Где сокровище ваше... В храме Христа Спасителя прошла выставка, посвященная 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей Мы попросили организаторов выставки, которая будет экспонироваться и в других музеях Москвы, обратиться с советом к её будущим посетителям. Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства: Я считаю, что выставка очень важна как целость. Очень важно не выбирать какие-то знакомые имена и события (или, наоборот, незнакомые: «мол, это я знаю, а это я не знаю, пойду, пожалуй, посмотрю...»). Думаю, если у человека есть интерес к этой тематике, то есть смысл посетить эту экспозицию так, как посещают действительно серьёзные концептуальные выставки. На это потребуется часа два напряжённого труда. Нужно все прочитать, в том числе дополнительные материалы и высказывания, посмотреть внимательно фотографии, о чем-то подумать, какие-то вещи связать. Концепция выставки неординарная, достаточно интересная, поэтому это стоит того, даже если у кого-то будет недостаточно первоначальных знаний, или недостаточно времени, или недостаточно интереса к церковной истории XX века. Все равно каждому будет очень полезно постараться и разобраться в том, почему в нашей стране и среди нашего народа происходили такие события, что они означали, что этому предшествовало и к чему это привело. Это может многое объяснить в нашей современной жизни. Так что я не думаю, что нужно выбирать для просмотра только какие-то отдельные экспонаты. Мне кажется, что эта выставка хороша и интересна в своей целостности. Бог в помощь всем, кто на эту выставку пойдет. Я уверен, что если вы уделите ей достаточно внимания, вы точно не пожалеете. Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства: Тем, кто хочет хоть как-то разбираться в духовных основах современной жизни, важно понимать, что современная жизнь, какой бы она ни казалась новой, тесно связана с нашей историей, особенно с историей XX века. И, конечно, современная жизнь Русской православной церкви преемственна по отношению к истории Церкви в XX веке. Поэтому так важна выставка, посвященная кампании по изъятию церковных ценностей. Она повествует об очень важном периоде истории советской России и истории Церкви в советское время, проявившем многие вещи. Этот период отразил новые принципы отношения к Православию со стороны общества, государства и с особой остротой проявил отношение верующих к обществу, церкви, государству, к жизни. Эта выставка повествует не о материальных вещах. Дело не в том, сколько было изъято, сколько возвращено и сколько пропало безвозвратно или было продано большевиками. Речь не об этом, а прежде всего об отношениях в обществе между людьми верующими и неверующими, симпатизирующими церкви и не симпатизирующими, между людьми простыми и людьми, облечёнными какой-то властью и положением в обществе. Это содержание выставки очень ценно для понимания некоторых особенностей нашей современной эпохи. Оно напоминает и о внутреннем потенциале, который у церкви есть для того, чтобы ее жизнь развивалась и чтобы, выражаясь словами Священного Писания, имя Божье не хулилось между язычниками. Вы говорите, что выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть» помогает понять современную жизнь. Однако многие сейчас считают, что нынешняя ситуация полностью противоположна тому, что описывается в материалах выставки. Дмитрий Гасак: Ну, конечно, сейчас, слава Богу, никто, кроме обычных, так сказать, неорганизованных воров, церкви не грабит, не отнимает у верующих того, что им принадлежит и в этом смысле гонений, подобных советским, церковь не претерпевает. Более того, мы видим, что в последние двадцать лет храмы все-таки строят и, так или иначе, материальная сторона церковной жизни хоть в какой-то степени обретает те черты, которые были до большевистского переворота. Но я имею в виду не материальную сторону. Не так важно, сколько храмов построено, позолочены ли у них купола, обустроен ли иконостас в храме и так далее. Дело не в этом, а в образе взаимоотношений между самыми разными людьми в современном обществе. И я думаю, что хотя современная эпоха - это не время начала 1920-х годов, тем не менее некоторые типологические черты зародившихся тогда взаимоотношений еще до конца не изжиты. И в этом очень полезно разбираться. Все-таки события, начало которым положили волнения в Шуе, очень небольшом городе центральной России, отстоят уже довольно далеко от нас по времени, эмоции и многие страсти улеглись, и сейчас можно разобраться в подлинных основаниях действий самых разных людей - и со стороны советской власти, и со стороны церкви. Дмитрий Гасак: Я полагаю, что мы еще очень плохо знаем ту эпоху и плохо понимаем то время, а, стало быть, плохо понимаем и наше время. Еще в начале двадцатого века самые значительные русские мыслители говорили о конце Константиновской эпохи церковной истории. Но каковы последствия окончания этой полуторатысячелетней эпохи церковной и общественной жизни, мы еще не знаем. Пока