gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Братская жизнь arrow Собрать воедино. Везде, где церковный народ начинает собираться для совместного чтения Евангелия, рождается родственный опыт
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
14.07.2012 г.

Собрать воедино

Как это ни удивительно, но везде, где церковный народ начинает собираться для совместного чтения Евангелия и размышлений о том, как воплотить его в своей жизни, рождается очень родственный опыт

Отец Петр, расскажите, пожалуйста, о вашем братстве. Как оно появилось?

Священник Петр БоевСвященник Петр Боев (Красноярская епархия): Наше братство пока малое (улыбается). Оно существует года полтора и основано на базе прихода, в котором я служу. Приход у нас большой - собор в центре города, много людей. Есть знакомые, которые время от времени появляются в храме, а кого-то я совсем не знаю. Причем так много разных людей приходит, что теоретически можно было бы одну и ту же проповедь произносить каждый раз (смеется), и, может быть, за сколько­-то лет весь город одну проповедь бы и услышал. Но Евангелия читаются каждый раз разные, поэтому и темы разные. Так вот, когда я стал говорить проповеди, и родилось наше братство.

Мне хотелось каких­-то родственных отношений, чтобы люди были собраны. Я слышал, что где­-то, особенно в эмигрантских кругах, были различные содружества, братства, читал об этом у митрополита Сурожского Антония. И вот я созвал знакомых и предложил им проводить встречи. Необходимость в этом появилась изнутри, и все происходило спонтанно. Мы сразу решили собираться два раза в неделю. Обычно одна встреча у нас посвящена Евангелию, а вторая - обсуждению какой-­то конкретной, узловой, очень важной темы. Евангелие мы читаем подряд. Взяли, допустим, Евангелие от Марка и читаем его. На встречу отводится примерно два часа. Первые полчаса с семи вечера люди пьют чай - многие с работы ведь приходят, делятся новостями, общаются. Потом подхожу я, мы совершаем молитву и начинаем разговор. Люди высказывают свои мнения, иногда и споры могут быть. А я по ходу или в конце высказываю что-то, исходя уже из Писания. После обсуждения - снова молитва о разных нуждах, если кто-­то болеет или еще что-то случилось. Потом я ухожу, а они могут еще задержаться, бывает, что и на три часа.

А сколько человек в вашем братстве?

О. Петр: На встречи около двадцати человек приходит, иногда и больше. 

Вы знаете, это удивительно совпадает с практикой встреч общин Преображенского братства.

О. Петр: Я сам удивился, действительно, во многом совпадает.

Мы в свое время удивились, увидев, что какие­-то вещи, которые рождались изнутри самой жизни во время катехизации, как оказалось, совпадают со святоотеческой практикой. То есть система оглашения у отца Георгия Кочеткова не из теории рождалась. А у вас как оглашение проходит?

О. Петр: Мы вместе с дьяконом Иоанном Логиновым (раньше мы служили в одном храме, там и познакомились; сейчас он служит в другом храме, но мы постоянно общаемся, встречаемся) подняли вопрос о катехизации и решили объединить усилия. И вот мы с отцом Иоанном и еще с одним батюшкой проводили оглашение в течение всего Великого поста: каждую неделю встреча, а в конце - исповедальная беседа. И скажу я Вам, это - уже кое­-что.

Отец Георгий тоже начинал с таких тематических огласительных бесед, у нас это соответствует второму этапу оглашения. Потом к нему присоединился первый этап, где были ответы на вопросы, потом третий...

О. Петр: Сейчас и я думаю, что надо потихонечку увеличивать длительность оглашения; будем думать, как это делать.

И еще несколько вопросов - теперь уже о конференции по подготовке катехизаторов. Какие Вы перед собой ставили задачи, думая об участии в ней?

О. Петр: Прежде всего, почерпнуть какой­-то опыт. И с людьми интересно познакомиться.

Что в Вашей церковной жизни родило в Вас интерес к катехизации?

