gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Первая полоса arrow Если человек с Богом - он на своём месте. Интервью архиепископа Бакинского Александра
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
20.09.2012 г.

Если человек с Богом - он на своём месте

Интервью архиепископа Бакинского Александра газете «Кифа». Первое интервью владыки было опубликовано на сайте СФИ, это - второе

Архиепископ Бакинский АлександрВладыка, мы знаем, что население Азербайджана в основном мусульманское, поэтому православные существуют в такой среде, где они в меньшинстве. Каковы особенности этого положения, как это влияет на деятельность епархии, как прихожане себя чувствуют? Как вообще живется православным в такой ситуации?

В Азербайджане действительно большинство граждан являются мусульманами (по статистике девяносто шесть процентов жителей являются носителями исламской культуры), но Азербайджан - светское государство и согласно конституции все традиционные религии равны перед законом. Христиан, конечно, немного - всего лишь два процента - но, тем не менее, с юридической точки зрения они пользуются всеми гражданскими правами. Представители христиан имеются во всех структурах, как в Милли Меджлисе - парламенте республики, так и в президентском аппарате, в министерствах, в учреждениях культуры, бизнес-структурах. И я должен сказать, что мы не чувствуем себя здесь ущемленными.

Конечно, быть может, у нас материально немного другие возможности, чем в России, потому что у нас нет тех бизнесменов, которые в России активно влияют не только на экономическую жизнь, но и на культурную, и на политическую. Но, тем не менее, жизнь жительствует и у нас. В Баку три православных храма - два соборных, один просто приходской. В них ежедневно совершается богослужение. Храмы у нас открыты в течение всего дня и при двух из них есть воскресные школы как для детей, так и для взрослых.

Надо сказать, что в Азербайджане присутствует свой менталитет. Это страна с очень древней культурой. На протяжении тысячелетий здесь развивались государственные образования, различные политические структуры. Можно назвать великое множество имен, которые прославили Азербайджан и азербайджанскую культуру - так, у всех на слуху имя такого великого азербайджанского поэта, мыслителя, ученого, как Низами Гянджеви. И все это отражается в жизни страны и того общества, в котором мы живем. Конечно, важна религиозная составляющая: в менталитете азербайджанского общества большое значение имеет ислам, исламская культура. Все знают, что такое Рамазан Байрам, Курбан Байрам. Все это, конечно, оказывает влияние на жизнь страны. Как в России во время Великого поста сокращается количество увеселений, пища меняется, так и здесь во время Рамазана заметны изменения в общественной жизни.

Но и наши праздники широко известны и тоже празднуются всеми. Все знают, что такое праздник Пасхи, когда он бывает. Все знают, что такое праздник Рождества. Вообще в Азербайджане такой сплав культур! Здесь ведь нет национальных кварталов или улиц. Здесь на одной улице, в одном квартале, в одном доме, в одном дворе, на одной лестничной площадке живут и мусульмане, и христиане, и представители других традиционных религий. Поэтому и праздники празднуют все вместе. Например, у нас очень распространено накрывать пасхальные столы для православных людей: для русских, для украинцев, для белорусов, для греков. А представители гражданских властей, представители церкви и все люди той части города или того района, где это проводится, принимают участие в этом празднике.

Кафедральный собор
Кафедральный собор Свв. Жён-мироносиц, г. Баку

Это организует епархия или местные власти?

Гражданские власти. Но епархия непременно участвует в проведении этих мероприятий.

Нужно сказать, что для культуры Азербайджана очень характерен сплав разных традиций, разных культур даже в народной национальной жизни. Здесь проявляется толерантность в хорошем смысле этого слова. И вероисповедание не является препятствием для общения людей, для совместной деятельности. Я всегда говорю в связи с этим, что религия не разъединяет людей, а объединяет. Верующий человек - это человек с нравственными принципами и нормами, поэтому с ним можно иметь общее дело. А человек без религиозных устоев, без традиций  непредсказуем, от него всего можно ожидать: не только хорошего, но, к сожалению, иногда и плохого.

