Поездка в Архангельск Из письма Н.А. Струве А.И. Солженицыну (октябрь 1998 г.)Н.А. Струве и о. Иоанн Привалов. 1998 г. Инициатором ее был о. Иоанн Привалов, о котором я ничего не знал. Через сотрудников о. Георгия Кочеткова знал только, что он хочет видеть меня на несколько дней в своем приходе. Познакомился я с ним в Москве на Филаретовских чтениях, где в последний день слушал его благородный, но несколько растянутый доклад об о. Савельеве и созданной им в Гулаге семейно-церковной общине. Настоящее знакомство произошло на следующий день уже в Архангельске, где он меня встретил в аэропорту и повез в свой дом в 15-20 километрах от города, в Заостровье. Там среди голых полей стоит недействующий замечательный деревянный храм XVII века, а рядом с ним двухэтажная величественная церковь начала XIX века, но архитектурно архаичная и более похожа на церкви XVII века. Особенность ее в том, что она принадлежит к той сотне или двум сотням церквей, которые никогда, даже перед самой войной, не закрывались. Через дорожку домик священника, достаточно просторный, но без проточной воды (с внутренней уборной-ямой внутри), тем не менее, очень опрятный и с электрическим отоплением. Отцу Иоанну всего 27 лет, он северянин, хотя и южный, из Вельска, шесть лет как женат и посвящен, с двумя здоровенными ребятишками 5 и 4 лет. Образование имел светское, духовную жажду в нем пробудили, как он сам говорит, двое, Бердяев и Солженицын, им прочитано чуть ли не все, что было написано в эмиграции по философии и богословию, ныне он студент-заочник в Филаретовской («кочетковской») школе, куда наезжает сдавать экзамены. Получив назначение в Заостровье, он застал там 15 стареньких бабусь, и за какие-нибудь 4 года создал общину от 50 до 100 человек, приезжающих из соседних городов и сел. Знакомство с ней состоялось на следующий субботний день, в канун Воздвижения. Богослужение началось с общей исповеди (из которой были сознательно исключены все особо острые нарушения заповедей, требующие исповеди частной), литургия велась в основном на русском языке при пении всей общиной, при открытых царских вратах и чтении «тайных» молитв вслух, с проповедью после Евангелия, с уходом «оглашенных» перед Херувимской, с обменом приветствием «Христос посреди нас», с общим пением псалмов перед общим причастием и т. д... Редко мне приходилось видеть столь налаженный и согласный приход, действительно живую общину... После литургии все пошли крестным ходом под дождем и по расхлябанным дорожкам к восстановленному общиной старинному кресту, в полчаса ходьбы, с пением всех тропарей и молитв так или иначе относящихся к кресту. К крестному ходу присоединялись и жители поселков, кажется впервые после его установления три года назад. У креста был отслужен молебен и произнесены краткие проповеди (впервые в жизни и мною грешным). По возвращении, в соседней (бывшей) школе состоялась общая трапеза, начавшаяся делением и раздачей просфор, запиваемых церковным вином, с возгласом «Христос посреди нас», обряд, знаменующий по своей идее переход от таинства Божественной трапезы к совместной секулярной еде... Обед был обильный, веселый и оживленный, с чтением стихов и, по случаю моего приезда, с расспросами о жизни русских и православных на Западе. Вечером того же дня служилась вечерня, после которой в притворе состоялась беседа «о религиозном опыте в эмиграции». Во всем участвовали и немногочисленные уже (четыре-пять) местные бабуси, от 75 до 85 лет, которые с большим удовольствием приняли и русский язык, и общее участие в молитвах... На следующий день (Воздвижение) мне предстояло быть на епископской литургии в «соборе» (бывшая кладбищенская церковь), на которой присутствовало человек 200 народа степенного (получил от одной бабуси удар клюкой, за то, что наступил на ковер, который был разостлан епископу...) После службы состоялось в комнатах собора пространное интервью для местного телевидения (которое будет нас уже сопровождать всюду, - это часовая еженедельная религиозная передача), потом обед у епископа Тихона в епархиальном управлении, с двумя молодыми священнослужителями, присутствовавшими и на интервью, женатый священник-секретарь и женатый диакон, очень живо и сочувственно откликающийся на мои слова и тезисы. Огромный