Свято-Петровское малое православное братство и газета «Кифа» в конференц-зале Российской национальной библиотеки (РНБ) представили книги французских католических писателей рубежа XIX-XX веков «Избранное» Шарля Пеги и «Кровь бедняка» Леона Блуа, вышедшие в издательстве «Русский путь» Санкт-Петербург, 1 декабря. Участников встречи тепло приветствовали заместитель директора РНБ А.И. Букреев, руководитель Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений (ПИМЭН) протоиерей Владимир Федоров и ректор Высшей Католической Духовной Семинарии в С.-Петербурге «Мария - Царица Апостолов» профессор, священник Паоло Пецци. Как отметила ведущая вечера, кандидат филологических наук Ю.В. Балакшина, творчество Пеги и Блуа радикально меняет привычное представление о французской литературе. «Мы привыкли к таким авторам как Вольтер, Дидро и Руссо. И, в первую очередь, французская словесность ассоциируется с эпохой Просвещения и соответствующим мировоззрением. Но, вот, в конце XIX века, неожиданно появляется то, что Максимиллиан Волошин назвал «христианнейшей французской литературой...» - целая плеяда литераторов, открыто исповедующих свое христианство». Слова Волошина были вынесены в заглавие презентации. Особое внимание слушателей вызвало чтение стихов Пеги народным артистом России Сергеем Юрским. Прозвучал отрывок из мистерии «Врата второй добродетели» в переводе С.С. Аверинцева. Чтение сопровождал показ слайдов с видами шедевров французской готики. К сожалению, сам Сергей Юрьевич не смог присутствовать на вечере, но перед началом чтения, прозвучавшего в аудиозаписи, он обратился к собравшимся, в первую очередь членам Свято-Петровского братства, со словами приветствия. О судьбе творчества Пеги в России и Советском Союзе рассказала директор научно-исследовательского Центра Жанны Д`Арк - Шарля Пеги, доктор филологических наук Т.С. Тайманова. Имя Пеги упоминалось еще его современниками (Г. Селибером и М. Волошиным). В советском литературоведении, несмотря на высокую оценку А.В. Луначарского, французский писатель оставался одиозной фигурой, к которому приклеивали такие ярлыки как «оппортунист», «националист», «реваншист». Впервые объективная оценка была дана в исследовании В.Е. Балахонова (1968г.), посвященном творчеству Р. Роллана. С 1995 г. в С-Петербурге действует упомянутый центр - активизирующий и координирующий исследования творчества Пеги. Своими впечатлениями от творчества Пеги и Блуа делились читатели. Наиболее яркими были выступления Ю.В. Балакшиной и кандидата юридических наук И.В. Борщ, которая говорила о соотношении творчества Шарля Пеги и Н.А. Бердяева. О важности трудов Пеги в жизни современных католических общин рассказал о. Паоло Пецци. Так, например, по свидетельству священника, стихи Пеги используются католиками в дни Страстной седмицы для подготовки к покаянию. Завершил вечер проф. Н.А. Струве. В своем слове он рассказал о значении творчества Пеги и Блуа для русской эмиграции. Эти авторы были открыты для русских беженцев Г.П. Федотовым, и сразу же опознаны ими как свои. Стихами Пеги и эссе Блуа зачитывались студенты и преподаватели Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в их кельях висели портреты этих писателей. Шарль Пеги и Леон Блуа, бывшие бескомпромиссными критиками клерикализма, помогли православным увидеть Церковь как братское общение, а не как иерархическую институцию, защищающую себя. В заключении своего вдохновенного выступления Никита Алексеевич прочитал отрывок из поэмы Пеги «Путешествие в Шартр». http://www.sfi.ru/ |