gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Берегите свою веру... Исполнилось 35 лет со дня кончины архиепископа Ермогена (Голубева)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.04.2013 г.

«Берегите свою веру...»

Исполнилось 35 лет со дня кончины архиепископа Ермогена (Голубева)

Архиепископ Ермоген (Голубев)35 лет назад, 7 апреля 1978 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Жировицком монастыре на 83­-м году жизни отошёл ко Господу архиепископ Ермоген (в миру - Алексей Степанович Голубев).

Алексей Голубев принял монашеский постриг после окончания МДА в 1919 году. Начиная с 1923 года последовал ряд арестов и ссылок, закончившихся в 1939 году досрочным освобождением по болезни.

Уже в первом заключении проявились последовательность и твёрдость отца Ермогена. Получив срок за непринятие обновленческого ВЦУ и сосланный в 1923 году в г. Царевококшайск, архимандрит Ермоген вместе с о. Анатолием Жураковским оставались верными своим убеждениям и проводили разъяснительные беседы с духовенством, принявшим обновленчество. В результате этого местное духовенство принесло покаяние и в городе возобновилось православное богослужение, что, конечно же, обернулось для отцов Ермогена и Анатолия новым арестом. В 1926-1931 годы архимандрит Ермоген являлся настоятелем Киево-Печерской Лавры. Он продолжал руководить Лаврой, не приняв обновленческого управления, вследствие чего в 1930 году был арестован и приговорён к расстрелу, заменённому десятилетним сроком лагерей.

В 1948 году по согласованию с епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) архимандрит Ермоген приехал в Ташкентскую епархию и был назначен настоятелем Покровского собора г. Самарканда. В 1953 году архиепископ Ермоген принял управление Ташкентской епархией. При наречении его во епископа Ташкентского и Среднеазиатского он сказал: «Господу я отдал своё сердце, для Него работала моя мысль, Ему служила моя воля. И если я как человек согрешал, то всё же никогда от Него, моего Господа, не отрекался».

Владыка Ермоген руководил епархией на протяжении почти семи лет, и его дары реализовались здесь в полноте. «Стержнем духовной жизни», «необычайным человеком - чистым и наивным» называли архиепископа Ермогена его современники и ученики.

Время его руководства Ташкентской кафедрой совпало с периодом обострения церковно­-государственных отношений, перешедших в конце 1950­х годов в открытые гонения, и в это сложное время владыке удалось не только сохранять церковь, но и возрождать в епархии духовную жизнь. При этом в своей церковной деятельности владыка Ермоген исходил из действующего в СССР принципа отделения церкви от государства, строго придерживаясь Конституции.

Приняв управление епархией, владыка Ермоген сразу же приступил к решению самых насущных вопросов. Владыка с новой силой развернул строительство храмов, благотворительную деятельность, возрождал богослужение и проповедничество. Благодаря проводимой архиепископом Ермогеном новой финансовой политике удалось значительно повысить доходность церквей, что давало возможность вкладывать средства в их капитальный ремонт и строительство.

Для руководства ремонтно­-строительными работами владыкой был учреждён специальный строительный комитет. Церковное строительство в епархии набрало такую мощь (и это в то время, когда оно в стране фактически было запрещено), что почти каждый год освящались новые храмы: в Ашхабаде в 1957 г. был возведён и освящён обширный и вместительный храм на месте храма, разрушенного в 1948 г. во время землетрясения; в г. Фрунзе возведена новая крестильня; в Самарканде возведена новая купольная церковь, о чём «местные органы советской власти узнали в то время, когда новое церковное здание подводилось под крышу»1; в п. Урсатьевский Ташкентской обл. в 1955 г. освящён новый храм; в г. Сыр­-Дарья начато строительство новой церкви»2; в г. Токмак (Киргизия) в 1958 г. построен новый храм во имя св. великомученика Георгия.

