gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow «Ибо хочет Бог, чтобы все спаслись...» Фрагмент из доклада декана богословского факультета СФИ З.М. Дашевской
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
05.03.2013 г.

«Ибо хочет Бог, чтобы все спаслись...»

Фрагмент из доклада декана богословского факультета СФИ З.М. Дашевской «Особенности духовно-воспитательной работы с оглашаемыми, имеющими аномалии душевно-физического состояния», прочитанного на Рождественских чтениях 2013 года

З.М. Дашевская
Декан богословского факультета СФИ З.М. Дашевская

Духовно-просветительская работа и оглашение людей, имеющих аномалии душевного состояния, имеют свои особенности, не только пастырские, но и «методологические». Доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета канд. мед. наук Б.А. Воскресенский отмечает следующие категории соотношения веры и болезни:

- вера и болезнь могут существовать в человеке «параллельно»; психическое заболевание не затрагивает духовную природу человека, и тогда возможно движение восхождения, «выведения» психических, душевных переживаний в духовную сферу жизни; в этом случае оглашение возможно и очень желательно;

- вера и болезнь могут «наслаиваться» друг на друга; в этом случае активная деятельность должна быть несколько отложена на более благоприятное время, когда окончится острота приступов душевного заболевания, т.к. переживания могут стать его катализатором;

- душевная болезнь может протекать в форме религиозных переживаний; в этом случае все формы духовно-просветительской работы следует отложить, т.к. нельзя допустить, чтобы так называемые «религиозные переживания» «подогревали» течение болезни. 

Об общепринятой норме

Катехизатор должен трезво сознавать, что установленной и общепризнанной человеческой «психической нормы» не существует, но единственной нормой в полноте для христианина является Сам Христос. Вот как говорит об этой проблеме владыка Сурожский Антоний в выступлении «Тело и материя в духовной жизни»: «Настоящих критериев нормальности нет, наиболее достоверный - это приспособленность, но приспособленность - понятие очень сложное, потому что можно приспособленность видеть в том, что ты - такой точно, как все, но можно видеть её и в обратном, то есть в том, что у тебя достаточно личного, объективного суждения, чтобы противостоять всем - но с какой-то закономерностью. [...] Например, на основании такого определения можно сказать, что целый ряд великих людей и святых были ненормальны; в конечном же итоге они-то и были нормальны, а мы - нет». Часто люди, имеющие отклонения от общепринятой нормы, подвергаются насилию, даже попадают в ситуации рабской зависимости, поскольку мир сей чрезвычайно жесток в отношении таких людей, поэтому в общении с ними при проведении оглашения катехизатору следует проявлять особый такт и внимание.

Духовное и душевное

Одним из основных пособий при проведении оглашения в случае людей с особенностями душевно-физического состояния можно назвать магистерскую диссертацию профессора священника Георгия Кочеткова «Таинственное введение в православную катехетику», которая охватывает пастырско-богословскую проблематику подготовки к крещению и миропомазанию и учитывает специфические характеристики душевно-физического состояния отдельных групп оглашаемых. Большим подспорьем катехизатору является незаконченный труд проф. Д.Е. Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни»; учёный базируется на православном учении о трихотомическом составе человека. Д.Е. Мелехов показывает, что в своём душевно-эмоциональном и физическом выражении человек всегда детерминирован, оставаясь свободным в области духа.

Катехизатору необходимо отделить одержимость, т.е. духовную болезнь, от психопатологии. Несмотря на все сложности, лучше всего проводить оглашение для людей, имеющих аномалии душевно-физического состояния, в группе, если такой человек может это понести, а его поведение не будет разрушительным для других, что должен определить катехизатор. Если набирается группа, то оглашение будет кратким, поскольку таким катехуменам не под силу в полноте усвоить весь огласительный объём. Необходимо учитывать индивидуальные особенности катехуменов, и если есть возможность оглашать человека в малой группе из 5-6 человек, то лучше этим воспользоваться. Таким образом катехумен может восполнить свою веру, обогащая её опытом веры других людей. Плоды оглашения таких людей в группе были очевидны из их жизни. Внутри группы такие «особые» оглашаемые поначалу с трудом воспринимали друг друга; результатом их оглашения было дружелюбное взаимное приятие. Когда душевное состояние людей расстроено, они бывают несамостоятельны, им сложно проходить оглашение как в одиночку, так и в большой группе, поэтому чем меньше группа, тем более возможен индивидуальный, личностный подход. Оглашение никогда не может быть просто функциональным процессом, особенно в отношении таких людей; от катехизатора требуется особое милосердие, внимание и труд общения.