мы плохо отдаем себе отчет в том, чем характеризуется современная историческая эпоха. А мне кажется, что для православных христиан в нашей стране это вопрос принципиальный. Вспомните из Писания, как трезво оценивали общественную ситуацию Христос, а затем апостолы и другие святые - с одной стороны, без иллюзий, а с другой - без осуждения и уныния. Вот так, мне кажется, и мы должны трезво оценивать нашу современную действительность для того, чтобы служить Господу Богу и Церкви лучше, чтобы наше служение было полнее, чтобы слово Христовой Истины, Правды, Добра и Красоты было принято современными людьми. Думаю, что это важнейшая сторона современного христианского служения. А для нашей страны может быть, что даже самый центр христианского служения. Сейчас церковь часто обвиняют в стремлении к симфонии с государственной властью. Для многих людей это является большим раздражителем. Дмитрий Гасак: Сегодня церковь обвиняют в самых разных вещах (кто-то, к слову, обвиняет и в недостаточном взаимодействии с властными структурами). Слава Богу, церковь имеет возможность пользоваться большей свободой, чем в советское время, а стало быть, возникает поле диалога, а значит, и оценок тех или иных общественных явлений, в том числе и церковной жизни. И конечно, церковь критикуется с разных сторон. Это нормально, а может быть, даже и полезно для верующих людей, так как члены церкви вновь должны свидетельствовать «словом и житием», а не прикрываться авторитетом государства или других общественных институтов. Но дело в том, что как бы ни хотелось нам, ныне живущим в России людям, жить по-новому и не воспроизводить ту жизнь, которая была двадцать, сорок, сто или пятьсот лет назад, мы должны хорошо понимать, что история всякого народа, страны и, тем более, такого древнего организма, как Православная церковь, обладает качеством преемственности. Да, действительно, окончившаяся в 1917 году Константиновская эпоха связана с тесными взаимоотношениями государства и церкви, что исторически связано с мощной идеей симфонии, родившейся из стремления к тому, чтобы Божьему Закону, Божьей Правде была подчинена жизнь всего общества, начиная с института государства. И от этого наследия не так-то легко избавиться, а вообще-то говоря, нужно бы и подумать о том, насколько это возможно, насколько это нужно, каковы будут последствия, для чего важно вспоминать всю церковную историю. Мы знаем, что первые века христианства часто были связаны с открытым противостоянием светской власти - тогда это была власть Римской империи - и церкви. В советское время мы пережили нечто подобное: семьдесят лет беспрерывных гонений. Мы были свидетелями политики, которая последовательно была направлена на уничтожение всех очагов христианской жизни. И мне кажется, что прошло еще мало времени с той поры, когда положение церкви в российском обществе изменилось. Инерция предыдущей эпохи очень сильна. И с одной стороны - да, церковное руководство в России всегда было ориентировано на власть. С другой стороны, мы знаем, что в советское время церковь подвергалась гонениям, преследованиям, клевете не только со стороны власти, но и со стороны общества. И эти тенденции так же сильны в настоящее время. Поэтому, мне кажется, главное усилие нужно направлять на такую жизнь в церкви, чтобы если она и подвергалась бы критике, то не из-за наших ошибок, грехов, раздвоенности, трусости и так далее, а за подлинно христианскую позицию по самым разным вопросам общественной жизни. Светлана Чукавина, организатор выставки: Мало кто сегодня знает масштаб разрушения церкви. Эта выставка рассказывает об одной из самых ранних кампаний, целенаправленно работающих на разорение Церкви, и даже она была уже очень масштабной. Сегодня масштаб этого разорения очень трудно себе представить. Поэтому важно именно на это обратить внимание, почувствовать масштаб разорения, уничтожения, ограбления церкви, вмешательства в ее внутренние дела. Кирилл Мозгов, руководитель издательства Преображенского братства: Наверное, тем, кто собирается на эту выставку, надо запастись временем и терпением. Потому что материал, который на ней представлен, с одной стороны, может поражать какими-то яркими фактами, цифрами, статистикой или именами. Но с другой стороны, мне кажется, самое интересное - это попытаться вчитаться в живые документы той эпохи, в разные свидетельства: как официальные, например, постановления советской власти 1920-х годов, так и личные, в том числе письма и свидетельства священников и мирян того времени. Эти живые голоса говорят не меньше, если не больше, чем факты и цифры. На самом деле, если прислушаться, то даже по стилю порой видно очень многое. И на знакомство с этой частью экспозиции не нужно жалеть времени, потому что это уникальное собрание таких писем, документов и свидетельств. Вот на это я бы очень рекомендовал обратить особое внимание. На открытии выставки. Фото Марии Кайковой Вопросы задавала Анастасия Наконечная КИФА №12(150), сентябрь 2012 года |