и не за стипендию или какие-то иные блага, такие как освобождение от армии и т. д., а преподаватели будут в нём трудиться, не получая за это зарплату, но вкладывая в это дело то, что они зарабатывают днём на работе. * * * Вы знаете, что в 1983 году на последнем курсе академии я начал писать свою магистерскую работу - «Таинственное введение в православную катехетику». Логика работы предполагала, что я должен описать всю систему оглашения как систему, являющуюся одной из основных сфер (или граней) церковного предания. Это тоже стало одним из стимулов подумать о высшем духовном образовании, т. к. одна из главок была посвящена подготовке катехизаторов. Довольно быстро я понял, что полноценно проводить катехизацию может только человек, который имеет высшее духовное образование. Даже если он средненький ученик, студент, он знает тот минимум, который не позволит ему фантазировать, т. е. улетать куда-то «в туманну даль». Он не будет однобок. В церкви самое страшное - это однобокость, ибо это порождает внутреннее или даже внешнее сектантство. И вот от однобокости надо было уходить, так же как от всякого рода духовного мещанства, и легковерия, и суеверия. Уже имея программу первого, второго и третьего этапов оглашения, я понял, что хорошим будет такой институт или высшая христианская школа, которая даст хорошее представление обо всех сторонах церковной традиции, которая введёт всесторонне, целостно и последовательно в эту традицию. Если говорить коротко, то из этого зёрнышка и родился наш институт. В 1986 году, как только я кончил писать свою магистерскую работу, я сразу стал разрабатывать концепцию конкретной программы высшей школы со списками литературы. Я понимал, что никакого официального разрешения мы не получим - об этом даже говорить открыто было нельзя, скажем, по телефону, поэтому всё делалось неофициально. Понятно, что нужно было рассчитывать, что всё будет на наших руках, что никаких денег никто не даст, всё будет исключительно на голом энтузиазме и в домашних условиях. Исходя из этого и пришлось работать. К 1988 году всё уже было готово. Получилось так, что именно в 1988 году, в начале февраля, родилась первая община - не огласительная группа, как вы понимаете, а община, то, к чему мы стремились с середины 1970-х годов. Всё это одно другое поддерживало. Братство ещё не было выявлено, не было оформлено. Оно существовало только потенциально. Рождение общины позволило всерьёз говорить не только о системе образования и о концепции, а иметь ту живую среду, к которой всё это могло быть естественным образом приложено. Поэтому в июле 1988 года практически вся первая община поступила в институт, который назывался тогда просто христианской школой, и больше никак. Нам ведь тогда не до куража было, нам нужно было называть всё как можно короче и проще, потому что, не забудьте, всё это было неофициально. 1996 год. Создан Попечительский совет СФИ Из слова протопресвитера Виталия Борового, члена Попечительского совета, на актовом дне СФИ в 2006 году ...Я считаю, что это моё, может быть, последнее слово к вам, своего рода, несмотря на моё ничтожество, можно сказать - как бы братское завещание вам. Дорогие братья и сёстры, друзья, помощники и молитвенники мои! Вот вас приветствовали официальные лица, а мне выпало говорить это приветствие, несмотря на то, что я сижу. И я хочу сказать, что через день-два будет праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, а сейчас память владыки святителя Филарета, вашего небесного покровителя. Вы знаете историю святителя Филарета без меня - иногда трудности, которые он переживал и преодолел к своему времени, а потом, когда он стал святителем Московским, то укрепил православие московское на многая-многая лета. Так вот, приветствуя вас с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы, я хочу сказать: друзья мои, это вы, все собравшиеся, не только институт, а все, кто здесь собрался, и все, кто поздравлял в зачитанных приветствиях институт, все члены Русской православной церкви, приходов, епархий и других церковных структур, братств, движений - это вы все призваны ввести в храм всех людей бывшего советского простора, бывшей России, а нынешнего Содружества независимых государств и его содружеств - и Украины, и Белоруссии, и тех, кто на Кавказе, и на Ближнем, и на Дальнем Востоке. Вы все призваны ввести в храм народ верующий. Пресвятая Дева вошла в храм воспитатись о Господеви. Мы все призваны ввести людей, чтобы там воспитались они в Господе - в труде, в молитве, в постоянном бдении о будущем. ...