gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
31.07.2012 г.

Ищите правду...

Обзор интернет-дискуссии, посвященной новому фильму о событиях 29 июня 1997 года

Разоблачение30 июня в сети появился фильм «Разоблачение: pro et contra». Публикацию сопровождало краткое слово о том, что это за фильм: «Прошло 15 лет с печально памятных событий в московском храме Успения в Печатниках. Все эти годы те, кто их спровоцировал, сеяли клевету и тем самым порочили доброе имя Преображенского братства и его основателя священника Георгия Кочеткова. Сегодня эта ложь наносит непоправимый вред уже не только братству, но и всей Русской Православной Церкви. Фильм рассказывает о том, что на самом деле произошло в 1997 году в храме Успения в Печатниках и кто за этим стоял. В фильм вошли свидетельства участников и очевидцев тех событий».

* * *

Фильм вышел через несколько месяцев после очередной волны републикации в сети клеветнического фильма «Разоблачение» и всего лишь через несколько дней после того, как сайты «Благодатный огонь» и «Русская народная линия» выложили в Интернет материалы сборника «Школа церковной смуты», содержащего тенденциозным образом подобранные документы и свидетельства. Благодаря такому «отбору» и клеветническим комментариям сборник (в свое время распространенный тиражом 15 тысяч экземпляров, а ныне запущенный в Интернет) в корне искажает картину происшедшего пятнадцать лет назад.

За первые же десять дней фильм «Разоблачение: pro et contra» посмотрело около пяти тысяч человек1, в сети в связи с ним развернулась бурная дискуссия.

Дискуссия показала несколько интересных вещей.

О братстве

Во-первых, оказалось, что в целом отношение к о. Георгию Кочеткову и Преображенскому братству за прошедшие пятнадцать лет постепенно изменилось в лучшую сторону. И если несколько лет назад любое упоминание как пастыря, так и его паствы в положительном ключе немедленно вызывало массированный гневный «окрик» со стороны «ревнителей», стремящихся буквально «забить ногами» «проштрафившегося» автора неугодного поста, то сейчас в каждой из веток обсуждения на одного-двух яростных противников братства, стремящихся любой ценой и невзирая ни на какие аргументы осудить, заклеймить и обвинить, приходится не только один-два  члена братства, но и достаточно много сочувствующих, пытающихся объективно разобраться в деле блогеров. 

Вот характерные примеры:

«...к о. Георгию не имею однозначного отношения, жена же моя знает ситуацию изнутри и оценила этот фильм как наиболее бесстрастный и соответствующий правде. В свое время она ушла из общины Кочеткова, но вовсе не благодаря аргументам Александрова, Шевкунова, Осипова и Смирнова, а совсем по другим причинам. Их же доводы, мягко говоря, непорядочны и мало соответствуют христианскому духу».

«У меня много есть вопросов о том, что происходит вокруг о. Г. Но чтобы задавать их, надо сначала отсеять явную ложь о нем, с которой, к сожалению, начинается и которой заканчивается 99% критических высказываний о нем, вроде неспровоцированного избиения о.М. в алтаре и проч.»

«Посмотрела оба фильма, что правда не знаю, но стало очень грустно в любом случае». - «Похожие ощущения. Но, всё же зная менталитет и тех и других, склоняюсь верить общине о. Георгия. Разве люди такого уровня как Юрский могут врать?»

«Справедливости ради, кочетковцы натерпелись за эти годы и от нас.

Хлебнули так сказать, нашей братской любви».

Во-вторых, практически сразу же параллельно с темой собственно инцидента, произошедшего 15 лет назад, практически в любом более или менее развернутом обсуждении фильма начиналась дискуссия по нескольким параллельным, но очевидно непосредственно связанных с первой темой проблемам: катехизация, перевод богослужения на русский язык и т.п.

О переводе богослужения

То, что говорится в дискуссии про перевод богослужения, во многом напоминает дискуссию по документу Межсоборного присутствия, посвященному языку богослужения. И хотя некоторые посты непосредственно привязываются к той провокации против священника Георгия Кочеткова и Преображенского братства, которой и посвящен фильм («Не только я думаю, а многие знают, что священноначалие предупреждало его, что не нужно сейчас служить на русском языке, служить с открытыми вратами и проводить литургические эксперименты, потому что еще не время. Его убеждали, уговаривали, о.Владимир Диваков приходил к ним на собрания, разговаривал с ними, но о. Георгий жестко и упорно настаивал на своем, за что и поплатился...»), тем не менее многие участники дискуссии быстро переходят к обсуждению собственно проблемы перевода богослужения:

«Игорь, я молюсь и читаю Писание на церковнославянском языке, но то, что он имеет сакральное значение, не считаю. Если люди хотят молиться на русском, это их право».

