gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
20.09.2012 г.

Духовное невежество для человека смертельно

Никто уже не спорит с утверждением, что для вступления в Церковь человеку необходима серьезная предварительная подготовка. Не менее важно и наставление уже крещеных православных христиан в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение их к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Однако в церкви сейчас ощущается острая нехватка катехизаторов. Ведь задача катехизатора  - не просто передать знания о нормах церковной жизни, но на собственном примере показать, что подлинная жизнь возможна только во Христе. Научение вере тесно связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью катехизаторов. И важно самому катехизатору видеть людей, которые, пройдя катехизацию и соответствующую подготовку, смогут учить других. Мы помним, что апостол Павел призывал своего ученика Тимофея не только помнить и ценить то, что слышал от учителя, но и передавать это «верным людям, которые способны будут и других научить» (2 Тим 2:2). И сейчас необходимо понимание того, кто может быть таким «верным человеком, способным научить других».

Мы решили спросить у священников и мирян, которые непосредственно занимаются обучением катехизаторов, какие люди сейчас хотят стать катехизаторами, какими качествами они должны обладать, а также - что мешает им начать это служение.

Какие люди сейчас хотят стать катехизаторами и почему?

ImageСвященник Андрей Мояренко, заместитель ректора Новокузнецкой Православной Духовной семинарии: Как правило, слушатели богословско-катехизаторских курсов в нашей епархии в большинстве своем люди зрелого, даже пожилого возраста. Хотя, естественно, присутствует и молодежь, но основной контингент - женщины зрелого возраста.

Здесь есть непонимание, и не думаю, что только в нашей епархии: на богословско-катехизаторские курсы часто приходят не потенциальные катехизаторы, а люди, которые просто хотели бы что-то знать о христианстве. И по сути это даже не оглашение - то, что с ними происходит, - а некая форма начального религиозного, богословского образования. Поэтому на выходе мы получаем в основном прихожан храмов города, либо людей интересующихся, но, к сожалению, в большинстве своем это люди, которые не несут служение катехизатора. Их к нему не готовили. Им был дан набор дисциплин, которые они изучали и т.д.

Некоторые выпускники этих курсов несли молитвенное послушание при вузах города Кемерово, и я даже называл их волонтеры-катехизаторы. Они мне действительно помогали. Но в большей степени это были консультанты. Да, они присутствовали в молитвенных комнатах, преподаватели и сотрудники вузов им доверяли (чаще приходили к ним, а не к священнику), но это был, как правило, просто разговор, какая-то встреча, объяснение простых вещей. Миссионерско-просветительская деятельность.

Все-таки в полной мере то, что мы называем катехизаторским обучением, на курсах не ведется. Может быть, как раз-таки одним из плодов конференции «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов» будет переключение руководителей курсов или директоров филиалов (после знакомства с материалами конференции) именно на подготовку катехизаторов. Потому что, если не ошибаюсь, в большинстве своем на сегодняшний день катехизаторско-педагогические курсы - это просто форма начального богословского образования.

ImageСвященник Александр Усатов, Ростовская-на-Дону епархия: Хотят те, кто не равнодушны к человеку в беде, те, которые видят, что люди гибнут без Христа, без церковного опыта. Они уже стяжали в Церкви какой-то опыт и стремятся этим сокровищем поделиться с теми, кто на пороге Церкви, кто заблудился, кто запуган суеверными людьми, кто боится «порчи». Это положительный мотив у будущего катехизатора. Но есть часть людей, которые заражены гордостью и стремятся, соответственно, всех учить. Нужно это различать, это совсем другая мотивация.

Конечно, среди современных катехизаторов больше женщин, но в последнее время я замечаю, что количество мужчин увеличивается. И мы их специально привлекаем, просим становиться приходскими консультантами, катехизаторами и преподавателями воскресных школ, потому что это очень востребовано. Перекос, который был в советское время, когда только женщины в храме всё делали, всё говорили и учили, должен быть преодолён. И слава Богу, что в этом плане ситуация меняется. Это видно по епархиальным богословским курсам, где и мужчины, и женщины стремятся сначала свою душу привести в порядок, поднять свой духовный уровень, упорядочить свои знания о вере, а потом и что-то сделать полезное, чтобы и в Церкви ситуация изменилась.

