Школа церковности Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав: «Тому, кто будет учить других, надо сначала научиться самому» Владыка, в Томской епархии действуют трёхгодичные церковно-приходские курсы. На православной выставке, которая сейчас проходила в Томске, учащиеся и выпускники этих курсов покупали много духовной литературы - в этом был заметен интерес к духовному образованию. Расскажите, пожалуйста, историю возникновения этих курсов. Как возникла идея открыть подобную возможность образования для мирян? Архиепископ Ростислав: Первоначально мы хотели организовать богословские курсы и сделать их доступными прежде всего для тех людей, которые уже закончили какой-нибудь вуз, имеют светское высшее образование. Но потом оказалось, что достаточно людей и со средним образованием, которые тоже хотели бы изучать богословие, более глубоко знать свою собственную веру, православную традицию. Поэтому уже со второго набора мы не стали отсекать людей, которые не получили светского высшего образования, и курсы наши стали открыты для всех. На этих курсах предполагалось изучение различных богословских, литургических и библейских дисциплин. Я взял на себя преподавание библейской археологии, другие дисциплины преподают священнослужители епархии. Со временем интерес к этим курсам не угас, что радует. Каждый год приходят новые и новые люди. Те, кто уже полностью закончил трёхгодичное обучение, трудятся в настоящее время на различных поприщах. Вы говорите: «на различных поприщах», а как обычно это реализуется, какие есть возможности для служения мирян? Во-первых, на всех приходах у нас есть штатные катехизаторы, которые должны, конечно, прежде всего сами обладать и достаточным уровнем церковности, и опредёленными интеллектуальными познаниями. Прежде чем учить других, надо сначала научиться самому. И наши богословские курсы как раз и являются не только богословской школой, но и в какой-то степени, может быть, школой церковности. Потому что есть люди, которые хотя и являлись прихожанами, в какой-то степени были мало воцерковлёнными. В процессе же трёхгодичного обучения они не только усваивают какой-то определённый багаж знаний, но и проходят школу воцерковления. Пройдя эту школу, они уже сами оказываются способны воцерковлять других людей, приводить их ко Христу. И в этом качестве, в качестве приходских катехизаторов, они и трудятся. Экскурсия в музее при Томской семинарии Есть ли какие-то возможности продолжения духовного образования? Мне это особенно интересно, потому что я сам был старостой на самом первом трёхлетнем наборе и потом поехал получать высшее образование в Свято-Филаретовском институте. А у других слушателей как обычно складывается? У всех по-разному. Кто-то довольствуется тем, что он получил здесь, кто-то продолжает своё обучение в высших учебных заведениях РПЦ, например, в Московском Свято-Тихоновском институте, других вузах. Но всё-таки значительная часть тех, кто учится на наших курсах, - это люди, которые работают в Томске на светской работе: преподаватели средних школ, высших учебных заведений. Те знания, которые они получают на наших курсах, помогают в работе, в служении. Среди тех, кто окончил наши богословские курсы, немало тех, на долю которых выпала сейчас очень ответственная миссия - быть преподавателями Основ православной культуры, которые на протяжении нескольких лет уже преподаются в Томской области. Наша область оказалась в числе немногих экспериментальных регионов, где этот курс апробировался. Надо сказать, что мы не жалеем, что оказались в числе этих экспериментальных регионов. Многие трудности, шероховатости, с которыми приходится сталкиваться в первые годы введения этого курса, остались позади. И те преподаватели, которые прошли через наши богословские курсы, оказались особенно подготовленными к преподаванию этого предмета и поэтому, мне кажется, с большей отдачей и успехом ведут его в настоящее время. Но и для тех людей, которые не прошли богословские курсы, для тех учителей, которые стремятся хотя бы что-то получить, хоть в какой-то степени восполнить свои знания, мы проводим семинары при семинарии, в том числе и с участием наших выпускников. Базовой площадкой, где наши учащиеся могут оттачивать свой опыт, является и наш музей. Мы открыли его несколько лет назад в преддверии 150-летия Томской духовной семинарии, но он одновременно стал и миссионерской площадкой, потому что через музей при семинарии кто только не проходит - и студенты светских вузов, и школьники, и преподаватели, и чиновники, и паломники, и туристы, которые