Если есть необходимость сокращать церковное научение, то традиционно сокращается, прежде всего, этап, который в святоотеческой традиции катехизации называется оглашением «слушающих», и третий этап (мистагогия). В сокращённый период оглашения «слушающих» оглашаемый непременно должен обрести определённые качества духовной жизни: страх Божий, понимание святыни в своей жизни - узнать Закон Божий, который открывает Правду и обличает грех, десять заповедей, разобраться с тем, что по заповедям является смертными грехами и максимально постараться исправить это в своей жизни. Вопрос о смертных грехах не должен решаться формально. Катехумену необходимо усвоить, что нельзя жить со смертными грехами, что смертные грехи разрушают жизнь человека - и его, и вокруг него. Катехизатор должен увидеть и понять, какие вопросы стоят у оглашаемого в связи с Евангелием. Скажем, человек не понимает, что значит «каяться», но хорошо осознает, что значит «красота», и переживает её искажение в своей жизни; такое понимание может быть шагом к изъяснению необходимости исправления пути жизни.

Длительность этапа просвещения в несокращённом варианте может быть от 6 до 8 недель. Второй этап может не сокращаться, но упрощаться. Например, сохраняются основные тематические беседы (о Боге и творении, заветах человека с Богом, грехопадении и истории спасения), а вспомогательные (о каноне Священного писания, богослужении, истории церкви и т.п.) опускаются. Разъясняется молитва Господня, евангельские блаженства, Символ веры. Усвоение знаний катехуменами с особенностями душевного состояния может быть затруднено, поэтому объём научения надо минимизировать, по возможности избегая трудных мест и сложных форм изложения. Если научение нужно сократить до одной-двух бесед, то катехумену важно сказать о грехопадении, причине зла и греха в мире, об исцелении от греха, спасении через веру во Христа и приобщении к Его жизни, и в связи с этим - о значении таинства Крещения.

Катехизатор должен определить, насколько такой оглашаемый переносит людей: ему сложно чувствовать себя в сообществе, сложно физически находиться среди людей - даже случайный взгляд, брошенный невзначай, таким  человеком может быть воспринят как камень, брошенный в его сторону, и вызвать беспокойство. При шизофрении, бредовых состояниях оглашаемые с аномалиями душевного состояния могут проявлять  агрессивное отношение к людям: такой человек будет оттягивать всё внимание на себя, «солировать», его вопросы могут быть абсурдными, пугающими. Но следует помнить, что такие вопросы не всегда свидетельствуют в пользу веры или неверия, поскольку объясняются душевным состоянием такого человека в данный конкретный момент. Так проявляется душевная раздвоенность и её последствия. Катехизатор, который ведёт оглашение таких людей, должен хорошо знать симптоматику заболеваний, при этом опираться на светлые точки в человеке. От катехизатора требуется милосердие, он должен полюбить этих людей, ощутить их ценность для себя лично. Катехизатору и его помощникам нужно молиться об этих людях, увидеть то, что в этих людях красиво пред лицом Божьим, чтобы помочь им. Внешне они могут вести себя по-разному, но в период оглашения они принимают всем сердцем и ветхозаветную, и евангельскую норму; их поступки свидетельствуют о вере; тяжёлые состояния, обострения в процессе оглашения постепенно отступают. В процессе оглашения люди смогли отказаться от совершения тяжелых грехов, исправить свою жизнь так, чтобы она соответствовала заповедям Божьим.

У таких людей по-разному проявляется их «ущемлённость». Оглашаемые с диагнозом шизофрения могут быть очень интеллектуально развитыми; например, могут подходить к евангельским текстам исключительно критически, воспринимая Священное писание исключительно как текст и предъявляя к нему «претензии», что вызывало у катехизатора сомнение, можно ли назвать верующим такого человека. Однако  важно было увидеть, что эти проявления свидетельствовали скорее об устроении психики, которая в силу болезни мешает воспринимать дух и смысл Писания. Катехизатор лично беседовал с таким катехуменом, и удалось достичь понимания Евангелия как Слова Божия.