Проводимая владыкой Ермогеном финансовая политика дала возможность начать в 1956 году генеральную реконструкцию Свято­-Успенского кафедрального собора Ташкента. Однако строительство проводилось не только на епархиальные средства. «В строительстве собора принимали деятельное участие своим трудом и средствами многие прихожане собора, - писал владыка Ермоген в отчёте патриарху за 1958 г. - Строительство кафедрального собора - это самое крупное и самое выдающееся церковное строительство за последние 40 лет в масштабе всей Русской православной церкви»3.

Укреплению приходов способствовала также благотворительная деятельность, осуществляемая владыкой Ермогеном. По его инициативе был образован специальный епархиальный фонд для поддержания малоимущих приходов: помощи в строительстве и ремонте, а также финансовой помощи4. Фонд пополнялся за счёт средств, отчисляемых храмами пропорционально их доходам. Таким образом, содержание малочисленных сельских приходов обеспечивалось доходами крупных городских приходов. В ряде случаев из благотворительного фонда выдавались средства на приобретение молитвенного здания, которое оформлялось на частное лицо, что в дальнейшем давало возможность избежать закрытия молитвенного дома. Средства благотворительного фонда направлялись также на поддержание нуждающегося духовенства и верующих. Осуществлялась выдача пособий заштатным священникам, вдовам священников, выделялись средства на поддержание и образование детей и молодежи, оказывалась помощь приходам в приобретении причтовых домов, в Ташкенте для приезжего духовенства была открыта гостиница.

В то время как государство готовилось к новому наступлению на церковь и возобновляло процесс массового закрытия храмов по всей стране, строительство и ремонт церковных зданий в Ташкентской епархии с точки зрения советской власти выглядело крайне вызывающим. Владыка Ермоген «был предупреждён о том, что Совет не потерпит в дальнейшем проявления с его стороны беззакония»5.

Однако архиепископ Ермоген видел в таком отношении властей нарушение принципа отделения церкви от государства. Позже в письме к Н.С. Хрущёву он писал, что в условиях отделения церкви от государства «государство следит лишь за тем, чтобы молитвенные здания и совершаемые в них богослужения не использовались бы в противогосударственных целях, и в этих случаях принимает соответствующие законные меры пресечения»6. Владыка Ермоген указывал, что закрытие храмов является нарушением Конституции. Кроме того, он подчёркивал нецелесообразность закрытия храмов для самой советской власти, так как последствиями этого видел рост сектантства.

Также твёрд владыка Ермоген был и в отношении кадрового вопроса. С началом правления Н.С. Хрущёва вопрос комплектования кадров духовенства перешёл в ведение Совета по делам РПЦ. «Существовал жёсткий порядок регистрации духовенства, - вспоминает о. Павел Адельгейм, - епископ должен был "согласовывать" кандидатуру священника прежде его рукоположения и назначения. Однако архиепископ Ермоген не подчинялся этому порядку. Он сначала рукополагал священника, а затем с указом на руках посылал за регистрацией к уполномоченному. Такое не позволялось никому».

Понимая, что возрождение духовной жизни напрямую связано с качеством пастырского служения, владыка Ермоген подбирал в священнослужители людей, верных Церкви, из числа исповедников, образованных, просвещённых людей. Уровню образованности священников владыка Ермоген придавал особое значение, понимая, что церкви требуются священники, умеющие проповедовать и пастырски заботиться о верующих. В результате деятельности владыки Ермогена в епархии был собран круг единомысленного духовенства, усилия которого были направлены на возрождение церковной жизни.

И всё же, при всём разнообразии своей деятельности, главными своими задачами как епископа владыка считал совершение богослужений и проповедь слова Божьего. Он много ездил по епархии, посещая церкви и молитвенные дома, предстоял на богослужениях, проповедовал7. Владыка настаивал на том, чтобы во всех церквях и молитвенных домах, как городских, так и сельских, звучала проповедь и еженедельно проводились беседы с прихожанами.

Богослужение с владыкой Ермогеном
Богослужение с владыкой Ермогеном. Фото из личного архива В.Б. Заславского

Придавая большое значение просвещению верующих, владыка Ермоген понимал и необходимость решения проблемы с подготовкой к крещению взрослых людей. По его благословению архимандрит Борис (Холчев) стал проводить цикл огласительных бесед по подготовке взрослых к крещению.

