gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow Миссия родным и друзьям
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
07.06.2013 г.

Миссия родным и друзьям

О пророках в своём отечестве

Все мы помним слова Господа о «пророках в своем отечестве», сказан­ных Им в Назаретской синагоге: «И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него пре­мудрость эта и силы? Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосий, Симон и Иуда? И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это? И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме сво­ем» (Мф 13:54-57).

Мы часто оказываемся в роли тех самых «пророков в своем отечестве», потому что нашим родственникам, нашим друзьям, как правило, воспри­нять нас как людей, у которых можно чему-то научиться, очень трудно. Особенно старшему поколению. Им нужно буквально переступить через себя для этого, а они часто не могут и не хотят это делать. Даже признать не хотят, что у нас есть то, чего у них нет, даже если это им хочется, всё равно им трудно это сделать. Поэтому нужно большое смирение с нашей сто­роны, нужно это учитывать, особенно при свидетельстве мужьям, жёнам, родителям. И вот в этом случае важна помощь наших знакомых христиан - братьев и сестер. Они могут говорить те же слова, и с ними наши родствен­ники соглашаются, а нас не слышат.

Для возможности такого свиде­тельства нам нужно постараться поз­накомить наших неверующих друзей и родственников с верующими друзь­ями и родственниками. Самое главное в свидетельстве - это дружба и дове­рие. В «Житиях святых» мы можем найти удивительные примеры того, как даже в условиях гонений христиа­не использовали все имеющиеся у них возможности для свидетельства своим родным и друзьям, как призывали для этого на помощь других христиан. И, как правило, если мы с вами видим в месяцеслове длинный перечень имён с указанием степеней родства, то это именно такие примеры. Так, в послед­ний день года, 18/31 декабря, церковь молитвенно вспоминает мчч. Севас­тиана и дружину его: Никострата каз­нохранителя, жену его Зою, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Виктори­на, Тивуртия и Кастула.

«Дружиной» здесь названы друзья Севастиана, который был начальником дворцовой стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане и долго держал своё христианство в тайне, чтобы иметь возможность помогать христианам, заключаемым в тюрьму, куда он, как офицер римской армии, имел свободный доступ. Однажды двое из заключённых христиан, братья Маркеллин и Марк - друзья Севасти­ана, получили возможность отсрочки казни на месяц, с расчётом властей, что за это время родные склонят братьев к отречению от веры. Встреча братьев с родителями, жёнами, детьми, другими родственниками и друзьями произош­ла в доме казнохранителя Никострата, который обладал влиянием при импе­раторском дворе. Севастиан пришёл туда поддержать друзей и помолиться за них, но, поняв, что не может более скрывать свою веру, с силой призвал всех собравшихся обратиться ко Христу. Во время вдохновенной про­поведи его лицо озарилось сиянием, а некоторые из присутствующих видели около него ангелов. Затем Севастиан исцелил от немоты жену Никострата Зою, после чего все присутствующие родственники и друзья Маркеллина и Марка обратились в христианство, и хозяин дома - Никострат с женой тоже. Однако Севастиан поставил Никострату условие его крещения: он попросил привести всех заключённых, включая уголовных преступников, которым тоже проповедовал. Когда тот выполнил это условие, Севастиан про­вёл для всех уверовавших подготовку к крещению (оглашение) и позвал пресвитера для совершения таинства: «Все они стали готовиться ко святому крещению, писали свои имена и пода­вали пресвитеру. Первый подал свое имя Транквиллин, отец Маркеллина и Марка, после него шесть его друзей... потом Никострат с братом своим Кас­торием и Клавдий, после него два его сына Симфориан и Феликс, Маркия, мать Маркеллина и Марка, Симфороса, жена Клавдия, Зоя, жена Никострата, и весь дом Никострата - до 33 душ обоего пола, и, наконец, все приведен­ные из темницы, числом 16. И было всех приготовившихся ко крещению 64 человека». В этом же житии далее рас­сказывается о том, как Транквиллин, отец Маркеллина и Марка, обратил епарха города Рима Агрестия Хрома­тия, который, приняв крещение, по­жертвовал карьерой ради обретённой веры во Христа. После этого «Агрестий Хроматий с сыном Тивуртием и со всем домом своим крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа, так что число новопросвещённых простиралось до 1400 лиц обоего пола».

Сорок мучеников севастийских
Сорок мучеников севастийских всег­да были одним из самых любимых в церкви образов друзей, вместе принявших мучения и смерть за веру во Христа