Если оглашаемому трудно читать Евангелие самостоятельно, можно читать Писание вместе с ним; на встречах можно читать псалмы как пример молитвы. Важно, чтобы такой оглашаемый был открыт к церковному общению. Часто таким катехуменам затруднительно сохранять внимание длительное время, они могут порой слушать катехизатора не больше 10 минут, но важно наличие обратной связи с катехуменами, чтобы можно было судить об усвоении тем, их восприятии и вопросах. Храмовое богослужение переносят такие катехумены по-разному. Эти люди очень чувствительны к любому проявлению небрежности, если их случайно заденут при скоплении народа; такой человек может ощущать физическое недомогание, если даже попросить его в храме подвинуться, не то что толкнуть. В храме на катехизаторе лежит обязанность находиться рядом и помогать оглашаемым, поддерживая их своей молитвой и присутствием. Такие люди вследствие своих немощей могут обрести некоторую психологическую зависимость от катехизатора, о чём ему следует всегда помнить и заботиться о том, чтобы этого не случилось. Катехизатор должен помнить, что личные отношения с такими «особыми» оглашаемыми он выстраивает во Христе, не «непосредственно» и очень чутко реагировать, оценивая возможности человека в отношении усвоения церковного научения. Вместимость у каждого оглашаемого своя, поэтому катехизатор должен быть внимателен к «коррекции» в каждом случае.

Немощи надо преодолевать, а болезнь - лечить

Процесс оглашения не должен быть «социализацией», но именно воцерковлением, поэтому катехизатор должен чутко следить за движением на пути духовной жизни каждого катехумена. Исходить нужно из церковной нормы - по вере в Бога. Если катехизатор действительно сострадает, понимает, насколько такому человеку трудно, имеет веру в возможность Богу действовать в этом человеке, то невозможное человеку становится возможным Богу. И этому есть подтверждение в опыте - так, после краткого оглашения катехумены смогли воспринять церковную норму и новые для себя ритмы церковной жизни.

Катехизатор должен знать особенности проявления грехов и зависимостей у больных с тяжёлыми диагнозами. Нужно понимать, что самостоятельно, без дополнительной помощи люди не могут освободиться от разного рода зависимостей, поэтому им бывает необходима медицинская помощь: не следует думать, что катехизатор может всё; болезнь надо лечить (отрицательный пример - неверный подход духовника при духовном окормлении Н.В. Гоголя, приведший к тяжёлым последствиям в жизни и душевном здоровье писателя). Катехизатор за этой мерой должен смотреть и советоваться с психиатром. Катехизатору для такой группы желательно пройти учебный курс «Основы психиатрии для катехизаторов», чтобы знать, каковы проявления болезни и когда необходима медицинская помощь. Если у такого оглашаемого начинаются галлюцинации, то катехизатору необходимо точно и быстро реагировать на эти болезненные проявления; болезненные «откровения» ни в коем случае нельзя поддерживать. Катехизатору не следует бояться людей в эти периоды, поскольку тогда им нельзя помочь. Надо хорошо и чётко знать, в каких случаях то или иное поведение оглашаемого может свидетельствовать о тяжёлом проявлении болезни или кризиса (галлюцинации, откровения во снах, «видит» святых). Если человек не подозревает о своей болезни, такой случай является одним из наиболее трудных. При проведении оглашения для таких катехуменов особенно важна подготовленность катехизатора.

Общая жизнь

При проведении оглашения людей с особенностями душевно-физического состояния нет единой, общей для всех случаев «схемы», но норма оглашения при этом есть. Эта мера, норма для человека целительна, поскольку он начинает читать евангельское слово и рассуждает над ним, прилагая его к своей жизни, обретает навык ежедневной молитвы; такие люди сами ищут Красоту, Правду, Свет, и мы можем благодарить Бога за этот их поиск и опираться на него при проведения оглашения. Этому поиску мы можем доверять как поиску Богообщения; поскольку весь процесс научения основам христианской веры, молитвы и жизни людей имеет определенные особенности, для усвоения церковного научения катехизатору необходимо найти язык, понятный таким людям. Нужно увидеть, как они воспринимают мир, что ценят. При проведения оглашения во всем должны проявляться трезвенность, различение, вера, молитва, любовь, надежда. Без церковного общения, обретения личностных связей в церкви, то есть без того, что традиционно в Русской церкви называлось братством и общиной (можно вспомнить очень разные братства и общины - и Крестовоздвиженское трудовое братство Н.Н. Неплюева, и братство Святителей Московских Ф.Д. и А.Д. Самариных, и братство епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), общины архим. Сергия Савельева и сщмч. Сергия Мечёва), воцерковление катехуменов с аномалиями душевно-физического состояния сложно посчитать завершённым. Без общей жизни такие люди не смогут жить в церкви полноценно; они тянутся к общению, тонко чувствуют красоту, правду, обретают смысл евангельской жизни и восполняют свои человеческие немощи в общении и живой церковной среде.

Автор выражает искреннюю благодарность Светлане Сониной и Ирине Елисеевой за помощь при подготовке материалов для доклада

XXI Международные Рождественские образовательные чтения

КИФА №2(156), февраль 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!