Священник Петр Боев, руководитель Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Красноярской епархии: Имея небольшой опыт создания братства в соборе, могу сказать, что если люди имели опыт принятия Радостной вести о Христе, видят, что на них не жалеют времени и сил, все пытаются рассказать, помочь разобраться с вопросами, внимательно выслушать, то они сами почти сразу хотят как бы вернуть это. Но не тем, кто им помогает, а тем, у кого этого нет, кто Христа не знает. Я это вижу на примере своих братьев и сестер у нас в братстве. Хотя они пока и не катехизаторы, но даже во время богослужения проявляется это стремление помочь людям. Например, во время службы я вижу, как они встречают человека, впервые заходящего в храм - он потерян, со знаком вопроса на лице. Они подходят, приветствуют его и, не приставая к нему, начинают разговаривать, завязываются отношения. Я думаю, что именно ощущение этой радости дает человеку и возможность, и основания для проповеди и для дальнейшей подготовки к служению катехизатора. Если это священники, то я думаю, что катехизатором будет легче стать священнику, который учился в течение последних 5-10 лет: сейчас в образовании произошли хорошие сдвиги. А что касается мирян, то почему-то женщин больше, чем мужчин. Здесь нужно прилагать особые усилия, нужно, чтобы в церкви было больше мужчин, работающих и не считающих зазорным быть верующими. Мы, например, начали сейчас собирать мужчин, которые занимаются бизнесом, но могут служить катехизаторами. Это люди со статусом, с положением, и для людей из своей сферы они будут авторитетом.

ImageСвящ. Игорь Киреев, руководитель Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского факультета церковных служений Российского православного института св. Иоанна Богослова: Последние три-четыре года мы принимаем абитуриентов только по рекомендации настоятелей или духовников с тем, чтобы они вернулись к себе в приход и работали там. Женщин приходит больше - примерно две трети женщин и треть мужчин. Образование должно быть не ниже среднего. У нас 70-80% - люди с высшим образованием самого разного возраста - от студентов до пенсионеров. Причем пенсионеры более серьезно и ответственно относятся к учебе и готовы к дальнейшим трудам.

В.И. Якунцев, преподаватель катехетики в СФИ и руководитель Методического центра по миссии и катехизации: В основном те, кто приходит к нам с желанием стать катехизатором - это люди, в которых проснулось сострадание к другим, они увидели, как человек мучается и погибает от невежества. Духовное невежество для человека смертельно. И, как правило, это люди, которые являются свидетелями того, как слово Божье исцеляет людей, как оно их воскрешает. Редко к нам приходят люди, которые хотят духовной власти, самореализации или чего-то в этом роде. Потому что катехизация - это очень жертвенное служение, очень время- и энергозатратное. И поэтому тем людям, которые приходят с какими-то другими мотивами, легче удовлетворить их в каких-то других сферах, нежели в катехизации.

Это в основном 50 на 50% братья и сестры, не могу сказать, что братьев больше. По возрасту это практически всегда от 35 до 45 лет. Это не молодые люди, хотя было несколько случаев, когда катехизатору, сдавшему «катминимум», было около 24-25 лет. Легче тем, кто имеет гуманитарную подготовку, но, еще раз повторюсь, катехизаторами становятся не потому, что у них есть подготовка, а потому, что проснулось сострадание к людям.

Если человек приходит и говорит: «Я хочу стать катехизатором», какой первый вопрос Вы ему задаете?

