gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (сентябрь 2012)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
20.09.2012 г.

Пророчество и служение

Ежегодный международный молодёжный фестиваль Всемирного православного братства «Синдесмос» прошёл в Нямецкой православной богословской семинарии им. Вениамина Костаки (Румыния) с 11 по 18 августа. Тема этого года - «Пророки нашего времени».

Фестиваль собрал около сорока человек более чем из десяти стран: Англии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Греции, Ливана, России, Румынии, Финляндии, Франции. В течение восьми дней работы фестиваля прошли многочисленные круглые столы и дискуссии. Преображенское братство и Свято-Филаретовский институт на фестивале представляли студенты СФИ Дмитрий Дорошко, Дмитрий Писарев, Карина Гиздатова.

- Как институционально выделенное церковное служение пророчество перестало существовать во II веке. Однако, будучи как бы поглощено другими служениями, оно не исчезло. Этот дар Церкви вручил Сам Господь, и пророческое служение всегда будет оставаться в ней одним из главных, - прокомментировал выбор темы президент «Синдесмоса» священник Кристоф Д'Алоизио. Он отметил, что сейчас, например, пророческий аспект имеет служение катехизации: это связано с тем, что катехизатор передает учение Церкви оглашаемым.

Центральным было выступление митрополита Иосифа (Попа), правящего архиерея Румынской митрополии Западной и Южной Европы. Он напомнил, что само Евангелие несет в себе пророческий смысл. Пророчество связывает истоки христианской веры и современную церковную реальность, Ветхий и Новый завет, святых отцов и современных богословов. Митрополит Иосиф вспомнил одного из самых выдающихся богословов XX века Оливье Клемана (†2009), который обратился к Богу благодаря знакомству с трудами пророков XIX и XX веков: Федора Достоевского, Николая Бердяева, Владимира Лосского. По мнению владыки, вместе с верой Клеман унаследовал от них и сам пророческий дар.

Лидия Оболенская-Д'Алоизио, активный член Русского христианского студенческого движения и супруга о. Кристофа, в своем выступлении говорила о связи пророчества и служения. Она напомнила слова протопресвитера Николая Афанасьева о том, что служение в церкви - это не только прерогатива священников, что к служению призван каждый христианин. Пророческое откровение - это то, что рождается в среде служащих людей. Лидия заметила, что впервые в Библии слово «пророк» относится к Аврааму. Он - пророк, который воплощает слово Божье в своей жизни и в этом смысле являет Бога.

Алексей Оболенский, отец Лидии, в своей лекции «Русские писатели XIX века как пророки» напомнил, что когда церковь в России превратилась в «ведомство православного исповедания», ее пророками были Гоголь, Достоевский, Лесков. Также Алексей Львович подчеркнул пророческое значение опыта и свидетельства новомучеников и исповедников в истории Русской церкви в ХХ веке.

На сегодняшний день приходится констатировать, что хотя новомученики и исповедники канонизированы Русской церковью, их опыт во многом остается в ней неусвоенным. Ведь сердцевину, пророческое ядро этого опыта составляет возрождение в церкви братских отношений, братской любви и верности, исполнение главной заповеди Спасителя: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15:12). В этой связи особенно важными были слова отца Кристофа Д'Алоизио о том, что пророческий элемент несет в себе всякое подлинное церковное движение.

Одна из наиболее ценных возможностей, которые дают конференции «Синдесмоса», - это общение и молитва верующих из разных стран. По традиции «Синдесмоса» молитва звучала каждый день на языках всех участников фестиваля. В один из первых дней была совершена Божественная литургия в семинарском храме, которую возглавил митрополит Иосиф.

Устроители организовали и богатую экскурсионную программу, в рамках которой участники фестиваля посетили близлежащие монастыри, в том числе расположенный недалеко от семинарии Нямецкий монастырь, где в XVIII веке подвизался прп. Паисий (Величковский). На праздник Успения Божьей Матери была совершена литургия в монастыре Вэратек.

На сегодняшний день всемирное братство «Синдесмос» объединяет десятки православных движений, вузов и организаций по всему миру. В следующем году «Синдесмос» отмечает свое 60-летие, поэтому очередной съезд Движения обещает быть особенно интересным.

Синдесмос
Участники конференции Синдесмоса, посвященной теме «Пророки нашего времени»

Информационная служба Преображенского братства


Прикосновение к истории

Подростковый летний лагерь Преображенского братства проходил в этом году в необычной форме. Несколько экспедиций знакомились с жизнью и историей разных городов Крыма (прежде всего с историей XX века), а потом все (около 130 человек) собрались вместе под Керчью, чтобы подвести итоги и пожить вместе. Мы попросили участников лагеря, взрослых и подростков, ответить  на несколько вопросов.

