gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Литературоведение как акт христианского сопротивления
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
05.06.2013 г.

Литературоведение как акт христианского сопротивления

Иван Есаулов представил свою книгу «Русская классика: новое понимание»

ImageПрезентация книги Ивана Есаулова «Русская классика: новое понимание» (СПб: Алетейя, 2012) состоялась 4 июня в Культурном центре «Покровские ворота». Автор - доктор филологических наук, литературовед и критик, директор Центра литературоведческих исследований РПУ, профессор - представляет новую концепцию истории русской литературы, основанную на выявлении ее христианского содержания.

Такой подход автор называет новым, но отнюдь не с гордостью первооткрывателя, а, скорее, с сожалением по поводу того, что столь очевидные, с его точки зрения, вещи до сих пор воспринимаются коллегами как нечто крайне полемическое и дерзкое. Почти двадцать лет отстаивая свою точку зрения о том, что русскую классику немыслимо читать и понимать вне евангельского мировоззрения, И. Есаулов расценивает свое литературоведение как «акт христианского сопротивления».

Сопротивляться есть чему: И. Есаулов сетует, что до сих пор произведения первого ряда трактуются «превратно, по накатанной колее», что «нет желания отряхнуть марксистско-социологический прах с подошв», что литературоведы и преподаватели словно связаны «клятвой всемерного удержания русской культуры от христианства». Начало этой тенденции было положено не в советское время. Истоки «нападок на христианскую традицию» в литературной критике Есаулов видит в «Письме Белинского к Гоголю», которое задало тон последующему изучению русской классики. «Нашему обществу оказался ближе Белинский с его пафосом, чем Гоголь, Пушкин и Достоевский. Это просто несчастье, но это факт», -- утверждает автор книги. Более того, в последние годы ситуация обострилась: «чтобы не пустить эту очевидность (относительно христианской основы русской культуры - ред.) в мир», строятся все новые «баррикады и бастионы», отметил выступавший.

В новой книге подробно разъясняется суть концепции И. Есаулова. Он исходит из того, что Россия - европейская страна, но вовсе не с Петра I, как принято считать, а со времени Крещения Руси, благодаря которому она вошла в сообщество христианских европейских народов, а христианская духовность стала доминантой культуры. Чтобы подобрать ключ к сложной проблеме границ между духовностью и культурой, И. Есаулов вводит понятие «культурное бессознательное» (не путать с «коллективным бессознательным», как пояснил автор). Суть этого понятия можно выразить словами И. Ильина: «Бессознательно было православно все русское, что создала русская литература».

На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала» И. Есаулов проиллюстрировал свой подход. Исходя из того, что в творчестве Л.Н. Толстого проявились вовсе не те установки, которые он сознательно выражал, И. Есаулов показал, что в данном рассказе писатель «хотел заклеймить ложь общества, а получилось, что «После бала» -- это история об оскудении любви: рассказчик становится судьей любимой девушки, которую судит так же немилосердно, как бичует социум». Что и говорить, такая трактовка хрестоматийного произведения окажется неожиданной для многих. Как, впрочем, и другой пример: финальное прославление главного героя «Слова о полку Игореве» И. Есаулов связывает ни с чем иным, как с символическим воскресением князя, который был мертв в своей гордыне, но, отрекшись от нее, восстал в молитве, в «пасхальном единении живых и мертвых».

Автор новой книги считает необходимым пересмотреть не только вульгарно-социологический подход к русской классике, но и теорию М.М. Бахтина с ее положениями о «диалогизме», «полифонизме», «карнавальности». «Бахтин не мог писать о самом главном - о Боге и горестно это признавал», -- сказал Есаулов. Он полагает, что методология Бахтина не раскрывает христианского содержания русской литературы. Сам же он опирается на такие категории понимания, как «соборность», «христоцентризм» «пасхальность». Есаулов сказал, что именно Пасха доминирует в русской культуре, тогда как в западной культуре превалирует Рождество. Речь идет не об упрощенных культурных стереотипах, но о разных акцентах внутри общего христианского культурного поля, причем каждый из них имеет свои соблазны. Этой большой теме посвящена монография Есаулова «Пасхальность русской словесности».

Главы же новой книги посвящены творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, А.П. Чехова, А.А. Блока. Как предупреждает автор, речь идет не о выявлении той или иной степени религиозности авторов и их «идеологии», не о механической трансляции системы православной догматики на корпус художественных текстов, а о принципиально ином типе гуманитарного понимания. «Нам нужно вернуться после беспутья на магистральный европейский христианский путь. Без него мы останемся не Россией, а либерально-советоидной Эрэфией», -- подытожил автор. Чтобы не допустить такой бесславной перспективы, он предлагает читать книгу, которую можно скачать бесплатно на персональном сайте Ивана Есаулова.

Юлия Зайцева

Материал с сайта blagovest-info.ru

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!