Христианство не бывает без другого человека В Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино открылась выставка об одном из самых удивительных людей рубежа веков - Николае Николаевиче Неплюеве (1851 - 1908). Н.Н. Неплюев Эта экспозиция, чье название представляет собой отзыв Владимира Соловьева о Неплюеве - «Он не преклонился перед силой факта» - приехала в Москву впервые. До этого она была представлена в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение».
Директор Выставочного центра ВГБИЛ Татьяна Феоктистова заметила, что посвященную Неплюеву выставку обязательно должны увидеть читатели именно этой, старейшей московской библиотеки, потому что здесь есть зал религиозной литературы, что до сих пор является редкостью. - Дорогие мои! Позвольте передать вам привет и поклон от генерального директора нашей библиотеки, Екатерины Юрьевны Гениевой, которая сейчас находится в Испании, - сказал заведующий отделом Религиозной литературы, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Евгений Рашковский. - Хочу отметить, что эту выставку нужно смотреть несколько раз. Она богата смыслами и заставляет о многом задуматься, в частности, о том, что христианство никогда не бывает без другого человека, без внимания к другому человеку. Я благодарю Свято-Филаретовский институт и наш выставочный отдел, который много сделал, чтобы вписать эти образные и духовные содержания в пространство библиотеки. - Наш институт, помимо учебной и научной деятельности, занимается организацией выставок такого рода, потому что культурная и духовная жизнь неразрывны, - сказал Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского института, - они должны взаимно проникать друг в друга. Понятия «культура» и «церковь» часто противопоставляют, хотя они должны бы писаться через черточку. Не бывает церкви без культуры - в таком случае это не церковь. А культура без церкви - это дерево без корней, которое либо засохнет, либо не принесет плода. Я сердечно благодарю Библиотеку иностранной литературы за возможность представить выставку здесь, потому что труды Неплюева именно сейчас нуждаются в прочтении и осмыслении. На выставке в Библиотеке иностранной литературы Экспозиция расположена в холле третьего этажа центрального здания Иностранки, рядом с американским центром. Слышится речь с иностранным акцентом: «Расдавал сфое имущество? Прафославный? Непльюев?» Парадокс в том, что имя Николая Николаевича Неплюева, одного из самых замечательных людей, создавшего дело, которому не было аналогов ни в свое, ни в другое время, - оказалось накрепко забыто.
- Восстановление имени - одна из наших основных задач, - сказала руководитель Музейно-выставочного отдела Культурно-просветительского фонда «Преображение» Светлана Чукавина. - Он ведь действительно не преклонился перед силой факта, не хотел быть статистом в истории, хотел в ней деятельно участвовать, но не насильственно, а используя другие методы: лично отвечая за то, что происходило вокруг него в стране. Все его дело было связано с желанием доказать, что жить по-евангельски - возможно. И он доказал это всей своей жизнью: братство жило и процветало не один десяток лет до тех пор, пока не было физически уничтожено большевиками в конце 1920-х годов. На выставке во ВГБИЛ представлены новые факты: за последние полтора года у исследователей появились документы и свидетельства, о которых они раньше даже не догадывались. Об этом рассказала преподаватель Свято-Филаретовского института, историк Наталья Игнатович, которая уже много лет занимается изучением материалов Крестовоздвиженского братства. Долгое время оставалось неизвестным, что у Николая Николаевича были последователи и в советское время. В заключение вечера гости участвовали в круглом столе «Общение и гонение». Такие противоположные на первый взгляд понятия оказались неразрывно связаны. Почему хорошее дело, которое делал Неплюев, практически сразу вызвало неприятие? Почему ему чинили препоны на самых разных уровнях? Почему противление в какое-то время возникло изнутри самого братства, подорвав здоровье Николая Николаевича? Разговор о природе зла требует особого разговора. Собравшиеся говорили, что во времена коллективизации было немало общин - протестантских, толстовских, молоканских, которые делали много хорошего: передавали молоко в детские дома, кормили обездоленных, исправно платили налоги, но именно это вызывало у окружающих какую-то особую злобу, которая бывает в те периоды истории, когда «накатывает идеологически оформленное зло». Продолжая эту тему, участники круглого стола говорили, что гонения на христиан продолжаются и по сей день. Как иначе можно прокомментировать факт, что каждые семь минут в мире погибает один христианин, или то, что в исконно христианских странах под флагом политкорректности людям запрещают носить нательные кресты? Комментарии Александр Михайлович Копировский, профессор, ученый секретарь СвятоФиларетовского института: Общее впечатление от выставки - очень яркое. Акцент сделан на стендовых фотографиях и текстах (вещей, помогающих почувствовать атмосферу эпохи, достаточно, но не они в центре внимания). Но несмотря на это возникает ощущение радости, осмысленности, художественности в пространстве, цельности и гармоничности экспозиции. Выставка очень хорошо вписалась в проходной зал, вроде бы не очень удачный для экспозиции. Тема духовного просвещения так и должна представляться - свободно, не скучно, не давяще, не угнетающе. Неплюев показал реальное и абсолютно адекватное для своего времени воплощение евангельских идеалов - без стилизации под древность и без искажения их в угоду духу времени. Он смог для дела Божьего применить и раскрыть все данные ему богатства - и материальные, и духовные. Он всё отдал на общее дело преображения человека, не стремясь бездумно следовать формуле «...раздайте всё», но размышляя, как это сделать. Ведь можно, к сожалению, использовать даже слова Священного писания, но завести людей в тупик, как те, о ком было сказано «слепые вожди слепых». Деятельность Неплюева - прекрасный пример того, как нужен в этой области прорыв, отход от обыденных, трафаретных представлений о бедности и богатстве, от «бессистемной благотворительности». Можно «ободрать бока», входя в эти узкие врата, но даже тогда нельзя терять ни радости, ни вдохновения, ни молитвы. Евгений Борисович Рашковский, ректор религиоведческого центра ВГБИЛ им. М.И. Рудомино: Мне кажется, что жизненный путь Николая Николаевича Неплюева, его духовное и творческое наследие - это то, что мы должны знать; и страна должна знать, и весь мир. Я думаю, что типов христианского служения очень много. Человек может быть и в общине, и в братстве, и в приходе, может быть один, но самое главное, как показал опыт истекших трагических десятилетий (неслучайно мы собрались в годовщину октябрьского путча), - в том, что христианство не бывает без таких людей, как Неплюев. Текст новости: Елена Кудрявцева, Информационная служба Преображенского братства (печатается в сокращении) Комментарии собирала Мария Кайкова Фото Марии Кайковой http://www.psmb.ru/obshchinno-bratskaja-zhizn/obshchinno-bratskii-opyt-v-istorii-cerkvi/statja/khristianstvo-ne-byvaet-bez-drugogo-cheloveka/ КИФА №15(153), декабрь 2012 года |