gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow Говорят участники Международной богословской конференции «Традиция святоотеческой катехизации...»
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.06.2012 г.

Говорят участники конференции

- Какие задачи ставил перед собой оргкомитет конференции?

Александр КопировскийАлександр Копировский, ученый секретарь СФИ, сопредседатель оргкомитета конференции: Нам важно было собрать людей из разных мест, как можно более разных, но при этом не просто интересующихся катехизацией, а практически занимающихся ей. Поэтому круг участников оказался ограниченным: это люди, которые сами занимаются катехизацией и в то же время чувствуют, что они не столько готовы учить других, сколько готовы восполнять то, чего у них не хватает. Не случайно в процессе подготовки конференции оргкомитет решил, что каждый из участников должен сам задать себе главный вопрос: «Чего мне не хватает для того, чтобы я стал настоящим катехизатором?»

- Чего, на Ваш взгляд, удалось достичь, а что не очень получились?

- Абсолютное большинство участников приехало. Среди них много священников, что хорошо, и молодых священников, что совсем хорошо. 

Выступили практически все запланированные докладчики, мы ни разу серьезно не выбились из графика. И, мне кажется, удалась очень важная вещь, которая не может планироваться (она либо получается, либо нет): сложилась рабочая атмосфера. Не в смысле некоего стояния у станка (люди работают, стружка летит, изделие выходит), а в смысле взаимного доверия и открытости. Хотя участники очень разные, и многие в первый раз друг друга видят.

К сожалению, не удалось привлечь больше людей, потому что с датами мы, видимо, не очень точно попали. Может быть, если бы конференция была назначена на более ранние числа, участвовать в ней могло бы больше людей.

Но все-таки главное вот что: мы не только работали, но и что-то наработали. Некоторые «крепкие» батюшки удивились значительности фигуры катехизатора, некоторые даже предположили, что и им неплохо было бы пройти катехизацию. В том, что катехизация должна быть продолжительной, теперь уже никто из участников конференции не сомневается. А в самом конце ее о. Георгий ободрил всех, сказав: «Пусть никто не пугается тяжести задачи, катехизация - дело легкое и радостное, потому что благодатное...»

 

- Какие задачи Вы ставили перед собой, когда решили участвовать в этой конференции?

Протоиерей Николай СоколовПротоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах (Москва): Мне просто очень интересно здесь, и я очень люблю тех людей, которые организуют эту конференцию. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы опыт конференции использовался в моем приходе и в моей деятельности декана миссионерского факультета Свято-Тихоновского православного университета.

Владимир СтреловВладимир Стрелов, главный редактор сайта Предание.ru: С одной стороны, для миссионера всегда стоит задача, куда вести людей дальше, и катехизация здесь логически является следующим шагом. С другой стороны, если мы хотим готовить в Церкви богословски образованных людей (я рассуждаю как преподаватель библеистики), то погружать их сразу во что-то серьезное и сложное было бы неправильно, и здесь катехизация является неким предваряющим шагом. Из этих двух предпосылок и возникло моё желание лучше понять, что из себя должна представлять сегодняшняя катехизация.

В прошлом году наш сайт вместе с «Журналом Московской Патриархии» выпустил диск по методикам катехизации, я слежу за этой темой, и мне кажется, что это действительно важно как для читателей и слушателей портала «Предание», так и для всех тех, с кем я работаю в качестве преподавателя.

- А где Вы преподаете?

- Я преподаю в библейском колледже «Наследие», в Институте христианской психологии, раньше преподавал еще и в РГСУ на кафедре теологии, но в этом году сил на все не хватает. Основная моя нагрузка - это Епархиальные миссионерские курсы.

 

- Каковы Ваши первые впечатления от конференции?

Владимир Стрелов:  Судя по дискуссии, здесь встретились и люди, у которых есть очень большой опыт, и те, кто только начинает служение катехизации. В таких аудиториях обмен мнениями и впечатлениями всегда происходит достаточно интересно.

 

- Что в Вашем личном церковном опыте зародило в Вас интерес к катехизации?

