gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
12.10.2012 г.

Садовники прекрасного, но поруганного сада

В итальянском монастыре Бозе 5-8 сентября прошла XX ежегодная международная богословская конференция.

В этом году ее тема «Человек - домоправитель творения Божьего». В симпозиуме, в течение многих лет собирающем представителей разных конфессий ради всестороннего исследования православной духовной традиции, приняли участие епископы, священники, монахи и миряне, богословы и специалисты в области светской науки. Ежегодно на конференцию в Бозе приезжают представители Поместных православных церквей, католической церкви и протестантских деноминаций, в том числе профессора и преподаватели многих христианских вузов. Традиционно в этом симпозиуме участвуют и представители Свято-Филаретовского института и Преображенского братства.

* * *

На конференции в Бозе
На заседании конференции «Человек – домоправитель творения Божьего»
 

Первый день конференции был посвящен богословским аспектам экологической проблемы. Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) размышлял о том, почему именно христианство способно дать ответ на экологический вызов современности. Христианство утверждает, что мир не вечен, его природа смертна и зависит от воли Того, Кто призвал его к бытию из небытия. Чтобы существовать, миру нужно быть в единении с Творцом. Бог создал мир по любви, Он не может «передумать», Он всегда желает его существования, но это не значит, что мир «обречён на выживание». Его существование - вопрос живых отношений с Богом, а значит, свободного выбора. Этот выбор осуществляется человеком. Человек - связующее звено между Богом и материальным миром. Человека отличает от животных способность творить, а значит, делать мир прекрасным и разумным, открывать ему вечное существование. Но у человека есть и другая возможность - разрушать мир, использовать его для достижения своих целей, тем самым утверждая его тленную смертную природу. Чтобы спасти мир от тления и смерти, человек должен привести его в общение с Богом.

Во второй день участники говорили об опыте монашества как особом способе жизни человека, который научился максимально бережно относиться к окружающей среде. При всем многообразии представленного опыта все докладчики были едины в убеждении, что монашеская традиция может дать ответы на современные вопросы о возможности гармоничного сосуществования человека и природы. В основе этого сосуществования - с одной стороны, состояние духовного восхищения и изумления Божьим творением, приводящее к постоянному благодарению за него, с другой - аскетика как опыт самоограничения, умения довольствоваться необходимым, преодолевать духи потребительства и жадности, лежащие в основе нынешнего экологического кризиса.

Конечно, прозвучавшие доклады вызывали и много вопросов. Слушая рассказ о восстановлении Соловецкого монастыря как образа обновленного Божьего сада, невозможно было не спросить: как при этом духовно и практически удержать память о просиявших на Соловецкой земле новомучениках и исповедниках Российских? Что важнее: возродить гармоническое единство природы и творений человека, некогда созданное на Соловках трудами многих поколений монахов, или сохранить непобеленными страшные стены карцера на Секирной горе, исписанные последними словами умирающих мучеников? 

Третий день конференции был посвящён этике отношений человека с окружающей средой. Ключевыми для христианского понимания этой проблемы стали слова из послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:19-23).

Участники конференции говорили о том, как современное христианство может помочь страдающему миру исцелиться от его ран.

О евхаристии как благодарном возвращении Богу данного Им дара говорили ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний, архимандрит Иов (Геча) (Job Getcha). Евхаристия открывает путь преображения мира, исцеления его от тления. Человек как священник творения берет в свои руки мир, чтобы принести его как жертву Богу, вернуть Отцу преображенный его творческими усилиями дар.

Человек связует дух и материю, видимое и невидимое, поэтому невозможно вылечить раненую землю, не вылечив раненую душу человека.

Завершая работу конференции, настоятель монастыря Бозе Энцо Бьянки отметил, что конференция дает возможность представителям различных церквей быть вместе в духе братства, слушать друг друга, обмениваться дарами своих церквей, что истоки экологического кризиса не в состоянии окружающей среды, а в сердце человека, а потому всем нам так важно являть пример подлинной христианской жизни.

Юлия Балакшина для Информационной службы СФИ

 Фото: Кирилл Мозгов

Полностью репортажи о заседаниях конференции можно прочитать на сайте Свято-Филаретовского института http://sfi.ru


«Страшнее, чем Бухенвальд»

Non licet vos esse. Не должно вам бытьВ галерее нижнего Храма Христа Спасителя проходит выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть»*. Это шанс узнать правду о Церкви после 1917 года и о начале гонений, о том, как ловко в прессе подбирали слова, чтобы оклеветать тех, кто верил во Христа, о том, что уже было пережито в наших городах и что ни в коем случае не должно повториться.

* * *

- Мама, почему ты плачешь?

В обходной галерее нижнего Храма Христа Спасителя молодая женщина в джинсах и синем платке смотрит документальный фильм о первых антицерковных процессах. На глазах - слезы. Сидящая рядом девушка реагирует на кинохронику молча, периодически покачивая головой и сжимая зубы: «Кто бы мог подумать, что с людьми обошлись так несправедливо, так жестоко!»