В результате твёрдой позиции владыки Ермогена и его последовательных действий положение церкви в Ташкентской и Среднеазиатской епархии значительно укрепилось. Однако начавшиеся в конце 1950-х годов явные гонения на церковь со стороны государства не могли не сказаться на церковной ситуации в Ташкентской епархии. Владыка Ермоген в проповедях обращал внимание верующих на происходящие события, открыто говорил, что «Русская православная церковь переживает притеснение», и призывал верующих «к терпению и единению».

Архиепископ Ермоген бескомпромиссно продолжал действовать в интересах церкви. Власти, изначально характеризующие его как «одного из реакционных приверженцев РПЦ, принимающего активные меры к укреплению материальной базы Церкви и распространению религиозных воззрений на сознание советских людей»8, начали преследование владыки, закончившееся снятием его в 1960 году с Ташкентской кафедры.

Уполномоченным Совета по делам РПЦ Н.Ф. Вороничевым была составлена записка с обвинениями против архиепископа Ермогена: «...Будучи приверженцем врага советского строя - бывшего патриарха Тихона, этот прожжённый церковник стремится крестом и рублём укрепить устои РПЦ»9. Церковная деятельность владыки была определена уполномоченным как «незаконная».

Архиепископ Ермоген был подвергнут домашнему аресту и в 24 часа выслан из Ташкента. Его пастве не дали возможности попрощаться с любимым архипастырем. Тех немногих, кому удалось прорваться сквозь милицейский кордон, владыка благословил, сказав: «Сейчас тяжёлое время. Берегите же свою веру».

Удаление с кафедры человека, твёрдо отстаивающего границы церкви, конечно, давало властям большую свободу действий. Сразу же после смещения владыки Ермогена была организована кампания по дискредитации и вытеснению из епархии его сподвижников: многие священники были отстранены от служения или отправлены за штат, некоторые оставлены без крова и окончили жизнь в крайней нищете, другие в результате нападок и неравной борьбы с государственной властью лишились здоровья. В течение 1960-1961 гг. было закрыто 14 храмов, т. е. практически четверть всех действующих на тот момент храмов.

В «Справке к записке зам. Председателя РПЦ при Совете Министров СССР тов. Фурова о ходе выполнения Постановления Совета Министров Союза ССР от 16 марта 1961 г. в республиках Средней Азии и Казахстана»10 советской властью фактически подводится итог деятельности архиепископа Ермогена (Голубева), из неё также ясно видна картина разрушения епархии после удаления архиепископа Ермогена с кафедры. Приводим выдержки из этой ранее не публиковавшейся «Справки»:

«По выполнению Постановления правительства и в частности по вовлечению местных Советов в дело контроля за выполнением духовенством и религиозными общинами законодательства о культах нами проделана значительная работа, а именно:

1. К делу контроля за деятельностью православных общин были привлечены областные Уполномоченные Советов, которые раньше православными церквами не занимались. <...>

6. Вместе с областными Уполномоченными ознакомились с положением дел в общинах, в ряде случаев были вскрыты имевшие место нарушения законодательства, на месте были приняты меры к устранению нарушения законодательства, изучены составы исполнительных органов и проинструктированы о их правах и обязанностях, в присутствии членов исполнительных органов разъяснили служителям культов их положение в общинах. <...>

В процессе осуществления перечисленных выше организационных мероприятий нами в основном завершена перестройка управления православными общинами на демократической основе в соответствии с законом, вскрыты и ликвидированы имевшие место в широком объеме нарушения законодательства, в основном парализованы домогательства некоторой части духовенства, пытавшегося продолжить единовластное управление общинами, использовать своё положение для расширения влияния церкви.

Конкретно приняты следующие меры по пресечению нарушения духовенством и религиозными общинами закона о культах:

1. Сняты с регистрации две распавшиеся фактически православные общины.