Какое у вас самое яркое впечатление от этого лагеря?

Свящ. Павел Бибин: Впечатлений много. Участникам лагеря удалось в достаточно небольшие сроки  посетить очень много знаковых мест для всего Крыма. Очень важно было то, что в этих экспедициях, в которых принимали участие ребята, они смогли увидеть историю нашей страны с разных сторон, в разные исторические периоды. И самым ярким впечатлением был, конечно, вечер, когда все экспедиции, все паломнические группы рассказывали о том, где они были, что они видели, какие песни пели, с какими людьми встречались.

Ольга Синицына: Самое главное - это собирание во Христе, свидетельство о том, что  Господь может действовать в собрании взрослых и детей.

Очень важно, что удалось прикоснуться к подлинной истории нашей страны. То, что открывалось, было порой неожиданным даже для взрослых людей, не только для подростков.

Наталья Богатова: Больше всего мне понравилась общая жизнь. Именно то, что есть такая возможность - собираться, жить в полноте, преодолевая вместе все трудности, разделяя все радости, помогая друг другу быть стойкими, миролюбивыми, дружелюбными.

Мария Скидан, 15 лет: Самое яркое впечатление - это знакомство со всеми. То, что люди такие ценные, дружные. Еще  яркие впечатления были в экспедиции. Хотя весь лагерь - это яркое впечатление: столько событий, столько запомнилось. Очень хорошо запомнились каменоломни. Как люди там выживали*.

Анна Бронникова, 16 лет: Самое яркое впечатление - это когда мы все вместе пели одну песню. А самое главное - это то, что мы все вместе собрались, что мы братья и сестры и можем вот так легко взять и собраться все вместе.

Екатерина Стаценко, 16 лет: Самое яркое впечатление - это первый день, тот момент, когда я увидела всех людей, такое огромное количество - сначала незнакомых, но самое приятное было в конце понимать, что ты всех знаешь, всех любишь, ждешь встречи с каждым из них. Слава Богу, что мне удалось поехать, я уже жду следующего года, когда снова приеду и всех снова увижу.

Мария Никитина, 15 лет: Самое яркое впечатление - это уроки географии В.И. Лавренова. Теперь мы знаем очень много стран и их столицы. Ну и, конечно, когда мы все собирались на общие встречи.

Изменилось ли что-то за год после прошлого лагеря?

Свящ. Павел Бибин: За год ребята изменились. Мне кажется, что духовно они как-то укрепились - именно благодаря тому, что проходили встречи всех подростков в течение года. А видно это по тому, что уже сейчас у них появилось больше ответственности, им можно большее доверить, а что-то они берут уже на себя сами. У них многие вещи получаются у самих, и это очень радостно. Нагрузка на старших в этом году была уже меньше. Это значит, что обретается новое качество встречи поколений - встречи, которая очень важна. Нужно, чтобы мы сами умели выстраивать эти отношения, чтобы эти связи были крепкими.

Хорошо, что практически все, кто был в прошлом лагере, смогли приехать: это тоже показательно.

Ольга Синицына: Стало больше послушания, больше доверия, больше самостоятельности. Укрепляются хорошие отношения друг с другом, что тоже очень важно. Но во всем этом нужно еще возрастать.

Наталья Богатова: Вопрос сложный. Потому что есть ребята, которые за этот год очень возросли - до неузнаваемости. А есть те, кто остался на том же уровне, что и в прошлом году, а то и сделал небольшой шаг назад, что очень грустно. Нам всем надо после лагерей еще работать, чтобы начинать следующий лагерь с новой ступеньки.

Материал подготовила Елисавета Колымагина

-------------------
* Имеются в виду Аджимушкайские подземные каменоломни, где со второй половины мая до конца октября 1942 г. часть войск Крымского фронта вела оборону против немецко-фашистских войск.


Современный «виртуальный» мир становится всё менее христианским

На открытии 25-го учебного года в СФИ профессор Жорж Нива прочитал лекцию о христианской культуре

Жорж Нива
Профессор Жорж Нива в актовом зале СФИ
1 сентября в часовне Свято-Филаретовского института был совершен традиционный молебен на начало очередного, уже 25-го учебного года и прозвучала открытая лекция о христианском искусстве и его месте в мировой культуре. Ее прочитал член попечительского совета СФИ, заслуженный профессор Женевского университета, всемирно известный славист Жорж Нива.