Иногда только лишь присутствие верующих друзей или пресвитеров вдохновляло и укрепляло христи­ан на проповедь родным. В житии мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелев­сиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (16/29 января) мы встречаемся именно с та­кими примерами. Началась эта исто­рия с того, что епископ Смирнский Поликарп (ученик Иоанна Богослова) послал двух священников и дьякона в Галлию (ныне - Франция), потому что там начались гонения на христи­ан. В Галлии их принял в свой дом гостеприимный сенатор Фавст. «Когда он узнал, что гости - пресвитеры, то стал усердно просить их, чтобы они привели ко Христу чрез святое крещение его семейство, родных и знако­мых; сам он уже был христианином, лишь - тайным по причине гонения на христианство». Он желал привести ко Христу всё своё семейство, но сам не имел в себе решимости для свиде­тельства им. С помощью пресвитеров, присланных св. Поликарпом, он обра­тил в христианство и крестил своего сына Симфориана (ставшего потом мучеником). Потом Фавст вспомнил о своей родной сестре Леонилле (тоже тайной христианке) и её трёх внуках-близнецах, получивших прекрасное образование, но остающихся язычни­ками, как и их отец. Их бабка желала бы сделать внуков «воинами Христо­выми и посвятить на служение Ему». Фавст попросил пресвитеров помочь ей «просветить весь дом». И один из пресвитеров, Венигн, пошёл к ней. Леонилла с радостью приняла его и сразу же начала действовать. Её внуки в этот день приносили жертвы идолу богини Немезиды и принесли своей бабке жертвенного мяса в подарок. Но она демонстративно выбросила это мясо на съедение собакам. И очень энергично, с бескомпромиссностью обличая идолопоклонство внуков, она призвала их оставить всех идолов и веровать в Творца всего - Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Ин­тересно, что внуки Леониллы словно ждали её обличения и призыва: «Ког­да она замолчала, все в один голос отвечали ей: Зачем же ты молчала до сих пор пред нами о деле такой боль­шой важности? Зачем в течение столь долгого времени скрывала от нас путь истины и лучезарный свет?» Тут же пресвитер Венигн, тщательно научив юношей истинам христианской веры, крестил их и окончательно утвердил в вере. Впоследствии все они стали мучениками, но от веры не отреклись.

После таких примеров становится понятно, что ни возраст, ни немощи, ни гонения не могут помешать на­шему свидетельству, особенно если мы помогаем в этом друг другу. Как нам познакомить наших верующих и неверующих друзей и родственников? Сейчас это делается очень просто и естественно. Например, вы шли мимо, купили тортик и зашли чаю попить к своим верующим друзьям. А там - родственники неверующие, с кото­рыми можно познакомиться и пооб­щаться. Можно услышать возражение, что для таких чаепитий сейчас нет времени, что все загружены делами, что и так приходится разрываться между домом, работой и храмом... Но нам не надо разрываться, нам надо соединять, собирать со Христом. Не надо, чтобы разрыв между верующи­ми и неверующими членами нашей семьи, между верующими и неверую­щими друзьями увеличивался, надо, наоборот, искать пути соединения людей. Где мы можем всех перезнако­мить? Куда же мы можем позвать их? Давайте поговорим об этих возмож­ностях.

Праздник для бедных радостью

Мы собираемся вместе на празд­ники - Рождество, Новый год или Пасху - и зовём на праздник не только друг друга, но своих неверующих род­ственников и друзей. И наш праздник конечно без винопития. Мы их зовём к нам домой, чтобы они вместе с нами могли порадоваться. На празднике мы можем при этом вообще не упоминать ни о Боге, ни о Христе - мы просто общаемся друг с другом и с ними, говорим о смысле праздника, вместе смотрим фильм или какой-нибудь сюжет о нём. Мы красиво накрываем стол, мы готовимся и молимся об этой встрече, чтобы наши неверующие родственники и друзья на ней оттаяли сердцем. Потому что возможность просто посидеть в трезвой компании, попить чай, спокойно поговорить о чём-то, без всякой политики, идео­логии, вспомнить о чём-то хорошем, настоящем редко представляется в нашей жизни. Иногда нужно, чтобы человек просто присмотрелся, просто посмотрел бы на трезвых, вменяемых и интересных людей, которые обща­ются между собой без напряжения, без каких-то подколок. Тут важно качество дружеского общения. Из такой компании уходить не хочется... Мы это по себе знаем. Иногда только этого достаточно, чтобы появилось доверие, чтобы человек сам стал за­давать нам вопросы о смысле жиз­ни и смерти. Важно не устраивать диспутов, не обсуждать церковные и приходские проблемы, не выяснять отношения между собой, а просто дружески общаться и радоваться встрече.

Дни рождения - это золотой миссионерский резерв! Их можно отмечать так, что каждое из них будет событием для наших родных и друзей. Если нас позвали на день рождения, то мы можем подарить подарок со смыслом - книгу, фильм, картину, икону - и сопроводить это интересным рассказом или свиде­тельством. Если к нам пришли гости, то мы можем позвать вместе с родны­ми наших верующих друзей и тоже что-нибудь придумать или просто познакомить своих неверующих и верующих друзей. Важно, чтобы было это личное общение, потому что неверующие люди часто под церковью понимают структуру, организацию или даже «контору». И мы можем им свидетельствовать своим поведением, своим общением, что это не так, что церковь не только «храм с купола­ми» или «организация», но в первую очередь - собрание верующих людей. Очень разных людей, но, тем не менее, вместе служащих Богу.

Ещё кроме праздников и дней рождения могут быть другие формы общения: например, если мы затеваем какое-то дело дома - ремонт, переезд, мы зовём либо родственников нам помочь, либо наших братьев и сестёр поработать вместе с родственниками, и во время этой работы очень ин­тересное общение бывает, просто замечательное. Всё происходит есте­ственно.