2. Закрыта вторая церковь при Ташкентской (кладбищенской) общине, использовавшаяся в нарушение закона. <...>

7. За нарушение законодательства сняты с регистрации 6 священников (Тишин, Андрусевич, Суторихин, Кошкин, Подгорный, Златолинский) 6 членов исполнительных органов, что раньше почти не практиковалось.

8. В апреле-мае месяце с непосредственным участием областных Уполномоченных повсеместно устранены от управления церковными делами служители культа, деньги сданы на счета в Росбанк, заменены печати настоятелей на печати исполнительных органов общины. Всюду, где это вызывалось необходимостью и представлялось реально возможным, изменены составы исполнительных органов, поповские ставленники были заменены людьми, лояльно относящимися к интересам государства.

Так, в Кафедральном соборе г. Ташкента, где управляли общиной фанатики - ставленники Ермогена председатель исполнительного органа Тимофеев и казначей Миллер11 были устранены и заменены на основе закона другими лицами, ранее подписавшими договор, которые ведут работу в соответствии с законом.

Повсеместным разъяснением советского законодательства о культах, проведенными нами мероприятиями по пресечению сопротивления закону со стороны духовенства, проведенной отчасти заменой нежелательных нам членов исполнительных органов мы в основном сейчас можно сказать завершили первый этап перестройки в управлении церковными общинами: священники и епархия устранены от управления церковными делами. Там, где хороший состав исполнительных органов, дополнен контролем за деятельностью духовенства со стороны местных Советов через комиссии содействие (Фергана, Джизак, Самарканд, Луначарское и др.), там ведется работа в рамках закона, за исключением, пожалуй, Андижана и Когана, где попы делают попытки выйти из под контроля, сопротивляются закону, вмешиваются в управление общиной.

Второй этап в перестройке церковного самоуправления должен состоять в том, чтобы взять на учет все церковное имущество местными Советами и в рамках закона идти по пути дальнейшего сокращения материальной базы церквей и их доходов. <...>

Все сделанное по усилению контроля над деятельностью духовенства мы рассматриваем только как часть той работы, какую следует провести в целях надлежащего ограничения деятельности церковников.

Зам. Уполномоченного Советов А.Иванов

 

В Ташкентской епархии хранится благодарная память о владыке Ермогене: «Патриот, юрист, строитель, борец за православие, проповедник, духовник, молитвенник, подвижник в этом мире не обрел признания. Верю, велика слава его на небесах»12.

Ольга Борисова

-------------------

1. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 300. Л. 2. «Справка о некоторых фактах грубого нарушения советского законодательства архиереем Ташкентской и Средне-Азиатской епархии Ермогеном», 1959 г.. В дальнейшем такая «технология» строительства неоднократно применялась при строительстве храмов последователями вл. Ермогена. Так, в 1968 г. свящ. Павел Адельгейм вместе с прихожанами отстроил методом возведения новых стен вокруг старого здания храм свт. Николая в г. Каган.

2. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 300. Л. 2.

3. Епархиальный архив Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Ф. 1. Д. 47. Л. 2.

4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р. 6991. Оп. 1. Д. 1111. Л. 115.

5. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 300. Л. 3.

6. Письмо Н.С.Хрущеву от 02.03.1962 г. С. 6. Цит. по Лай Пахомий, прот. Был тверд в своей вере // Архиерейство ваше да помянет Господь Бог во Царствии своем. Воронеж, 2007. С. 123.

7. Проповеди архиеп. Ермогена (Голубева) практически не сохранились.

8. Безбородов А., свящ. Архиепископ Ермоген (Голубев): Очерк жизни. Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=555 (дата обращения: 19.09.2012).

9. Там же.

10. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 299. Л. 72-80.

11. Тимофеев - староста храма, духовное чадо вл.Ермогена, отец Геннадия Тимофеева - будущего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа (также духовного чада вл. Ермогена); казначей Миллер - монахиня Евгения Миллер, член Александро-Невского братства, одна из ближайших помощниц вл. Ермогена

12. Патрахин Леонид, прот. По стопам апостола Фомы // Прот. Леонид Патрахин, прот. Пахомий Лай. По стопам апостола Фомы. Воронеж, 2009. С. 192.

КИФА №4(158), март 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!