Дорогие мои, вы все, вся Русская церковь призваны сейчас ввести в храм людей, которые считают, что они русские или бывшие русские и православные, и верующие. Вы всех призваны ввести в храм. Простите, вы мне скажете: «Врачу, исцелися сам, покажи же ты, кого и что ввел в храм». Грешен, но готов ещё дальше до последнего дня пытаться вводить людей в храм Господень, чтобы там воспитались мы все о Господеви. ...И я уверен, что Бог и Пресвятая Дева, праздник которой мы будем скоро праздновать, и святитель Филарет помогут Русской церкви и православной церкви везде и всюду привести и приводить людей ко Господу. С Богом! Все ко Господу! Аминь! Некоторые из членов попечительского совета СФИ. 1996 г. 2009 год. Институт получил государственную аккредитацию, и его выпускники стали получать дипломы государственного образца Из статьи «Признание или вызов? Как повлияет на жизнь Свято-Филаретовского института получение им государственной аккредитации» Дмитрий Сергеевич Гасак, проректор СФИ Дмитрий Гасак: Принципы духовной свободы и качества духовного образования, которое связано прежде всего с единством закона веры, закона молитвы и закона жизни, для нас остаются приоритетными. При этом мы стараемся выполнять, с одной стороны, нормы, устанавливаемые государством, а с другой стороны - церковные нормы. Собственно, та концепция образования, которой мы следуем, которую так серьёзно обсуждаем и стараемся воплощать по мере наших скромных сил, и заключается в том, что, с одной стороны, есть фундаментальный принцип свободы и братских отношений как внутреннего качества жизни института, а с другой стороны, есть образование как раскрытие церковной, православной, христианской традиции и научение человека этой традиции в связи с его жизнью, молитвой и верой. Для нас образование и духовный опыт - это вещи не одинаковые, но единые: не может быть одного без другого. Профессор Давид Гзгзян Давид Гзгзян, зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики: Если говорить об аккредитации нашего института, то тут сразу возникает несколько тем, но я бы сосредоточился, наверное, на одной. Это тема ответственности института в связи с приобретением статуса учреждения, которое имеет право выдавать диплом государственного образца. Ответственность в данном случае тоже тема широкая, трудно охватываемая. Почему? Потому что статус - вещь объективированная, и для того, чтобы получить возможность соответствовать некоему стандарту, в данном случае федеральному стандарту по теологии, приходится допускать в своей деятельности ряд условностей, которых мы в своё время могли избегать. Но в то же время это положение предполагает большую вовлечённость в публичную жизнь. Это и новая ответственность перед лицом нового типа абитуриентов, которых раньше у нас и не могло быть, а сейчас они хотя бы потенциально возможны. Возникает вопрос, как себя в этом случае вести. Проводить ли специальное собеседование при приёме? Я пока не знаю, не чувствую. Возможно, аккредитация института означает приобретение некоего публичного статуса не только в рамках государства, но и в церкви. Нужно сказать, что общая тенденция в развитии формальной стороны отечественного образования предполагает чуть ли не обязательное прохождение процедуры аккредитации, и это, с одной стороны, большой плюс, что нам удалось её пройти. С другой стороны, это означает, что мы попали в ситуацию, где появляются новые проблемы, решать которые сразу мы можем оказаться не готовы. Как в этих новых условиях совмещать традиции нашего института, которые всегда предполагали примат личной веры, а соответственно, содействие в духовном возрастании человека над любыми объективированными формами, даже над идеально организованным учебным процессом, с тем, что формальные стороны образования теперь поневоле становятся более значимыми, чем при прежнем нашем статусе? Эту проблему придётся решать. Очевидно, что есть некий вызов в том, что нужно сохранить всё лучшее и, возможно, его развить. Но как это сделать в новых условиях, нам ещё предстоит понять. КИФА №6(160), май 2013 года |