«Мысли врасплох» - этим названием небольших эссе Андрея Синявского профессор Нива определил жанр своего выступления. Будучи выдающимся специалистом в области литературы, Ж. Нива не только цитировал диалоги писателей, стихи и прозу, но и обращался к кинематографу, живописи, фотографии. Лекция сопровождалась показом графики и живописи Рембрандта, фресок Микеланджело, полотен Жоржа Руо. Жорж Нива показал парадоксальность положения христианской культуры в современном мире. С одной стороны, можно сказать, что в европейской культуре нет нехристианского искусства, она вся - дитя христианства, дитя веры в воплощенного Бога, которая предполагает рождение культуры. В подлинном творчестве даже неверующие люди тянутся к Богу. Так, в автопортретах художника Анатолия Зверева запечатлен напряженный творческий поиск, попытки изобразить лик человека, который хочет общаться с Богом. Жорж Нива напомнил мысль аббата Анри Бремона: рухнула классическая стена между поэзией и верой, творческий акт и есть акт веры. С другой стороны, современный «виртуальный» мир с его тенденциями к развоплощению становится все менее христианским, ему как будто чужда, хотя и интересна проблематика святыни и святости. Свою лекцию Жорж Нива завершил вопросом: «Сегодня христианское искусство - это искусство всеобъемлющее, от которого не уйдешь, как это понимает Пастернак в "Докторе Живаго", все идет ко Христу? Или мы движемся в сторону "острова": "остров" отделен от "материка", который живет, как можется и как хочется? Я думаю, что, к сожалению, мы идем в сторону "острова"».

В ответ на выступление профессора Жоржа Нива ректор СФИ священник Георгий Кочетков вспомнил слова Николая Бердяева о том, что христианского искусства в точном смысле слова никогда не было и не может быть - подлинно христианское творчество создает не просто культуру, но «новую жизнь и иной мир», преодолевая границы культуры. По мнению отца Георгия, сегодня для церкви Руо и Зверев с их желанием снять все покровы и докопаться до новой глубины важнее, чем многие современные стилизованные иконы в стилизованных храмах. Хотя мода на православие сейчас прошла, духовная жажда только увеличивается: «В наше время, когда многое формализуется, попадает в какие-то виртуальные пространства, очень важно сохранять настоящую жажду духа, смысла, общения».

 

Информационная служба СФИ


Шаг из цивилизации

На днях СМИ цитировали заявление депутата Государственной думы от «Единой России» и зампреда Комитета по обороне Франца Клинцевича, который намеревается поднять дискуссию об отмене моратория на смертную казнь. Он считает, что государство обязано вернуть высшую меру наказания для армейских «вредителей», по чьей вине падают спутники и тонут подлодки. Единоросс уверен, что страх перед смертной казнью заставит военных ответственно относиться к своей работе и не допускать роковых ошибок. Смерти, по мнению Клинцевича, достойны также коррупционеры, которые расхищают казну в особо крупных размерах, и педофилы.

Мы попросили прокомментировать заявление Франца Клинцевича членов группы «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства Владимира Лавренова, канд. ист. наук, члена Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ, директора филиала РГГУ в Твери, и Маргариту Шилкину, канд. филос. наук, декана факультета религиоведения Свято-Филаретовского института.

Владимир Лавренов: Франц Клинцевич об этом говорит уже давно, я читал его выступления и раньше. Мне кажется, что смертная казнь - это болезненный вопрос для нашего народа, поэтому хотелось бы обратиться к нему как к человеку, наделенному ответственностью говорить так, что тебя слышит вся страна.

Он должен знать, какого джина он может выпустить из бутылки, призывая ввести смертную казнь с учетом всего масштаба проблем с коррупцией и судебными ошибками в нашей стране.

Надо знать историю нашей страны, а тем более советского времени, и понимать, что Россия не излечилась от зла, агрессии. Если нашей стране, учитывая то историческое наследие, какое у нас есть, вводить смертную казнь, это отбросит нас в бесчеловечное Средневековье. Разрушено единство людей, культура, разрушена вера, и в условиях этого разрушения убивать еще и надежду ни в коем случае нельзя. Это - во-первых.

А во-вторых, пока непонятно, какой мы страной будем. Пока мы хоть и окраинно, но каким-то образом являемся частью европейской цивилизации. Если будет введена смертная казнь, я думаю, мы не только автоматически вылетим из Совета Европы, но думаю, это будет цивилизационный шаг назад. Из цивилизации.

Маргарита Шилкина: Тот, кто предлагает сохранить смертную казнь, исходит из того, что это не коснётся ни его самого, ни его семьи, ни его близких. Но мысль о том, что в обществе может быть узаконено убийство, само принятие убийства как нормы, принятие права распоряжаться чьей-то человеческой жизнью даже при условии, когда этот человек совершил страшное преступление, действует на всех. Оно действует на автора этого предложения, оно действует на его детей, на его друзей и его близких. Цена человеческой жизни в таких ситуациях сведена к нулю. Если есть смертная казнь, то значит, «можно убивать». Просто нужно сформулировать условия, когда это можно, и чтобы эти условия приняло большинство.

