gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.03.2013 г.

Новым Патриархом Болгарским избран митрополит Русенский Неофит (Димитров)

24  февраля 2013 г. на Патриаршем избирательном церковно-­народном Соборе в Софии митрополит Русенский Неофит (Димитров) был избран Патриархом Болгарским и митрополитом Софийским, сообщило Болгарское телеграфное агентство. Избрание состоялось во втором туре, в котором владыка Неофит набрал 90 голосов.

Собор начал работу рано утром 24 февраля в Синодальной палате. Затем участники Собора прошли в расположенное поблизости здание Болгарской академии наук. В Академическом зале Болгарской академии наук поименно были проверены присутствующие делегаты и их избирательные мандаты. На Собор прибыли 138 из 142 избирателей, что составило необходимый кворум. Из иерархов в работе Собора не приняли участие митрополит Средне­ и Западноевропейский Константин и один из кандидатов на Патриаршество - митрополит Галактион, который на днях сильно простудился.

После прочтения Акта о состоявшемся 15-16 февраля 2013 г. избрании трёх кандидатов (митрополитов Старо­-Загорского Галактиона, Ловчанского Гавриила и Русенского Неофита) на Болгарский патриарший престол началось голосование. Участники Собора вернулись обратно в здание Синодальной палаты, где получили бюллетени, а затем, отметив в специальной кабинке свой выбор, опускали бюллетень в прозрачный ящик. После того как все участники проголосовали, Избирательное бюро открыло ящик и подсчитало поданные голоса.

В первом туре лидером голосования стал митрополит Русенский Неофит, который набрал 72 голоса. Поскольку, согласно Уставу БПЦ, для избрания Патриархом кандидату было необходимо получить минимум 92 голоса, не менее 2/3 голосов делегатов, то было объявлено о проведении второго тура, в который вышли 2 митрополита, набравшие наибольшее количество голосов - митрополиты Неофит и Гавриил. Во втором туре для избрания в патриархи кандидат должен набрать 50% голосов + 1 голос. Но во втором туре митрополит Неофит набрал 90 голосов, а митрополит Гавриил - 47. После окончательного подсчёта голосов наместник-председатель Синода митрополит Кирилл объявил имя нового предстоятеля Болгарской православной церкви, а торжественный звон колоколов храма-памятника св. блгв. кн. Александра Невского в Софии возвестил об его избрании.     

Седмица.ru


Вера против факта

По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в областном краеведческом музее открылась выставка «Он не преклонился перед силой факта. Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство». Организаторы - Воронежское малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского и Комиссия по канонизации святых Воронежско-Борисоглебской епархии.

Авторы масштабного проекта, реализованного теперь и в Воронеже, - культурно-просветительский фонд «Преображение», музей «Трудовое братство Н. Неплюева» (Воздвиженск Сумской области, Украина), Свято­-Филаретовский православно-христианский институт (Москва). Руководитель первой из перечисленных организаций, президент «Преображения» Алексей Наумов побывал в Воронеже лично - в качестве участника пресс-конференции, предшествующей открытию выставки.

Не числом, а воспитанием

С журналистами также встретились представители Воронежско-Борисоглебской епархии - секретарь, протоиерей Андрей Скакалин и председатель Комиссии по канонизации святых протоиерей Андрей Изакар, магистр богословия Наталья Игнатович, председатель Воронежского малого православного братства во имя святого Тихона Задонского Алексей Евстигнеев.

Из их выступлений явствовало, что христианский мыслитель, писатель, общественный деятель, наследник древнего дворянского рода Николай Николаевич Неплюев - одна из ключевых (но, как сейчас говорят, «не раскрученных») фигур духовной истории России. Рождённый в местечке Ямполь (сейчас это райцентр в Сумской области) в богатой респектабельной семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду, этот сильный человек действительно сумел подняться над фактом. Задумавшись о призвании русского помещика, потомственный аристократ Неплюев дал себе труд перейти от слов к делу и создать в своём имении, в Черниговской губернии, сначала школу для крестьянских детей, а затем - Крестовоздвиженское Трудовое братство, в которое вошли выпускники той самой школы.

Будучи гениальным педагогом, Неплюев основал уникальную воспитательно-образовательную систему, позволившую забитым и забытым крестьянским ребятишкам преобразиться в думающих, обладающих подлинным человеческим достоинством личностей, глубоко верующих христиан. «Воспитанники проникаются духом веры и любви христианской не путём умножения богословских предметов и числа уроков, а путём выяснения значения любви в самой жизни, во всех взаимных отношениях и учеников, и учителей, и всех других членов братства. Дети воспитываются в привычках жить любовью, с любовью относиться друг к другу, к воспитателям, ко всей природе, наконец. В этом основной закон всей жизни школы», - пояснял Николай Николаевич.