О. Петр: Чтение и жизнь. Как священник я сформирован под влиянием отца Александра Шмемана. На этом был основан и мой дальнейший поиск путей вхождения людей в церковь. Конечно, я стал обращать внимание на то, что многие люди готовы были бы войти в Церковь, но что-­то им мешает, а чего-то недостает, прежде всего - живого, личностного, долговременного общения. Вот это и зародило во мне интерес к катехизации.

* * *

Каковы Ваши впечатления от конференции?

Андрей КононовАндрей Кононов (Волгоградская епархия): Я в первый раз участвую в конференции Свято-Филаретовского института. Мне особенно понравился второй день, когда обсуждались вопросы более практического плана. Что-то можно было отнести к себе, чувствовалось приближение к нашей волгоградской реальности. А в первый день было немного сложно, особенно если не очень хорошо знаком с теорией катехизации.

Вы участвуете в катехизации?

Андрей Кононов: Возможно, когда-нибудь буду, если Бог даст. Конечно, для того, чтобы сделать, как у вас, - надо, чтобы лет пятьдесят прошло. Но нужно, по крайней мере, пытаться что­-то делать и делать это ответственно, качественно, искать тех людей, для кого это будет важно. Конференция приводит к пониманию того, что катехизация должна иметь качественно другой уровень. Сегодня я это осознал, так что теперь, если мне предложат быть катехизатором, я отнесусь к этому совсем иначе.

Расскажите, пожалуйста, о вашем университете.

Андрей Кононов: Я учусь на втором курсе волгоградского Царицынского православного университета, который существует при Свято-Духовом монастыре. Это единственный островок у нас в городе (который, кстати, до сих пор считается территорией «красного пояса»), где можно получить духовное образование. Благодаря владыке Герману в нашем городе с 1992 года многое изменилось. Духовная школа существует тоже благодаря ему и тому коллективу, который он смог собрать. Он пригласил профессоров и кандидатов наук из светских вузов и достаточно интересно организовал учебный процесс. К нам даже из других городов едут учиться, потому что не везде есть православные вузы.

У вас только мужчины учатся?

Андрей Кононов: Не только, два года назад богословский факультет закончили две девушки. Помимо богословского, у нас есть регентский и педагогический факультеты, где девушек учится больше. 

А сколько всего студентов в университете?

Андрей Кононов: Немного. Думаю, это тенденция нашего времени. Например, на богословском факультете нас всего девять человек на курсе, а на всех четырех курсах богословского факультета - около тридцати.

Расскажите о молодежном кружке, который Вы ведете. 

Андрей Кононов: По благословению владыки я помогаю настоятелю на одном из приходов Волгограда. И вот настоятель предложил мне собрать молодежный кружок. С марта месяца мы стали собираться по воскресеньям в пять часов вечера, читать Евангелие, разбирать его. Оказалось, это очень актуально! Приходится даже какой-­то регламент устанавливать - не более полутора часов, но не получается его соблюдать (смеется). Не успеваем и за два с половиной часа разобрать все, что непонятно, обсудить все, о чем важно поговорить уже не только по Евангелию. И это при том, что в основном мы все давно знакомы между собой, поем в церковном хоре.

В ваших встречах участвует священник?