Когда в европейских странах отменялась смертная казнь и руководство страны (парламент, президент) принимало это решение, большинство народа тоже не было за отмену смертной казни. Это говорит о том, что в людях живёт внутренняя агрессия зла, внутренняя готовность убивать. Но удивительным образом, когда эти решения были приняты, практически во всех странах наблюдалась тенденция к постепенному, но неуклонному снижению сторонников смертной казни. Даже сама по себе мысль о том, что это недопустимо, постепенно влияла на общество. Не говоря уже о том, что только отмена смертной казни ставила общество перед задачей поиска подлинных причин этих преступлений и их преодоления.

Мы часто спорим о том, кто достоин, кто не достоин смертной казни, беря на себя прерогативу Бога, Который эту жизнь дал, и только Он единственный может на этот вопрос ответить. Но мы забываем о том, что есть те люди, которые выносят этот приговор и которые приводят этот приговор в исполнение, и этих людей не так мало. Кто-то содержит тюрьмы, кто-то выносит эти приговоры, кто-то осуществляет охрану, кто-то, наконец, объявляет о том, что приговор сейчас будет приведён в исполнение. И даже несмотря на то, что это технически сейчас более объективировано, чем столетие назад, но, тем не менее, любую машину кто-то приводит в действие, кто-то нажимает эту кнопку, понимая, что от этого нажатия зависит человеческая жизнь. Об этих людях мы должны думать. Что с ними происходит, какими они приходят в общество, что они несут своим семьям, что они несут своим детям? После страшного ХХ века никто в нашей стране, ни один человек, не имеет морального права умножать кровь. Ее уже было так много, что все те преступления, которые так возмущают депутата, порождены именно этой кровью.

В общем, все эти аргументы, на самом деле, давным-давно уже прозвучали. Они уже были высказаны лучшими представителями русской культуры, философской мысли, юриспруденции и классической русской литературы. После того, как всё это уже было сказано многократно, можно добавить только одно: жаждущие восстановить сегодня смертную казнь жаждут мести. Это чувство древнее, это чувство языческое, когда человек считает, что пролив чужую кровь, он может решить свои проблемы. Но надо понимать, чего это стоит.

Информационная служба Преображенского братства


Продолжается набор слушателей на факультет религиоведения СФИ

Продолжается набор слушателей на факультет религиоведения СФИ, который в 2012/13 учебном году предлагает абитуриентам следующие программы:

- программа профессиональной переподготовки по религиоведению продолжительностью 2 года для абитуриентов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

- программа повышения квалификации, выбрав которую абитуриент может сам составить свой индивидуальный план из числа дисциплин, которые читаются в рамках этой программы.

Религиоведческие программы обучения адресованы учителям и преподавателям вузов, журналистам и сотрудникам туристических агентств и музеев, а также всем, кто задумывается о религиозном опыте человека и ищет свой путь в нем.

Информационная служба СФИ


В храме Христа Спасителя пройдет выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть»

Таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование. Этим же принципом руководствовалась советская власть в своих гонениях на Церковь, последовательно нараставших, начиная с 1917 года. Выставка посвящена одной из самых драматичных страниц в истории этих гонений - изъятию церковных ценностей. Эта кампания, предлогом для которой стал голод в Поволжье, обернулась внешним и внутренним разорением церкви. Советская власть не только стремилась подорвать имущественное положение церкви и скомпрометировать ее в глазах народа, но и покушалась на основания церковного бытия: уничтожались самые верные и горячие христиане, осквернялись святыни, сеялись и взращивались ростки раскола.

Выставка, приуроченная к 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей, рассказывает о событиях, имевших место в Шуе, Москве, Петрограде и других городах России; о людях, ценой своей жизни защищавших Церковь от разорения. На выставке представлены редкие документы, газеты и фотографии 1920-х годов. Открытие выставки 12 сентября в 15.00.

Организаторы: Культурно-просветительский центр «Преображение», Кафедральный собор Христа Спасителя, Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г. Шуя).

Проезд: ст. м. Кропоткинская

Выставка проходит в малой обходной
галерее храма Преображения Господня
(нижняя церковь храма
Христа Спасителя).

Режим работы: 10.00-17.30.

Вход свободный.

На выставке проводятся экскурсии: пн.-пт.: 12.00, 15.00; сб., вскр.: 10.30, 12.30, 14.30, 16.30.

Возможен заказ экскурсий по телефону: +7-968-764-52-12

Информационная служба Преображенского братства

КИФА №11(149), сентябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!