На ниве просветительства

- Сегодняшняя выставка - очень важное для нас событие, - отметил о. Андрей Скакалин. - Ведь многие не знают истории Крестовоздвиженского Трудового братства, не знают об этом удивительном явлении конца XIX - начала XX века, возникшем в Черниговской губернии. Братство, отношения в котором были построены на идеалах православия, существовало на протяжении почти 50 лет. Об этом долгое время не говорилось, фотографии и другие архивные документы скрывались от общественности.

Сегодня, наконец, точки над «i» расставлены: Крестовоздвиженская школа признана колыбелью Трудового братства, явившего России и Русской Православной Церкви реальный пример христианского единства людей вне зависимости от их сословных, имущественных и иных различий. На воронежской земле восстановление исторической справедливости более значимо потому, что касается непосредственно здешних реалий. Вернее, персон: после смерти Николая Неплюева в 1908 году почётным членом Крестовоздвиженского братства стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, известная современным воронежцам по сохранившемуся в Рамони оригинальному замку и многочисленным благим делам.

О том, что выставка призвана противостоять беспамятству, говорил Алексей Наумов. Нельзя с пренебрежением относиться к уникальному опыту возникновения братств на территории России - это целая традиция. Общинная, она же братская, жизнь ведёт отсчёт с XVI века. Примеров ей - масса, хотя они - никак не у всех на устах. Мало кто, к примеру, знает, что к 1917 году в России было зарегистрировано порядка 700 братств! Они помогали приходам, занимались другой полезной деятельностью. В том числе - просветительской, на ниве которой преуспел многоплановый Николай Николаевич Неплюев.

Покаяния не случилось

Относительно собственно выставки Алексей Андреевич заметил: подобные показы - нечто большее, чем информативное знакомство с темой. Они дают возможность зрителю прикоснуться к опыту святой жизни и измениться самому. «Если человек явился сюда с открытым сердцем - бесследно это не пройдёт...»

Отец Андрей Изакар напомнил: опыт школ и братств Неплюева был высоко оценен знаменитым пастырем, святым праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн, хорошо знавший деятельность Неплюева (тот обращался к пастырю за духовным советом), назвал Николая Николаевича истинно русским дворянином, занимающимся истинно дворянским делом. И как иначе? В декабре 1901 года небедный человек Николай Неплюев передал в дар Братству недвижимое имущество - землю с лесом, постройками и заводами. А позже написал: «Двадцати лет радостных трудов оказалось достаточным, чтобы частный человек мог подарить церкви и отечеству своему живую, здоровую клетку, состоящую из живых духом и здоровых телом и духом людей, сплочённых любовью к Богу и друг к другу в одну братскую семью, полную духа мира и единения в братолюбии... Создать трудовое общество с этим характером было для меня насущною потребностью веры, разума, совести и любви к Богу, моему Государю, Церкви Православной, к моему отечеству, к дворянству, интеллигенции, народу и всему человечеству. Теперь это сокровище я приношу в дар России».

В 1904 году, осознавая опасность надвигающихся на Россию социальных потрясений, Неплюев поднял вопрос о национальном покаянии. И немедленно приступил к созданию двух организаций: светской - «Партии мирного прогресса» и религиозной - «Всероссийского братства». Они были призваны объединить людей для «мирного созидания родины», но... понимания у властей и интеллигенции этот замысел не нашёл.

Нет пророка в отечестве

Русский религиозный мыслитель Владимир Соловьёв, размышляя о пути Неплюева, писал: «В том­то и всё значение таких людей, что они не преклоняются перед силой факта и не служат ей... Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, - они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».

Пророка, как известно, в отечестве нет. После революции продолжатели дела Николая Неплюева стоически пытались приспособиться к новым условиям. Однако атеистические боссы репрессировали руководителей Трудового братства и превратили его в колхоз. Последовавшее за этим актом насильственное выселение вчерашних братчиков с обжитых земель обернулось не только ломкой их судеб, но и полным забвением дела Неплюева, его имени и идей.

Зная - хотя бы в общих чертах - пред­ысторию того, что стало содержанием выставки, с особым чувством вглядываешься в экспонаты. Оригинальные фотографии и документы из архивов потомков братчиков, прижизненные издания богословских работ Николая Неплюева, копии фотографий и документов из собрания музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт­Петербурга, предметы обихода. Очень помог подробнейший рассказ экскурсовода, в роли которого выступила Наталья Игнатович. Но, думается, и самостоятельно выставку освоить труда не составит - она, отдадим должное организаторам, сделана по неплюевским принципам. Грамотно и с любовью.