посещают город Томск. А ведь когда мы приводим их в наш музей, там такая атмосфера, что создаются все условия для того, чтобы вести какой-то доверительный диалог с этими людьми. Понятно, в первую очередь мы рассказываем им о тех культурных, духовных, религиозных памятниках, которые у нас хранятся. Но отталкиваясь от реликвий и экспонатов, мы говорим о Боге, о духовной жизни, о судьбе нашего Отечества, о судьбе нашего народа, о будущем, которое невозможно без укоренённости нашего народа в духовной традиции. Богоявленский кафедральный собор и Томская духовная семинария Я сам приводил группу молодёжи в музей, и по тем впечатлениям, которыми они делились после экскурсии, могу свидетельствовать, что музей действительно приносит свой плод. И если говорить о молодёжи - есть ли у неё возможность учиться на этих курсах или есть какой-то возрастной ценз? Возрастного ценза нет, хотя я ещё раз скажу, что первоначально мы ставили задачу давать богословское образование тем, кто получил светское высшее образование. Но в настоящее время мы отказались от этой практики, поэтому у нас самые молодые слушатели - восемнадцатилетние. Есть и несколько человек достаточно преклонного возраста. Но в основном слушатели курсов - это, конечно, люди среднего возраста, где-то 27-30 лет. А у молодёжи есть возможность как-то послужить церкви в епархии? Они этим и занимаются. У нас ведь очень много проектов как епархиальных, так и благочиннических, приходских, в которых молодёжь очень активно принимает участие. Это молодёжные клубы (сначала молодёжный клуб у нас возник при кафедральном соборе, при Томской духовной семинарии, но потом этот опыт начали перенимать и приходы, поэтому сейчас при большинстве городских приходов в Томске и районных центрах есть такие молодёжные клубы). Один из наиболее интересных молодёжных проектов называется «Светлое кино»: молодые люди собираются, чтобы обсудить тот или иной фильм, который является некой отправной точкой для разговора о духовной жизни, о духовной судьбе нашего отечества. Цель той молодёжи, которая собирается в молодёжных клубах, не просто собраться и потусоваться и не просто поговорить, но и оказывать помощь людям, которые в этой помощи нуждаются, - в детских домах, в домах престарелых, в больницах. Беседовал Александр Архангельский
Томская епархия Историческая справка На территории Томской и Асиновской епархии, совпадающей с границами Томской области, на сегодняшний день находится 130 приходов, три монастыря и духовная семинария, действует 25 церковно-приходских школ. Томская епархия основана в 1834 году (ранее её приходы входили в Тобольскую епархию). С первых лет существования города Томска (начало ХVII века) в нём проводилась православная миссия среди местного населения - эуштинских татар. Люди крестились, открывались новые храмы и воскресные школы. Наиболее известным миссионером епархии стал святитель Макарий (Невский), возглавлявший епархию на рубеже ХIХ-ХХ веков. После Октябрьского переворота епархия перенесла тяжёлые гонения. Репрессиям подвергались практически все правящие епископы, многие священники, монашествующие и миряне. Новомучениками и исповедниками веры стали томские святители Андрей (Ухтомский) (расстрелян в 1937 году), Виктор (Островидов) (скончался в ссылке в 1934 году), Герман (Коккель), коренной чуваш-миссионер (расстрелян в 1937 году), епископ Сергий (Васильков) (расстрелян в 1938 году), епископ Фостирий (Максимовский) (замерз в заключении) и др. На Томской земле нашел последнее успокоение расстрелянный священномученик Ювеналий Рязанский. Своеобразным памятником жертвам советских репрессий стал наклонённый крест на куполе Воскресенской церкви города Томска. В 1920-х годах власти приняли решение сбросить кресты с этого храма. Когда на один из крестов была наброшена петля и начали тянуть за трос, крест наклонился, но не упал. Внезапно трос оборвался, и один из рабочих погиб. Крест был оставлен на куполе, где и стоит доныне - наклонённый, но не сломленный. В течение 23 лет в епархии оскверняли и разрушали храмы, и в 1940 году был закрыт последний православный храм, епархия перестала существовать. В 1945-46 годах верующие добились открытия нескольких восстановленных храмов, но только в феврале 1997 года решением Священного Синода Русской православной церкви Томская епархия была восстановлена. Первым после советского пленения архиереем епархии стал епископ Сергий (Соколов) (†2000). Свт. Андрей (Ухтомский), свт. Герман (Коккель), сщмч. епископ Сергий (Васильков) и свт. Виктор (Островидов) КИФА №1(155), январь 2013 года |