Члены молодёжного Круга
Члены молодёжного «Круга» исполняют рождественские песнопения во время праздника, который они ежегодно проводят для своих нецерковных друзей. Рождество 2012 года

Делать добро вместе

Наших друзей мы можем при­общать потихонечку к нашей жизни. Можно просто пригласить на дачу - собирать ягоды, фрукты. Это заме­чательно! Особенно если эта помощь является помощью не только нам. Например, одна пожилая сестра по­могала детскому приюту, и из всего, что у неё на даче вырастает, она часть оставляла себе, а остальное отвозила в детский дом. При этом, поскольку она пожилой человек, ей нужна была помощь. И она своего маловерую­щего сына и его семью всегда про­сила: мол, помогите в детский приют отвезти помидоры, яблоки... Только очень бессердечный человек сможет нам отказать в такого рода просьбе! Интересно, что и сын, и его семья по­степенно воцерковились.

Мы можем просить помощи у наших неверующих родственников и друзей, когда сами делаем дела веры, любви и милосердия. Например, если мы регулярно собираем дома ненуж­ную нам обувь, одежду, чистим и сти­раем её и относим в социальный при­ют, то родственники и близкие друзья часто начинают нам в этом помогать, включаются в это дело. Дети даже привыкают, что если они вырастают из вещей, то мы их не выбрасываем, мы их отдаём, и они бережнее носят вещи. Когда в нашей жизни присутс­твует жертвенная любовь, память о других людях, то в семье это не остаётся незамеченным, и наши слова о Христе и Его любви тоже будут вос­приниматься по-другому. Милосердие и дела любви не только нам помогают исполнять Христовы заповеди, но и другим людям помогают преодоле­вать недоверие к Богу, к церкви. Если человек сам начинает совершать дела милосердия, то его сердце смягчается.

Иногда спрашивают, как расши­рить круг общения: дом - работа - храм. А у каждого из нас есть друзья и родственники, и мы с ними незна­комы. Это огромный круг общения. Какой тут скрыт огромный потенци­ал! Ведь иногда человек совершенно не восприимчив к словам брата или сестры, а мы там два слова оброним, не имея даже их в виду, и эти слова вдруг попадают им прямо в сердце....

Пойдем с нами!

Миссия, нормальная миссия идёт сама собой. Вся наша жизнь является свидетельством, и если мы живём жизнью насыщенной, интересной, полной, то жить вместе с нами - не скучно. Мы идём с братьями и сёст­рами на экскурсию, на концерт или на интересную встречу - зовём родных и друзей с собой, идём на прогулку в парк, выезжаем за город - и тоже при­глашаем их, чтобы общаться.

Есть один интересный древний христианский текст II века, диалог «Октавий», автор которого - Марк Минуций Феликс описывает прогулку на берегу моря троих друзей. Двое из них - христиане, Марк и Октавий, а третий - язычник Цецилий. Друзья вначале просто наслаждаются хоро­шей погодой, бросают в море камешки и любуются кругами на воде. Разговор их постепенно переходит на духовные предметы, на философию и религию, и в этой дружеской беседе твёрдые вначале языческие убеждения Цеци­лия дают трещину, а его предубеж­дение против христиан проходит, и в конце беседы он уже с симпатией относится к вере друзей-христиан.

Очень хорошо вместе ходить в музеи и в другие памятные места, ведь память, в том числе припоминание истории, оживляет духовную жизнь человека. Кто помнит прошлое - тот думает и о будущем. И если человек уже ищет смысл в жизни, то его поиск может усилиться и углубиться от при­поминания, если он не ищет, то поиск может начаться. Важно понимать, что если мы сами ходим на выставки и концерты, на встречи с интересными людьми, то мы родных и друзей тоже можем пригласить, если мы сами не ходим, то и позвать нам будет неку­да. Насколько мы включены в жизнь церкви, братства, насколько насыщена наша жизнь событиями, настолько мы можем других людей приглашать соучаствовать в ней. Нам нужно по­думать, поразмышлять, иногда даже посоветоваться с другими, чтобы найти у себя в жизни возможности для свидетельства, для общения.

Ещё важно, чтобы атмосфера на наших встречах и экскурсиях была спокойная, мирная, без напряжения и показухи для того чтобы люди могли успокоиться и избавиться от своего страха перед церковью и конкретно перед верующими людьми, с которы­ми им потом и дальше общаться.

Очень хорошо, если рядом с ищу­щим или сомневающимся человеком есть сочувствующий, внимательный и готовый помочь верующий человек, который поддержит и вдохновит в трудную минуту сомнений и испы­таний. Ответственность поручителя, крестного именно в этом. Так что если мы человека приводим к Богу и пору­чаемся за него, нужно ему помогать всё время, пока он не воцерковится, пока он сам не начнёт служить Богу. И тогда люди редко уходят из церкви. Мы становимся родными через это общение во Христе.

Наталья Адаменко

Эту и другие беседы на тему «Миссия род­ным и друзьям» можно прочитать на сайте Преображенского братства http://psmb.ru

КИФА №6(160), май 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!