«Евангелие - Благая Весть о спасении благодатью Господа Иисуса Христа - лучше воспринимается на простом, понятном людям языке, чем на забытом, вышедшем из употребления старославянском. "Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие..." Если бы Господь Иисус Христос говорил на устаревшем, формальном языке, народ вряд ли теснился бы к Нему, чтобы слышать Слово Божие.

Ничего плохого или еретического в этом нет и не было, если кому-то это не нравится - это его личное дело».

О катехизации

Тема катехизации затрагивается в дискуссии в гораздо более тесной и непосредственной связи со служением о. Георгия и Преображенского братства: «Тогда запугали верующих страшным словом «кочетковщина». Не тогда ли положено было начало нынешним проблемам?» - «Думаю, гораздо раньше. Нынешние проблемы - логический итог застоя в РПЦ, на который она была обречена будучи подконтрольна советской власти. Но почему перемены не начались в новое время, особенно когда они стали необходимы в период массового притока людей в церковь на рубеже 80-х-90-х?? Как раз в этот период о. Георгий предлагал отработанную им систему оглашения для всех, кто желал креститься. Ему было понятно что будет с неофитами без сознательного воцерковления. ...в лице о.Георгия и тогдашнего церковного руководства столкнулись два противных друг другу подхода к пастырству, миссионерству и вообще церковному устройству. Один - простой священник, но миссионер и пастырь по призванию от Бога, другие - чиновники-администраторы, прошедшие фильтры на благонадежность и получившие свои посты с благословения советской власти отнюдь не за пастырские и миссионерские усилия. Видимо, мотивы конфликта с церковной властью и пострадавших от нее свт. Иоанна Златоуста, преподобных Максима Грека, Серафима Саровского - тех, кто имел от Бога таланты и призвание на то или иное служение, во все времена одни и те же. В данном случае было решено провести вот такую спецоперацию по упразднению братства о. Георгия».

«Там тараканов тоже хватало, насколько понимаю. Моя подруга в Твери рассказывала, что одно время к ним в храм стала ходить большая группа последователей о. Георгия. После возгласа диакона: «Елицы оглашеннии, изыдите...» начиналось движение народа. Это те, кто не прошел оглашение, покидали храм». - «А что тут такого? Все как полагается. А не странно, когда крещеные люди кланяются, когда возглашают: "Оглашенные, головы преклоните"?» - «Присоединяюсь. Зачем тогда возглас произносить если ему не следовать???»

«Крещеный человек согласно канонам отпадает от Церкви не участвуя в Таинстве Евхаристии более 2-х недель без уважительных причин. Да, большинство из «стомиллионной паствы» крещенных (рейтинг РПЦ ок. 2-3 %), но не воцерковленных, не присоединенных через Евхаристию  к Церкви, не могут быть членами церкви, соответственно называться христианами могут весьма условно - по самоидентификации ввиду произведенного над ними когда-то Таинства Крещения, но не быть членами церкви согласно канонами и по православному учению о Церкви. О. Георгий не перекрещивает крещеных, а присоединяет их церкви через Евхаристию, но сперва оглашая их согласно древней Традиции Церкви. Именно из тех времен мы и имеем текст Литургии, где было совершенно четкое разделение на оглашенных, просвещаемых и верных».

Да, несомненно, значительную часть дискуссии занимало обсуждение самого инцидента. Однако оно не представляет существенного интереса, так как все аргументы сторон, документы и даже видеозаписи опубликованы, и поэтому просто цитируются как одной, так и другой стороной. Но, как уже сказано выше, даже это обсуждение не производило впечатления заведомого перевеса осуждающей о. Георгия и Преображенское братство стороны - скорее, наоборот.

Всё это дает весьма основательную надежду на то, что в обозримом будущем будет положен конец тем несправедливым преследованиям, которым в течение долгих лет подвергалось Преображенское братство - и его опыт, прежде всего связанный с миссией, катехизацией, общинной и братской жизнью, сможет гораздо плодотворней, чем прежде, послужить всей нашей церкви.

Обзор подготовила Александра Колымагина

---------------

1 К моменту отправки номера в печать - более шести с половиной тысяч.

КИФА №9(147), июль 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!