Каковы главные трудности в жизни епархии?

Конечно, проблема менталитета дает о себе знать, поэтому от священнослужителей требуется правильный подход к тем или иным проблемам внутренней жизни. Но для того, чтобы узнать менталитет страны, менталитет народа, нужен не месяц и даже не год, нужно очень большое время. И когда к нам приезжают гости или мы кого-то приглашаем потрудиться у нас, многое у людей вызывает недоумение. Они не встречались с такими явлениями в России. Вот элементарный пример: мы сидим за столом, из напитков у нас только чай. Горячительные напитки в каких-то случаях бывают на столе, но чаще всего их просто не бывает. У некоторых людей это сразу начинает вызывать смущение: «А почему нет, что такое?» А просто это не очень принято. Также и в плане одежды: у нас есть определенный «дресс-код», для кого-то непривычный. Поэтому не всегда люди воспринимают нашу действительность адекватно. Это вызывает у них трудности. Ну, и потом, конечно, жарко очень, летом страшная жара стоит - не каждый выносит такую погоду. Поэтому человек, который родился и вырос на севере, - даже если у него есть желание потрудиться - не всегда может согласиться со спецификой менталитета, или климата, или общения за столом.

Вы уже давно в сане и служите. Что, на Ваш взгляд, является самым главным для человека, служащего Богу в Церкви?

Быть с Богом - чтобы жизнь в Церкви не превратилась в работу, чтобы это не стало должностью, чтобы это не было источником дохода или просто человеческой обязанностью. Предстоять пред лицом Божьим и чувствовать голос Божий, Его повеление. Если человек с Богом, кто бы он ни был - архиерей, протоиерей, дьякон, иподьякон, певчий, технический служащий, охранник в храме - он на своём месте. Если он без Бога, если он «отправляет свои обязанности», а дома он совсем другой... то, конечно, такого человека жалко. Он может быть успешным внешне, а внутренне без Бога.

Архиепископ Александр
Архиепископ Александр
В этом году газете «Кифа» исполняется 10 лет. Что Вы хотели бы пожелать её сотрудникам и читателям?

Прежде всего, я хочу поблагодарить редакцию за то, что эту газету регулярно присылают нам, потому что у нас не так уж много возможностей следить за тем, что происходит в религиозной и духовной жизни в России. Есть некоторая оторванность. У нас своя жизнь, свои проблемы, но всё же мы являемся чадами Русской Православной Церкви. По крайней мере, для меня, для моих помощников очень интересно, что сейчас происходит в духовной жизни России. Не скажу Вам, что я регулярно читаю «Кифу» с первой странички до последней, но если газета приходит, я всегда беру её к себе в машину и, пока стою в городских пробках, стараюсь познакомиться с содержанием. Вот и сейчас я успел уже в машине, пока добирался из Епархиального управления домой, ознакомиться с очередным номером. Я должен сказать, что «Кифа», как и любая газета, является дискуссионной. Есть вопросы, на которые можно иначе смотреть, есть проблемы, на которые, быть может, ответ видится в другой плоскости. Но самое главное, наверное, то, что газета современна и злободневна. Она пытается ответить на те основные вопросы нашей церковной жизни, которые волнуют всех нас.