Свящ. Андрей Мояренко: Если бы ко мне пришел такой человек, я был бы очень рад. Но в моей практике не было еще такого, чтобы подошел человек и сказал - «я хотел бы стать катехизатором». Хотя несколько студентов семинарии откликнулись на мое предложение заниматься этим вопросом: я предложил тем, кому интересно, узнать, что представляет собой институт катехизации и оглашения, как он существовал и существует сейчас в некоторых епархиях, какие здесь есть проблемы и перспективы. И когда пришли четыре студента разных курсов - это меня обрадовало и поразило. Я им объяснил, что пока начнем с ознакомления с теми материалами (книгами), которые есть о катехизации, чтобы вникнуть в эту тему. Я давал им литературу, потом мы общались, и в первую очередь обсуждали наше видение того, что такое катехизация.

И если бы ко мне в храме подошел такой человек, я начал бы разговор о его видении. Спросил бы его - что вы подразумеваете под катехизацией? И если бы это видение совпадало бы с моим либо не совпадало, но было бы желание узнать и мое, то я дал бы ему те материалы по катехизации, которые у меня есть, чтобы человек ознакомился и была бы пища для дальнейшего разговора.

Свящ. Александр Усатов: Первое, что я спрошу: «Сколько лет Вы ведёте активную церковную жизнь?» Имеется в виду: с кем общаетесь, как молитесь, причащаетесь, есть ли духовное руководство? А уже потом будут вопросы «что Вы знаете?», «зачем Вы этого хотите?». Степень воцерковлённости человека здесь будет многое определять.

Иногда сразу видно, что мотивация не совсем верная у человека, его буквально «несёт», это бывает даже внешне заметно. Но если при этом человек болеет за ближних, смиренно к этому подходит, если он готов служить в Церкви, то это другое дело. Нужно работать с таким человеком, помочь ему, добавить всё, что ему не хватает, и методически помочь, и дать некоторый объем богословских знаний. Ну, а потом - помочь найти место служения: катехизатора, преподавателя воскресной школы, консультанта, помощника в деле какого-то священника. Важно, чтобы человек мог реально это своё стремление воплотить и в итоге служить Церкви. Каждое служение, каждый духовный дар должен выражаться христианином в служении.

ImageСвящ. Петр Боев: Людей, способных к служению катехизатора, сразу видно. Одной из характерных черт такого человека является дар слова, некая мудрость в размышлении над Священным Писанием и, конечно, видение другого человека - что ему нужно сейчас сказать. Все эти черты проявляются в братской жизни, во время общения. Поэтому если ко мне подойдет человек и скажет, что хочет быть катехизатором, то я приглашу его в братство и посмотрю на него, как он будет жить. Думаю, что именно из братской среды будут выходить люди, способные быть катехизаторами, независимо от того, есть ли у них образование или нет. Потому что необходимое образование можно получить, а способность быть катехизатором не всегда зависит лишь от образования.

Cвящ. Игорь Киреев: Такого заявления «в лоб» я не слышал ни разу за пятнадцать лет. К нам приходят люди весьма смиренные, с целью пополнить свои знания, систематизировать их. Если кто-то уже работает в приходе, то к ним вопросов уже не бывает. Если настоятель благословил и направил, то проблем нет. Даже если человек не очень хорошо говорит, это не проблема - мы считаем, что в приходской катехизической деятельности есть не только устная беседа, но и много другой работы.

Бывает, что люди весьма смиренные и ни на что не претендующие загораются и включаются в настоящую работу и на выходе защищают работы и получают квалификацию.

Сейчас все проходят практику приходского консультирования в Высоко-Петровском монастыре и в приходах, ранее была практика в воскресных школах и общеобразовательной православной школе. Стараемся находить разнообразные формы. У многих есть практика на своих приходах. Сейчас, когда присылают слушателей по благословению настоятеля, многие уже работают или хотя бы числятся приходскими катехизаторами.

