gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
31.10.2012 г.

Политические игры на церковном поле

Image

Одним из знаковых событий церковной жизни последнего времени, безусловно, стала проходящая в храме Христа Спасителя выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть»1. Неслучайно на это воспоминание событий 90-летней давности - изъятия церковных ценностей, задуманного как кампания советской власти по дискредитации церкви и подготовке обновленческого раскола - откликнулись почти все православные ресурсы, в том числе и те, которые никогда прежде не писали об инициативах Преображенского братства и его духовного попечителя священника Георгия Кочеткова в положительном ключе. Еще более удивительным стало то, что в событийном поле тоже прозвучала некая «реплика», косвенно связанная с содержанием выставки. Речь идет о конференции «Реформация: судьба Русской церкви в XXI веке», прошедшей неделю назад в Москве.

Эта конференция была собрана как будто нарочно для того, чтобы показать, каким образом и сегодня внешние, чуждые церкви силы могут пытаться спровоцировать и внутрицерковный раскол, и всё большее противостояние между церковью и обществом. Рецепт остался на удивление не изменившимся за прошедшие 90 лет. Если посмотреть в итоговый документ конференции, мы увидим в нем перечень многих реальных церковных проблем, острых, требующих решения (иногда и тех, которые сдвигаются за последнее время с «мертвой точки») вперемешку с чисто политическими или, более того, секуляристскими и провокационными требованиями. Все это вместе шумно запущено в информационное пространство и получило множество откликов, в том числе на таких влиятельных ресурсах, как «Православие и мир», «Эхо Москвы» и т.п. Отклики эти показывают, что провокация уже вовсю начала работать: требования, перечисленные в документе «реформаторов», авторы откликов начинают отождествлять как с «реформацией Русской церкви» (чего стоит сам термин!), так и с устроителями мероприятия, часто являющимися либо политтехнологами, либо представляющими те или иные раскольнические группировки.

Приходится признать, что собственная история нас, увы, пока ничему не учит. Казалось бы, всем известно, что более ста лет назад Русская церковь встала перед необходимостью многостороннего обновления своей внутренней и внешней жизни. Об этом говорили и архиереи (чтобы убедиться в этом, достаточно почитать их «Отзывы» 1906 года), и священники (как тут не вспомнить «письмо 32-х»), и образованные ответственные миряне. Многие из тогдашних ревнителей церковного обновления впоследствии стали святыми исповедниками и новомучениками2. Стоит ли говорить, почему многие из осмысленных церковных проблем начала XX века до сих пор остались нерешенными. Хотя бы потому, что именно теми проблемами, о которых говорили в то время лучшие представители Церкви, быстро воспользовалась антихристианская советская власть для внедрения обновленческого раскола. Церковь оказалась не только обескровлена последовавшим затем разделением, но ещё она была лишена столь необходимого ей органичного духовного роста и связанного с ним внешнего исправления.

И вот сейчас на наших глазах начинается некое дежавю: люди, чуждые церкви (несколько церковных участников «реформаторской» конференции, видимо, привлеченные фразеологией и не очень хорошо разобравшиеся в том, что стоит за ней, здесь не в счет), собираются и начинают шумно обсуждать наши вполне реальные и действительно уже не первый год требующие решения церковные проблемы, перемешав их с трендами чисто политическими. При этом (что при данном составе участников обсуждения кажется вполне естественным и опять же напоминает что-то из прошлого) не вспоминают ни Собор 1917 года, ни последующие попытки Церкви решить эти проблемы, и очень узнаваемо нападают на предстоятеля церкви, стремясь для начала отделить его от церковного народа. Православные же публицисты в ответ пишут статьи в памятном с советских времен жанре «сам дурак» и ни словом не упоминают о том, что перечисленные на конференции проблемы в действительности имеют место, и они требуют решения. И в результате только еще дальше уводят ситуацию от единственного верного выхода - спокойной, конструктивной, действительно церковной дискуссии, где люди могли бы ответственно высказываться по мере своей компетентности, действительно ища волю Божью, опираясь на реалии нашей жизни, учитывая то, что церковь наша ещё не восстановила себя в полной мере, понимая, что сопротивляемость церкви против всякого рода искушений также ещё не восстановлена. И, конечно, понимая, что внутри церкви существует много разных течений, разных направлений, которые всегда будут существовать и которые не всегда будут друг с другом согласны во всём и которым ещё надо учиться находить общий язык. Всем ещё надо искать то, что для церкви полезно, и при этом думать о средствах воплощения этих вещей в церковной жизни, потому что важно не только то, что делать, но и как это делать. Ведь только то, что благословит Господь, может войти в церковную жизнь, ничего не повреждая, ничего не ухудшая. Нам же для того, чтобы этому послужить, необходимы трезвенность, выдержка, подлинная мудрость и церковность, необходимы доброжелательность и полное понимание того, что никаких расколов в церкви устраивать невозможно, недопустимо, необходимы терпение, смирение и послушание Богу, а также уважение свободы другого человека. Без всего этого ничего доброго в церковную жизнь никому никогда принести не удастся.

В последние два десятилетия нас неоднократно пугали обновленчеством и неообновленчеством, безосновательно обвиняя в этом людей, которые не имели и не имеют к этим явлениям никакого отношения. И вот после долгих криков «волк! волк!» уже никем не воспринимаемый серьезно «волк» неообновленчества действительно возникает на горизонте. Но опасность ещё не означает обязательного дальнейшего развития этой тенденции. Если мудро вести себя по отношению к ней, то её можно будет не только преодолеть, но, более того, обратить для церкви во благо. Но для этого необходим конструктивный, живой, духовный, настоящий христианский разговор, диалог и в самой церкви, и между церковью и обществом, ибо без него выйти из этого положения без потерь уже практически невозможно.

Александра Колымагина

------------------------------

1 В настоящее время выставка проходит в Историко-мемориальном музее «Пресня», филиале Государственного центрального музея современной истории России по адресу: Большой Предтеченский пер., д. 4. Проезд: ст. метро Краснопресненская.

Заказ экскурсий с 10.00 до 17.00 по тел. 8-499-252-30-35, 8-968-764-52-12.

Выставка продлится до 20 ноября 2012 г.

2 Так, например, четверо священников из группы «32-х» уже прославлены Русской православной церковью в чине новомучеников. Нелишним будет сказать, что многие из ревнителей церковного обновления боролись с обновленчеством или, иногда даже прельстившись сначала его фальшивыми лозунгами, быстро с покаянием возвращались в патриаршую церковь.

КИФА №13(151), октябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!