В книге отзывов на столике у входа - развернутые и очень эмоциональные записи: «Это страшнее, чем Бухенвальд!», «Не знала, что такое было», «Спасибо за правду!»

Экспозиция небольшая и по информативности очень концентрированная - немного документов и фотографий, афиши, копии судебных дел, тексты обращений и воззваний, списки репрессированных в 1922 году московских священников и мирян с краткими сведениями о них, немая кинохроника о взрыве Храма Христа Спасителя, 20-минутный документальный фильм о кампании по изъятию церковного имущества и первых судебных процессах против верующих.

Штрихов к «портрету эпохи 20-х» немного - но каждый глубоко ранит сердце и ставит лицом к лицу с ситуацией, которая была в нашей стране в 1920-х годах, когда церковных людей начали гнать, вещи из храмов конфисковывать, а тех, кто не был согласен молчать и противостоял клевете и воровству, - вызывать в суд, отправлять в тюрьмы или расстреливать на месте, подчас не давая близким даже возможности похоронить неугодных власти родных.

Страшный «девиз» эпохи, выбранный в качестве названия выставки, - «Не должно вам быть». Таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование. Можно сказать, что по тому же принципу христиан стали воспринимать и в нашей стране. «Не должно вам быть» - и точка. Кажется, вопрос был только в том, как именно церковных людей уничтожить.

Вдоль стен храмовой галереи - стенды с фотографиями и емкими недлинными статьями о том, как проходила антицерковная кампания в Шуе, Петербурге, Москве. Фактически эти тексты - расшифровка документального фильма, который можно посмотреть в самом конце экспозиции.

Найдите 20 минут - и попросите любезных и деликатных смотрителей выставки включить вам это кино. Смотреть видео легче, чем читать, и ни один текст не заменит кадры кинохроники 90-летней давности.

«Голод», «Шуйское дело», «Процесс "московских церковников"», «"Дело" митрополита Вениамина», «Итоги кампании», - в нескольких разделах представлена история начала гонений на Церковь. Эти кадры заставили плакать молодую женщину в синем платке, и не только ее. Вряд ли можно остаться равнодушным, когда тебя ставят перед лицом страшной реальной истории твоей страны и твоей Церкви.

В 20-х годах в стране наступил голод. В августе 1921 года был образован Всецерковный комитет для организации помощи голодающим, который на самом деле собирал существенные средства, но решением правительства был закрыт. Правительство решило забрать церковное имущество и издало Декрет об изъятии церковных ценностей. Целей было две: номинальная - помочь голодающим, более реальная - лишить Церковь возможности помогать и таким образом сделать ее менее привлекательной для людей. Важный момент: изымались в том числе и богослужебные предметы, которые использовались во время совершения Таинств, например, Потиры. Патриарх Тихон предлагал возмещать стоимость этих вещей, только бы они оставались в храмах и не подвергались осквернению, но в этом было отказано.

- Что доносится до Вас со всех сторон? - спрашивали Патриарха.

- Вопли.

Говоря о свободе, церковных людей притесняли; говоря о светлом будущем, отбирали у них имущество. В разных городах вооруженные красноармейцы наталкивались на сопротивление людей - и не считались ни с чем, исполняя распоряжения правительства. В Шуе народ, узнав о готовящемся изъятии имущества, оставался после службы в соборе и на площади около него. Священнику предлагали сказать нечто, чтобы люди ушли, но он отказался: «Я не могу выгонять из храма молящихся». Изымать имущество в такой ситуации было невозможно, и к собору прислали 14 вооруженных красноармейцев. Они открыли стрельбу: сперва - поверх голов людей, потом - по живым людям, своим соотечественникам.

Весной 1922 года в Москве начался первый антицерковный процесс. К ответу привлекли 54 священнослужителя, заседания - как ни странно! - проходили в Политехническом музее. 5 мая в качестве свидетеля был вызван Патриарх Тихон. Увидев вошедшего в зал Предстоятеля Русской Церкви, многие присутствующие в числе публики встали. Суд вынес 11 смертных приговоров; по прошению Патриарха, которое он адресовал лично Калинину, 6 из них были отменены. Святейший спас жизни шестерым людям, а сам был арестован и полностью изолирован от внешнего мира. По-особенному переживаешь все это, узнавая факты о Патриархе в галерее храма, в котором спустя несколько десятилетий Патриарх Тихон был прославлен в лике святых.

Справа от киноэкрана - подборка статей из «Известий» от 1922 года по поводу судебного процесса. Какой полный достоинства и внутренней целостности образ видим на экране - и насколько неприглядным персонажем предстает Патриарх в газетной статье. Сравнить свое впечатление, подлинные слова человека (тут же на столе - тексты патриарших обращений к духовенству этого года) и то, каким его пытаются представить в прессе, очень любопытно. Ясно видно, как работала пропаганда, какими бесчестными средствами добивались нужного «эффекта» те, кто решил, что Церкви «не должно быть».