Священник Андрей МояренкоСвященник Андрей Мояренко, заместитель ректора Новокузнецкой духовной семинарии, сопредседатель оргкомитета конференции: С одной стороны, непосредственная работа в епархиальном отделе образования и катехизации, с другой - изучение хотя бы в теории оглашения и катехизации, когда началось знакомство с литературой по данной проблематике. Естественно, радостно, что в пределах епархии хотя бы началось оглашение, как минимум две беседы и т.д. Впоследствии посредством изучения материала и общения пришло  понимание того, что все-таки если это и начало, то пока еще далеко не то осознанное представление о катехизации, которое существовало в древней церкви. И чтобы сдвинуть ситуацию в сторону традиции, нужен не просто разговор о длительной целостной полноценной катехизации, а серьезная  попытка начать что-то делать. К сожалению, многие из тех людей, с которыми мы непосредственно работали и общались по данной проблематике, этого не видят. Они считают: конечно, необходимо ответить на те  указания, которые даются нам высшими церковными инстанциями, но не более того; можно ограничиться только этим. Это свидетельство не совсем здоровой атмосферы, которая сложилась сейчас у нас, и нужно сказать, что стремление достичь полноценного  воцерковления входящих в Церковь людей, несомненно, вскроет многие проблемные пункты современной церковной жизни.

Как мне думается, без длительной катехизации нельзя достичь становления церковной жизни, к которой мы все призваны. А наше время позволяет это делать. По крайней мере, у нас нет гонений, и у нас есть поддержка сверху. Просто необходимо идти вглубь, проявлять со своей стороны инициативу, служить, работать, двигаться в этом направлении.

О. Николай Соколов: Крещение моей супруги. Её крестил известный протоиерей Валериан Кречетов. А дедушка мой* ее катехизировал. И вообще я живу в семье катехизаторов.

О. Георгий Лазарев: Интерес к катехизации зародил тот тупик, в который лично я и многие вроде бы церковные люди, которых я знаю, приходят в результате того опыта лжецерковной жизни, который, к сожалению, сейчас широко распространен в нашей церкви. Этот опыт меня лично и многих близких мне людей привел даже еще глубже, чем в тупик, но благодаря этому и появился интерес к тому, чтобы начать жить в Церкви по-настоящему.

Владимир Стрелов: Путь моего собственного воцерковления был в некотором смысле «нелинейным». Я достаточно скоро поступил в РПИ ап. Иоанна Богослова, и один из наших преподавателей, о. Валерий Степанов, сказал: «Володя, знания у тебя есть, но есть и очень большие пробелы». Именно с такими проблемами сталкиваются те люди, которые не прошли какой-то систематической катехизации: есть что-то, что человек сам изучил, потому что ему было очень интересно, но какие-то области знания он просто не затронул. Если же вспомнить о том, что катехизация - это не только знания, но еще и вхождение в литургическую жизнь и соприкосновение с общинной жизнью, то проблемы, рожденные отсутствием катехизации, оказываются еще более серьезными.

Я думаю, то понимание катехизации, которое ограничивает её четырьмя беседами, не может быть решением проблемы. Это может быть ответом для сельского прихода, где ничего более не организовать, но для городских жителей это не ответ. Еще вопрос - нужны ли эти четыре беседы? Может быть, честнее было бы сказать: «Вот вам литература, мы сами не готовы ничего сделать».

На этой конференции мне хотелось посмотреть на опыт более серьезной катехизации, которая длится достаточное количество времени и при этом преследует цель дать не только какие-то поверхностные знания, но достичь того, чтобы сам человек в процессе этой катехизации действительно менялся.

 

- В чем Вы видите для себя главную задачу участия в этой конференции?

Священник Виктор ДунаевСвященник Виктор Дунаев (Хабаровская епархия): Прежде всего, конечно, в знакомстве с опытом вашего братства, опытом других священников. Так как у нас катехизация только начинается, я думаю, что больше буду слушать, нежели говорить. Нам пока еще рано ставить такие вопросы, как подготовка катехизаторов, это в каком-то смысле тема «на вырост» - у нас все только начинается. Но мы надеемся, что рано или поздно такие вопросы встанут.

Сейчас я сам в течение года веду катехизацию в группе.

- Далеко не везде это получается.

- Я это понимаю. И чувствую, что эту группу Господь мне дал. Но здесь пока больше вопросов, чем ответов, потому что у меня нет опыта. Я иду в некотором смысле на ощупь, сообразуясь с советами Владимира Якунцева и Натальи Адаменко (я с ними переписываюсь).

- Что для Вас было самым важным на конференции?

- Лично для меня самым важным в этой поездке было увидеть само братство, его жизнь. Потому что я сталкиваюсь с тем, что, конечно, нужна не только катехизация: людей надо вводить куда-то. Вопрос - куда? Если некуда, то все становится бессмысленным. Ты людям о чём-то говоришь, а что они увидят в реальности, придя в храм?

У нас в храме есть небольшая общинка, они одновременно и помощниками моими являются, и оглашаемыми. Да я и сам оглашаюсь, будучи одновременно катехизатором (смеется). Вот Вам, кстати, один из ответов на вопрос, звучавший на конференции - что делать. Самому надо учиться. Да, ошибки, конечно, есть, вот уже год я этим занимаюсь и понимаю, что я не достиг того, что надо бы. Но когда есть опыт других людей, конечно, все быстрее получается.

