gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
19.05.2012 г.

«Патриарху подчас почти не на кого опереться»

Из интервью с проректором Свято-Филаретовского православного института Дмитрием Гасаком

- Согласны ли Вы с патриархом, что у церкви есть враги, готовые начать новые гонения?

- Враги у церкви есть и будут. Но я бы не сказал, что сейчас церковь находится на пороге новых гонений, по крайней мере, сопоставимых с тем, что творилось в России в XX веке. Хотя по сравнению с прошлыми двумя десятилетиями отношение общества к церкви, как мне кажется, претерпело ощутимый откат. С одной стороны, это следствие общемировых и общеполитических, и общекультурных процессов, с другой - причины можно найти в самой православной церкви. Так, от многих людей приходится слышать упреки в том, что, придя в православную церковь, они не ощутили никакого встречного движения со стороны духовенства, не встретили обращенности к человеку. Поэтому не случайно, что патриарх Кирилл с самых первых дней своего патриаршества стал проводить политику, направленную на большую открытость церкви, на изменение отношения церкви к обществу, к людям.

- В чем заключается эта политика?

- Прежде всего в особом акценте на социальной работе и работе с молодежью, а также на возрождении миссионерской работы, катехизации и просвещения, то есть на раскрытии основ христианской веры тем, кто приходит в церковь. Ведь это направление было в советские годы не просто забыто, оно было запрещено - священникам не разрешали общаться с людьми на темы веры, запрещалось проповедовать. Во-вторых, в попытке возродить соборные процессы внутри церкви, в беспрецедентной административной реформе. Кроме того, именно патриарх Кирилл еще до своего патриаршества постарался декларировать право Русской церкви на собственную политику. Так, в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», одним из основных авторов которых он является, есть специальный пункт о том, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Разумеется, у власти этот пункт и сегодня может вызывать раздражение.

- Близкие к патриарху люди говорят, что нынешние скандалы были спровоцированы его тайными врагами внутри самой церкви. Действительно ли патриарх Кирилл оказался в кольце недоброжелателей?

- Ни один патриарх, даже вместе с Архиерейским собором, не может сразу изменить жизнь церкви. Для этого необходимы глубинные сдвиги - на личном уровне, на уровне приходском, монастырском и т.д. Поэтому так трудно и проходит этот разворот в сторону человека. К тому же церковь в советские годы привыкла к очень закрытой непубличной жизни. Не случайно вы и сейчас не увидите в прессе, на телевидении многих очень влиятельных в церковных делах чиновников и деятелей. В большой степени именно эти люди в свое время - в середине 1990-х годов - инициировали резкий идейный разворот церкви в сторону фундаментализма. Разумеется, патриарх сталкивается с такой оппозицией. К примеру, два года назад в Москве были учреждены викариатства, то есть патриарх попытался создать институт викарных епископов, которые, будучи помощниками патриарха, правящего епископа города Москвы, управляли бы церковной жизнью в той или иной части города. Пока не видно, чтобы это удалось. Полагаю, что есть сильное противостояние этой патриаршей инициативе и прежде всего со стороны священников из команды прежнего патриарха. Подобные проблемы есть и в других епархиях. Похоже, что патриарху подчас почти не на кого опереться: в церкви, как и в обществе, большой дефицит квалифицированных, ответственных людей. Тот же вопрос о катехизации или, скажем, о языке богослужения вызвал бурю споров, потому что определенной части духовенства этого не надо: приходская машина крутится, и ладно. Поэтому можно сказать, что у нас в церкви есть кризисные явления. Правда, это вопрос не только сугубо церковный. Очевидно, что большое значение здесь имеет вмешательство государства. И явление церковного фундаментализма прямым образом связано с наследием той политики, которую государство проводило в советские годы, например, через своих уполномоченных и соответствующие органы. Отец Виталий Боровой, в 1970-е годы настоятель патриаршего Богоявленского собора, говорил как-то, что церковь, как Тело Христово, не устраивает ни одно государство в мире, потому что государство претендует на человека целиком. Коммунистическое государство не терпело рядом с собой Бога, оно само стремилось стать богом. И сейчас можно встретить нечто подобное.

- Патриарха упрекают в том, что он вовлек церковь в политические игры. Мог ли он отстоять право церкви остаться вне политики?

- В России глава церкви всегда был крупной политической фигурой. Думаю, что и сейчас у патриарха нет возможности остаться «вне политики», для него это - без вариантов. Но сегодня история дает церкви возможность приобрести гораздо больший вес в обществе. Вы сами видите, как люди реагируют на просветительские инициативы, люди соскучились по живому слову в церкви, их волнует дальнейшая ее судьба. Другой вопрос, сумеем ли мы достойно распорядиться этим шансом. Но это, к счастью или к сожалению, зависит не только от патриарха.

Беседовал Владимир Тихомиров

Источник: Журнал «Огонёк», №17 (5226), 29 апреля 2012 г.