Конечно, для меня интересно знакомство с точкой зрения тех или иных авторов. Я вижу, очень серьёзно обсуждаются проблемы братств. Все знают, что в своё время Александро-Невское братство сделало очень многое, и когда пытались составлять биографию приснопамятного митрополита Иоанна (Вендланда), то вместо биографии получилась история деятельности Александро-Невского братства. И другие видные иерархи нашей Церкви вышли из членов этого братства. И проблемы образования хорошо ставятся и, конечно, одна из самых болезненных проблем нашего времени - проблема катехизации. Мы все пытаемся, во-первых, понять, что это такое; во-вторых, пытаемся найти разные пути её осуществления, потому что мы, действительно, столкнулись со страшным явлением: сколько людей мы ни крестим в год,  прихожан не становится больше по сравнению с крещаемыми, это несоотносимые цифры. Значит, мы не вложили в сознание, в сердце человека христианский призыв. Поэтому катехизация необходима. Формы её, конечно, должны быть совершенно разными в зависимости от обстоятельств, от времени, иначе для детей, иначе для взрослых, иначе для мужчин, иначе для женщин, иначе для интеллектуалов, иначе для простецов. Но самое главное - это приоткрыть людям красоту, истину и глубину христианской жизни. В этом и состоит задача катехизации, и то, что газета принимает самое активное участие в обсуждении проблем катехизации, - это очень и очень нужно. Так что газета интересная, я желаю помощи Божьей и главному редактору, и всем сотрудникам, всем, кто так или иначе принимает участие в создании газеты. Читателям же газеты хотелось бы пожелать самого главного - укрепляться в вере Христовой.

Беседовала Анна Алиева

Фото Анны Алиевой, а также с сайта Бакинской епархии


Из истории Бакинской епархии

Бакинско-Азербайджанская епархия была воссоздана по решению Священного синода в 1998 г. (выделена из состава Ставропольской и Бакинской епархии) и объединяет приходы Русской православной церкви на территории Республики Азербайджан. Она состоит из двух благочиний - Бакинского градского и районов Азербайджана, в семи храмах которых служит 30 священнослужителей. Священнослужители епархии также окормляют верующих, проживающих на острове Артем, в Сабирабаде, Саатлах, Ленкорани, Гусарах и других районах Азербайджана.

Бакинская епархия занимает земли одной из древних церквей - Церкви Кавказской Албании. С IV века, после того, как царь Урнайр был крещён в Армении просветителем этой страны св. Григорием Парфянином, христианство стало государственной религией Албании. В 506 году Албанская церковь вместе с Грузинской и Армянской не приняла решений Халкидонского собора. Однако из исторических источников и свидетельств явствует, что монофизитство в Албании, как и в Грузии, было нестабильным. В дальнейшем, в противовес армянам, албаны придерживались халкидонского исповедания до начала VIII века. С 705 года Албанский Католикосат вошёл в подчинение Армянской апостольской церкви.

После утверждения на этой территории ислама Албанская церковь пришла в упадок, но продолжала существовать еще до начала XIX столетия.

В XIX столетии с появлением русского населения в Азербайджане стала осуществлять свою деятельность Русская православная церковь. В Гяндже, Шемахе, Баку были построены православные храмы.

В 1919 году была создана самостоятельная епархия с центром в Баку, получившая название «Прикаспийская и Бакинская». В состав епархии входили приходы западного побережья Каспийского моря. Известны имена 11 архиереев, носивших титул «Бакинский и Прикаспийский».

После Октябрьской революции были репрессированы многие священнослужиели епархии - свящ. Андрей Ерёмин († 1929), свящ. Евфимий Савельев († 1932), новомуч. свящ. Иоанн Ганчев († 1937) и другие. Был уничтожен Александро-Невский кафедральный собор. Активную деятельность вели обновленцы (Азербайджан с 1923 года входил в обновленческий Закавказский митрополитанский округ). С 1933 года на кафедру перестали назначаться архиереи, а с 1934 года Азербайджан был включён в каноническую территорию Ставропольской епархии. В 1936 году был закрыт последний в Азербайджане православный храм.

В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм - нынешний собор в честь Рождества Богородицы, а затем другие приходы на территории Азербайджана, которые после восстановления епархии в 1998 году вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской православной церкви. С 2011 года епархия носит название Бакинской.

По материалам официального сайта Бакинской епархии

КИФА №11(149), сентябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!