Андрей Кононов: Пока что мы сами встречаемся. Кстати, интересно, что к встречам готовятся не только те, кто учится богословию, а практически каждый. Люди хотят высказаться в кругу друзей, понять, насколько их видение верно. И это общение всем очень интересно. Получилось так, что как только начались наши встречи, сразу же появилась возможность доброго делания. Не думаю, что это случайно. Оказалось, что в больнице напротив храма лежит молодой человек девятнадцати лет с очень тяжелой судьбой. Он уже полгода абсолютно недвижим. Мы стараемся помогать ему не впасть в уныние, несмотря на то, что он теперь до конца жизни не только ходить, но и двигаться не сможет. Вы понимаете, в такой ситуации очень легко впасть в уныние. И мы очень почувствовали ценность доброго делания как такового, появилась еще одна серьезная нота в наших встречах, которая сближает нас, - переживание за него, помощь в решении его проблем, а проблем там очень много. И ты понимаешь, что если начинаешь помогать человеку, то не можешь раз помочь, а потом просто забыть, и все. Так что сейчас мы уже с ним друзьями стали: появился новый друг не у меня или у кого-то одного, а именно у нашего молодежного общества. Кстати, мы считаем, что молодежным движением нас пока нельзя назвать. Нам не хотелось бы превращаться в закрытый клуб для тех, кому это интересно. Нам важно иметь направленность вовне, решать в первую очередь миссионерские задачи. Сейчас мы ищем формы общения, которые могут заинтересовать молодежь. Поэтому тот опыт, которым делились на конференции вчера и сегодня, конечно, для нас очень важен, и, может быть, даже слишком велик для нашего скромного кружка. Тем не менее, он задает определенную планку: видно, как можно более эффективно устраивать наше общение.

У нас в братстве тоже есть молодежный «Круг». Молодежь помогает в оглашении, проводит миссионерские встречи для своих друзей, потому что иногда молодые люди скорее услышат свидетельство о вере от своих сверстников, чем от старших.

ImageАндрей Кононов: Конечно, ровесникам или тем, кто ненамного старше, и вопросы задать легче, не будешь бояться, что твой вопрос слишком простой или смешной. Люди сразу готовы задавать свои вопросы - как только видят, что церковному человеку это действительно интересно. Взять даже чтение Слова Божьего. Мы начали с Евангелия от Матфея и сначала читали по одной главе за встречу. Но когда дошли до пятой главы, поняли, что Нагорную проповедь так читать нельзя. И мы стали по очереди разбирать Заповеди блаженства и т.д. Опыта, конечно, очень не хватает, но есть желание действовать, не оставлять все так, как есть сейчас. Видно, что эти встречи нужны молодежи. Поэтому невозможно только петь в церковном хоре, получать за это деньги и больше ничем не заниматься.

Удивительно, что в разных местах такие схожие формы церковной жизни рождаются независимо друг от друга. У нас в братских общинах люди тоже так собираются, читают Евангелие.  

Андрей Кононов: Да, это как будто в воздухе витало. Настоятель предложил, и тут же мы собрались с братом, его женой, знакомыми из храма. Взяли листок бумаги, карандаш и прямо записали, кто и чем будет заниматься.

Сколько людей в вашем молодежном обществе?

Андрей Кононов: Пока немного, на встречу около десяти человек приходит, а в группе ВКонтакте сейчас двадцать два человека. Причем на каждую встречу приходят разные люди, и одна встреча на другую не похожа. Я всегда говорю: «Приходите, именно от вас зависит, какая будет следующая встреча». Каждый человек ценен, каждый вносит свой опыт, свои вопросы, свое видение, зачастую очень интересное взаимодействие происходит. Эти встречи и меня подстегивают дальше получать духовное образование. Одно дело, когда ты учишься для себя, а другое - когда пытаешься и других учить, это совсем другой уровень подготовки. Я не просто читаю Евангелие перед встречей, а пытаюсь продумывать план - что ответить, о чем спросить, как организовать встречу. А иногда кто-нибудь спросит: «Можно я у тебя двадцать минут займу? У меня тема родилась, хочу проанализировать одну музыкальную композицию, в основе которой лежит текст апостола Павла, гимн любви. Ее одна рок-­группа исполняет». - «Ради Бога, - говорю. - С удовольствием!» Я никогда и подумать не мог, что может быть так интересно там, куда ты давно привык ходить молиться на литургии. Теперь у нас получается своего рода продолжение воскресной литургии. И чувствуется действие Божье, какое­-то вдохновение. Очень интересно видеть, как люди зажигаются. Ходил человек на встречи, в разговоре особо не участвовал, а потом вдруг его вопросы показывают, насколько серьезно он к этому начал относиться.

Вопросы задавали А.Колымагина и А. Наконечная.

КИФА №8(146), июнь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!