Источник: Воронежская общественно-политическая газета «Берег»


Память как животворная сила

24 февраля в библиотеке­-филиале № 20 им. А.С. Пушкина г. Тулы члены Иоанно-Предтеченской общины, входящей в Преображенское содружество малых православных братств, провели семинар «Память как животворная сила. Воспоминание как преодоление времени», приуроченный к Дню памяти новомучеников и исповедников Российских.

Во многих городах страны в этот день верующие отдают дань памяти святым, пострадавшим от репрессий безбожной власти. Прихожане, члены православных братств устраивают семинары, конференции, выставки, посвящённые новомученикам и исповедникам, желая приобщиться к их опыту стояния в вере.

На семинаре прозвучало пять докладов. В одном из них научный сотрудник музея «Тульский некрополь», кандидат исторических наук Алексей Панин рассказал о церковно­-государственных отношениях в первые послереволюционные годы. Среди прочего прозвучало, что ещё в декабре 1917 г. были случаи насильственного смещения прихожанами своих священников. Докладчик отметил одну важнейшую деталь: в защите церкви играла решающую роль инициатива рядовых верующих и монашествующих.

Студент богословского колледжа Свято­-Филаретовского института Виктор Авилов рассказал о жизни и архипастырской деятельности священноисповедника Агафангела (Преображенского). Святитель Агафангел - уроженец Тульского края, его родственники покоятся на кладбище у кафедрального Всехсвятского собора г. Тулы. Немалую славу он снискал за время управления Рижской кафедрой, где под его руководством в 1905 г. был проведён епархиальный собор, по своим положениям ставший «предтечей» Поместного Собора 1917-1918 гг. Впоследствии святитель оказал серьёзное сопротивление обновленческому движению, за что в 1922 г. власти сослали его в Нарымский край.

Завершился семинар докладом главного хранителя МУК «Историко­архитектурный ландшафтный музей "Тульский некрополь"» Ирины Лебедевой о духовном наследии прот. Ростислава Лозинского, известного в Туле краеведа, участника РСХД в Эстонии в 1930­х гг., участника Псковской духовной миссии во время Второй мировой войны, видного богослова и выдающегося пастыря. Под его руководством в 1980­х гг. возникло движение «Тульский некрополь», а в 1998­м - уже музей. Движение стало символом возрождения интереса к культурным и историческим ценностям края.

После выступлений докладчиков участники семинара обсудили, что можно реально сделать в наше время, чтобы преодолеть безразличие к собственной истории в нашем обществе. Все сошлись во мнении, что память о подвиге новомучеников и исповедников, а также память о других церковных и общественных деятелях советской эпохи вдохновляет на решительные действия против духа беспамятства.

 Информационная служба Преображенского братства


Как преодолеть безличностность в церковной жизни?

В Подмосковье прошел XIV Сретенский собор

В день праздника Сретения Господня в Подмосковье началась ежегодная встреча Преображенского братства - XIV Сретенский собор, который продолжался три дня и был посвящен обсуждению проблем возрождения человека в современной церкви.

Эпиграфом к этой традиционной встрече стали слова свт. Феофила Антиохийского «покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога...». Как и в прошлом году, на Сретенском соборе присутствовали только члены общин Преображенского братства из России и стран ближнего зарубежья. Всего в соборе участвовало около 800 человек.

Встречи собора были посвящены различным формам воплощения в жизнь принципа личностности - одного из самых важных в жизни любой православной общины и любого православного братства. Члены общин делились своим опытом взаимопомощи в раскрытии личных даров человека, обретении им самостояния и свободы прежде всего от потребительского «духа века сего», преодоления эгоцентризма, своеволия и индивидуализма. Подчеркивалась невозможность в решении главных вопросов церковной общинно­братской жизни переступать хотя бы через одного человека.

Одной из важных тем, обсуждаемых на XIV Сретенском соборе, стала тема духовного сопротивления тоталитарным режимам и тенденциям ХХ века. Об этом говорили на встрече активистов братского направления «Церковно­общественные инициативы». Были подведены итоги международной конференции «Равнина русская. Опыт духовного сопротивления», состоявшейся в подмосковном доме Преображенского братства две недели назад. На конференции приводились примеры того, как давлению бесчеловечной системы противостояли и отдельные личности, сумевшие сохранить человеческое достоинство в условиях крайней несвободы, и различные православные братства и общины, жизнь которых может вдохновлять нас и сегодня.

В рамках собора состоялся также семинар, посвященный как литургическому опыту новомучеников и исповедников Российских, так и современному литургическому опыту. В связи с этой темой упоминалось и возрождение в XX веке древней традиции проведения «трапез любви» - агап, неразрывно связанных с литургической жизнью.

Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

КИФА №3(157), март 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!