В других статьях - информация о различных судебных процессах и событиях, о которых говорится в фильме, но только - опять же - в нужной интерпретации. Защищающие Церковь люди называются, например, «бывшая коммунистка» и «бывший эсер». «Бывший» - стало быть, плохой, слабый, непостоянный, раз отрекся от своих взглядов. Ответы в суде цитируются не полностью, может быть, цитаты вырваны из контекста (прием нам не незнакомый) и дополнены разъяснениями (домыслами?) авторов статей.

Non licet vos esse. Не должно вам бытьТаких примеров на выставке найдется немало, и сегодня они особенно достойны внимания и анализа.

Итоги грандиозной антицерковной кампании были удивительно нелепы. Как сообщается в фильме, у Церкви было изъято имущества на сумму более 5 млн рублей, в то время как сами церковные люди для помощи голодающим добровольно собрали около 7 млн. Большая часть церковных предметов - в том числе богослужебных, в том числе редких по красоте и художественному исполнению вещей - были переплавлены. Деньги, полученные в результате кампании, по большей части пошли на оплату самой кампании (печать листовок, афиш, ассигнования пропагандистам и так далее), частично - на поддержание сотрудников правительственного аппарата (их зарплаты в этот период увеличились).

Состоялось около 250 судебных процессов, 10 тысяч человек в 1921-23 годах были репрессированы, каждый пятый - расстрелян.

Церковь оказалась лишена внешнего благообразия, зато многие люди стали осознавать, что для них действительно важно не внешнее, а внутреннее, то, ради чего умер Христос и для чего создал на земле Церковь. На место убитых священников пришли бывшие миряне (прихожане, помощники, сотрудники), которые приняли сан уже после революции (понимая, что это может стоить им жизни). Те, кто не принял сан, образовывали братства, собирались на квартирах, чтобы только сохранить церковный и христианский дух**.

После арестов священнослужителей большая часть рабочих (на которых делало ставку правительство) из Церкви не ушла.

Еще один горький «итог» кампании - уже не в фильме, а на одном из стендов: фото десятков прекрасных храмов, в подписях к которым рядом с каждым названием стоит короткое слово «разрушен». Мы потеряли живых людей, их знания и жизненный опыт, наши города навсегда утратили прекрасные храмы, их красоту и непередаваемую атмосферу молитвы, которая живет в старинных церквях.

Это хороший урок и повод задуматься. А выставка в Храме Христа Спасителя - шанс узнать свою историю и самому оценить, так или нет расставлены акценты, в том числе и в нашей сегодняшней жизни.

Организаторы: Храм Христа Спасителя, Культурно-просветительский центр «Преображение», Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г. Шуя).

Источник: «Татьянин день»

----------------

* 11 октября выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть» открылась в Государственном центральном музее современной истории России

** В братском движении активно участвовали также священники и архиереи, достаточно вспомнить деятелей Александро-Невского братства или епископа Макария (Опоцкого) - прим. ред.


Защитились первые докторанты в Общецерковной аспирантуре

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 4 сентября состоялись защиты первых докторских диссертаций. Успешными соискателями на ученую степень доктора богословия стали докторанты аспирантуры игумен Арсений (Соколов) и Владимир Катасонов, сообщает «Церковный вестник».

Одновременно начал работу Диссертационный совет Общецерковной аспирантуры, в состав которого входит 21 человек. Председатель Диссертационного совета - ректор Общецерковной аспирантуры и заведующий кафедрой внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, ученый секретарь - проректор аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий.

Представленные к обсуждению работы заслужили высокие оценки членов диссертационного совета. Труд Владимира Катасонова «Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки», защищенный по кафедре философии, показал, по мнению митрополита Илариона, «глубокие знания соискателя в областях философии, богословия и математики» и был квалифицирован ректором как «компетентное исследование на стыке разных дисциплин». Ведущая организация диссертанта - СПбДА. Официальные оппоненты: Геннадий Майоров, д-р филос. наук, заслуженный профессор философского факультета МГУ; протоиерей Димитрий Лескин, кандидат богословия, д-р филос. наук; Геннадий Кулябин, д-р физ.-мат. наук, профессор.

Диссертационная работа игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза», защищенная по кафедре библеистики, стала шагом на пути к «нащупыванию» органического сочетания 2000-летнего опыта библейской экзегезы с творческим восприятием результатов современных научных поисков». Ведущая организация диссертанта - МДА. Официальные оппоненты: архимандрит Кирилл (Говорун), доктор философии; Андрей Десницкий, д-р филол. наук; Евгений Рашковский, д-р ист. наук.

«Современная экзегеза занимается реконструкцией самого археологически древнего пласта, из которого потом органично, как из корней дерева, вырастает позднейшая экзегеза, раннехристианская, святоотеческая, затем современная, - и такое видение задается в труде соискателя», - подчеркнул научный консультант игумена Арсения Михаил Селезнев.

По итогам заседания Диссертационного совета оба диссертанта единогласно признаны достойными соискуемых ученых степеней.

Благовест-инфо

КИФА №12(150), сентябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!