- Так всё сначала и в нашем братстве очень долго шло! Отец Георгий первого катехумена, Александра Михайловича Копировского, оглашал в 1971 году, а первая община только в 1988 году появилась. Всё очень медленно собиралось, а потом пошло и пошло по нарастающей... И лет за сорок...

- Вот я и вижу, что я здесь не один, мне есть, у кого спросить совета. Потому что отцу Георгию в свое время самому все это приходилось находить. И сейчас уже, слава Богу, есть ваш опыт. Я это прежде всего и хочу здесь увидеть и услышать. На огласительной встрече уже побывал и еще пойду. Вот это самое главное - в непосредственном, живом общении этот реальный опыт увидеть и перенять. А из собственного опыта, наверное, со временем станет ясно и как готовить катехизаторов...

- А что в Вашем собственном церковном опыте было наиболее важным для рождения интереса к катехизации?

- Когда меня два года назад рукополагали, я был абсолютно уверен, что не хочу заниматься катехизацией. Я знал, что меня сразу же будут просить это делать, и что я буду отказываться, потому что это не мое и я этого не умею. Тем более что катехизировать людей, которые совершенно ничего не хотят, а потом еще и крестить их - это катастрофа, и что с ними делать, мне неизвестно. Но в первые же дни после моего рукоположения во дьяконы получилось так, что оба наших катехизатора не могли провести беседу с группой, собравшейся перед крещением, и они обратились ко мне с просьбой о помощи. И я согласился.

У нас тогда была одна беседа перед крещением, пара часов подготовки. Ну, думаю, что-нибудь расскажу. Причем не буду, как обычно, что-то такое красивое рассказывать, а сразу - в лоб. Я так и начал, когда вышел: «Вот вы, - говорю, - сейчас собрались (а группа была человек пятьдесят) и вы, наверное, удивитесь, но я буду вас сейчас отговаривать от крещения». Смотрю - в глазах интерес появился. Я эту беседу и провел с таким «упором». И увидел результат. Помню, девушка была в первом ряду, сидит нога за ногу, такая вся разукрашенная, интереса никакого, видно по лицу: побыстрей бы отсюда убежать, только разрешите записаться на это крещение. И к концу беседы глаза открылись, рот открылся, лицо изменилось. Красивым стало! Было накрашенное, как обычно, никакой красоты в этом, а тут красота появилась! И после этого я понял, что это мое, и мне этим нужно заниматься. Я поразился тогда этому опыту, когда ты не хочешь чего-то, а Господь призывает таким вот образом, показывает - это твое.

После этого я активно начал участвовать в деле катехизации, стал просить, чтобы мне разрешали проводить все беседы (у нас их потом уже две стало, все равно, конечно, мало, но лучше чем одна), загорелся этим делом, опыта начал набираться с людьми. Меня помощником руководителя отдела катехизации в нашей епархии назначили. Это все было начало. И вот после одной из бесед перед крещением вся группа разошлась, а одна девушка подходит ко мне и говорит: «Мне этого недостаточно, я хочу знать все». «Ну, давайте, - говорю - будем встречаться». И мы с ней начали отдельно встречаться. А тут еще один человек, тоже Божьим промыслом, попался. Потом третий. Еще кому-то я уже сам предложил. Несколько человек из этой группы говорят мне: «Ну, хорошо, мы послушали, может быть, действительно, согласимся» - но ушли. Месяц их не было, ну, думаю, не вернутся. Потом опять появляются: «Мы решились». Вот так понемногу семь человек набралось. И когда набралось, я с ними сначала индивидуально беседовал - с одним, вторым, третьим, четвертым... А на это столько сил надо! Поэтому решил их собрать вместе. Собираю, а сам думаю: что с ними делать? Ну, хорошо, беседы ведем, но как-то сумбурно. А что дальше? Никакого опыта, никакой системы нет. Почитал про опыт Екатеринбургской епархии (там три месяца идет катехизация) и понимаю, что что-то не подходит мне их система. О Свято-Филаретовском институте я уже давно слышал, много лет слежу, что у Вас происходит. И вот совсем недавно удалось встретиться с вашими катехизаторами, они приехали и «вживую» рассказали, как у вас это делается. И я понял: вот где надо искать! Не знаю, как дальше будет, но пока я стараюсь с этим опытом познакомиться.

Беседовали Александра Колымагина и Анастасия Наконечная

Продолжение интервью с участниками конференции читайте в следующем номере

КИФА №7(145), июнь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!