ImageВ.И. Якунцев: Я начну не с вопроса. Во-первых, я его похвалю, я скажу, что это очень хорошо. Конечно, в первую очередь поинтересуюсь, как он живет, откуда он: чтобы серьезно вести разговор по подготовке к катехизационному служению, мне важно знать, какова церковная жизнь кандидата и какой у него миссионерско-катехизационный анамнез. То есть способен ли он к свидетельству, к общению, к заботе об оглашаемых, был ли он поручителем, помогал ли кому-то из катехизаторов. Мне важны рекомендации, как правило, тех людей, которые связаны в церковном отношении с кандидатом. Если кандидат - член какого-то братства, общины, за него должен кто-то отвечать, кто-то должен поручиться. Важно свидетельство от катехизатора, которому кандидат помогал, священника - если священник занимался катехизацией. Если у кандидата есть духовник - это редко бывает, - то, безусловно, нужно благословение духовника. И если эти рекомендации есть, то тогда - прекрасно, осталось немного: получить духовное образование, стажироваться, сдать «катминимум».

Кто не может быть катехизатором?

Свящ. Андрей Мояренко: Те люди, которым это не интересно, как бы это банально ни звучало. К сожалению, документы о катехизации - положение о катехизаторе, требования к нему - не подразумевают, что катехизатор - служитель церкви, наделенный даром. Под катехизатором подразумевается должностное лицо: необходимо устроить должности катехизаторов на приходах; давайте найдем человека, определим ему оклад и пусть этим занимается. Зачастую человек, не видящий сам себя катехизатором, видит или слышит от настоятеля или сотрудника храма о существующей вакансии и занимает эту должность. Подобное погубит все наши начинания. Можно назвать такого человека консультантом или работником храма, но ни в коей мере не катехизатором. Это первое - когда человек сам себя не видит катехизатором или когда ему это навязывается в силу послушания или чего-то еще.

А второе - наверное, очень трудно будет человеку, который каким-то образом не проходил сам катехизации. Но очень мало в епархиях таких людей, которые сами прошли длительное оглашение, например, такое, как в СФИ и Преображенском братстве, или хотя бы пытались вникнуть в традицию, общаться. Человек будет «придумывать колесо», которое уже давно есть, опять-таки будет метод проб и ошибок. Но в большей степени, мне кажется, должно быть изучение проблематики и горение сердца. Без них будет больше неверных шагов, тормозящих оглашение.

Свящ. Александр Усатов: Ну, во-первых, психически нездоровым людям. Мы с этим уже сталкиваемся, когда люди стремятся, люди жаждут быть учителями, задают вопросы, но они к этому не способны на данный момент.

Во-вторых, это люди, которые ещё не разобрались в себе и слабо приобщились к церковной жизни. Это неофиты или, допустим, перешедшие из оккультизма, перешедшие из протестантизма. При всём том, что они могут хорошо знать Священное Писание, хорошо молиться, быть добрыми и отзывчивыми, но им пока церковного опыта не хватает. И начало их катехизаторского служения должно быть отсрочено. На год - как минимум. Тогда уже преодоление своих собственных проблем поможет им в дальнейшем служить другим людям.

Свящ. Петр Боев: Думаю, что люди, настроенные на раскол, не могут быть катехизаторами. Это люди очень жесткие, не принимающие иной точки зрения, иной позиции, не старающиеся понять другого. Они могут и образование иметь, но у них всегда есть свое предвзятое мнение. В братстве такие люди тоже быстро выявляются и, как правило, потом уходят из братства, не принимая его, считая себя лидерами. Таких людей сразу видно, и я бы таких людей не стал рекомендовать к служению катехизаторами.

Cвящ. Игорь Киреев: Амбициозный человек. Если такой приходит, то стараешься найти повод, чтобы его не принять. Кроме амбициозных людей не могут быть катехизаторами те, кто своим примером не увлекает, а отталкивает; те, чьи слова расходятся с делом.

В.И. Якунцев: Не могут быть катехизаторами люди нецерковные, психически больные, нестрессоустойчивые, с нестабильной психикой, занудные и люди с большим коэффициентом искажения информации (услышал одно, а передал совсем другое). Занудные - те, кто усыпляет аудиторию. Занудность - это духовное и психологическое свойство человека, свидетельствующее о том, что его духовная жизнь не настолько интенсивна и энергична. В его слове нет той самой «соли».

Беседовали Дарья Макеева и Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

http://psmb.ru

КИФА №11(149), сентябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!