архиерейский дом, начатый в начале 90-х годов, так и остался недостроенным и необитаемым, епископ очень извинялся за скромность своего помещения, на самом деле весьма просторного и опрятного. Обед прошел непринужденно, епископ Тихон провел почти год в США, в частности и во Владимирской семинарии, работая над архивами своего небесного покровителя... Мою статью в «Вестнике» он читал, но своего суждения о ней не высказал (кстати, стараниями о. Иоанна «Вестник» распространяется по Архангельску - в количестве 30 экземпляров). Под вечер, после еще одного телеинтервью, кажется, для новостей, имевшем место на колокольне Заостровского храма, предвидена была в сельском клубе Заостровья лекция о Солженицыне, на которую собралось человек 70, включая бабусь. Поражало внимание слушателей. Были и весьма дельные вопросы... А за ними целая серия интервью для газет и радио. В понедельник началась «туристическая» программа: поездка в Малые Карелы, заповедник деревянного церковного и сельского зодчества, находящегося в лесистой местности, на холмах, в отличие от Архангельского плоского устья, очень живописной, особенно в эту осеннюю пору... Церкви, колокольни, мельницы, избы... Днем состоялось открытие выставки ИМКА-Пресс в областной библиотеке: с речами выступили епископ Тихон, очень тепло отозвавшийся обо всей инициативе, директор библиотеки, мы, грешные, и Москвин, сообщивший о дальнейшем оснащении библиотеки хорошими книгами. Пресс-конференция прошла вяло. В библиотеке состоялся и ужин, непринужденный и радушный, несмотря на холодугу (отопление еще не включено), после чего мы отправились ночевать в Северодвинск по приглашению одного из членов Заостровской общины. Утром ездили на Белое море, осмотрели страшноватый «хрущевский город», где многие постройки были рассчитаны на 25 лет, ныне истекшие. После подробного осмотра самого предприятия я был приглашен выступить перед сотрудниками и отвечать на их вопросы... Днем вернулись через Заостровье (где я пообщался специально с бабусями) в Архангельск, там посетили всю пятерку действующих церквей, разговаривали с настоятелями (почти все выходцы из Украины), один из них признал, что народу становится меньше, старые умирают, а молодежь в церковь идет не очень охотно... Попутно взглянули и на девятиэтажный (!) деревянный дом, так и не достроенный каким-то «новым русским», чуть не ли попавшим в тюрьму, символ современной русской бессмыслицы или угара от того, что кому-то мнится все возможным... В 5 часов в той же областной библиотеке состоялась встреча с общественностью города, на редкость живая. После нее прощальный ужин у епископа с о. Иоанном Приваловым, двумя уже нам знакомыми молодыми священнослужителями и с представительницей президента в области. Судя по всему, здесь церковь с властями дружит, да и с местной интеллигенцией в контрах не находится... Край, на костях зеков стоящий, всегда жил на дотации из Центра. Он и впрямь обездоленный: лютая длинная зима, бездорожье, отсутствие обслуг, десятки брошенных деревянных изб просто оседают в землю, военная промышленность, в основном атомная, стоит ненужная, а к продаже запрещена, основное богатство края, не до конца вырубленный лес, неконкурентоспособен рядом с производством Норвегии и Швеции. Бабуси, видавшие виды во все времена, не скулят: раньше урезывали по карточкам, а теперь даже мизерные пенсии платят с 4-х месячным опозданием... На фоне этой обездоленности отрадно видеть немало людей крепких, культуре преданных. Община о. Иоанна, да и он сам, его жена, семья производят самое обнадеживающее впечатление, такой именно и хочется видеть церковь: просвещенной, живой, динамической, свободной от предрассудков и казенщины (надо сказать, что это сильно говорит в пользу о. Георгия Кочеткова, если судить по плодам его учеников, то дело его более чем здоровое). Дай Бог, чтобы попытки «Радонежа» скомпрометировать и подорвать деятельность о. Иоанна (о нем писали уже в их паскудной газете) окажутся тщетными... Наша поездка по всей вероятности его укрепит: епископ Тихон за ужином его подчеркнуто благодарил за приглашение парижских и московских гостей. Октябрь 1998 года КИФА №2(156), февраль 2013 года Вести из Архангельской митрополии. От составителей региональной вкладки |