Группа паломников СФИ посетила Томск

В рамках паломнической поездки по городам Сибири группа паломников Свято-Филаретовского института и Преображенского братства посетила Томск. По благословению архиепископа Томского и Асиновского Ростислава 27 апреля в Томской православной духовной семинарии паломников во главе с деканом богословского факультета СФИ З.М. Дашевской принимали секретарь Томской епархии иерей Виктор Сиротин и проректор семинарии прот. Евгений Морозов.

В ходе беседы, продолжавшейся более часа, обсуждались вопросы непростых взаимоотношений церкви и общества, миссии среди молодежи, подготовки катехизаторов. Дискуссию вызвал вопрос об особенностях современного духовного образования, в том числе участие духовных школ в Болонском процессе. Участники беседы поделились опытом в области сотрудничества со светскими учебными заведениями. Для гостей была организована экскурсия по церковно-археологическому кабинету, открытому в семинарии стараниями владыки ректора, в ходе которой паломники осмотрели собрание икон, облачений, церковной утвари и богослужебных книг.

На следующий день, 28 апреля, состоялась встреча паломников и студентов семинарии. Гости представили институт, рассказали о его истории и сегодняшнем дне, познакомили с изданиями СФИ, обсудили вопросы духовного образования и миссии в среде молодежи и подростков. Актуальным оказался вопрос участия студентов в каритативной деятельности, в том числе в осуществлении богослужебного перевода для глухих и слабослышащих прихожан кафедрального собора.

В ходе беседы также были затронуты вопросы катехизации взрослых и молодежи, ее длительности и содержания, а также вопросы подготовки катехизаторов и качества духовного образования.

Источник: сайт Свято-Филаретовского института


«Библионочь» с членами общины архимандрита Сергия (Савельева)

20 апреля в Архангельской областной библиотеке имени Н.А. Добролюбова состоялся вечер памяти архимандрита Сергия (Савельева). Встреча проходила в рамках всероссийской акции «Библионочь», когда  практически во всех российских городах сотни библиотек, музеев, галерей, культурных центров и книжных магазинов ночью открыли свои двери для посетителей и представили на своих площадках различные культурные программы.

Организаторы встречи - члены Преображенского братства из прихода храма Сретения Господня села Заостровья - уже много лет знакомы с членами православной общины, которая зародилась в середине 1920-х годов в Москве. Тогда это были молодые люди: старшему из них - будущему архимандриту Сергию - не исполнилось и двадцати пяти лет.

В 1929 году общинники были арестованы, заключены в лагеря, сосланы в отдаленные ссылки, некоторые - на Север: в Архангельск, Матигоры, на Пинегу. Но, рассеянные по всей стране, они сохранили свою духовную семью - переписывались, отправляли посылки, устраивали свидания, поддерживали друг друга, помогая нести жизненный крест.

Историей знакомства с книгой архимандрита Сергия «Далекий путь», а затем и с членами его духовной семьи поделился священник Иоанн Привалов. О своем опыте прочтения книги «Далекий путь» рассказали члены общины Сретенского храма села Заостровья. Многие из них увидели в этой книге, составленной из многолетней переписки общинников, живой пример верности христианскому пути, верности друг другу, согласно евангельской заповеди: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал 6:2).

Информационная служба Преображенского братства


Возможно ли целостно увидеть историю церкви в ХХ веке

Кустарные иконы и крестики, рукописный Новый Завет, крашенные синькой пасхальные яйца перекочевали из чуланов былых «подпольщиков» в музейные витрины. Выставка «Неперемолотые» - о духовном сопротивлении в годы советской власти - открылась в областном художественном музее Воронежа.

Трагедия верующих обступает посетителя постепенно: биографии репрессированных епископов, желчное ленинское распоряжение об изъятии церковных ценностей, дальше какие-то старые метрические книги... Стоп. Среди рядовых записей об умерших - «священник такой-то убит большевистской властью». Надо было иметь мужество, чтобы внести в официальный документ это, по сути, прямое обвинение. По данным спецкомиссии Московской патриархии, только в 1918-1919 годах «за защиту Церкви и веры» в России репрессировали 11 тысяч священнослужителей и мирян. Девять тысяч из них было убито.

За стеклом - тусклые нательные кресты, некогда приложенные к следственным делам в качестве вещдоков или забросанные землей в расстрельных ямах вместе со своими владельцами. Коротенькая тряпица, похожая на манишку или обрывок вышитой косоворотки, - на деле епитрахиль, которую можно было прятать под лагерной робой. Черный хлеб вместо просфор, клюквенный сок - вместо вина для евхаристии. За колючей проволокой священники служили литургию, сооружая фелони из простыней и чаши из жестянок. В роли антиминса (плата с вшитыми мощами святых и подписью правящего архиерея) при совершении таинства порой выступала грудь одного из заключенных-епископов.

А на воле тем временем собирались для молитв по домам и баням. Самодельные свечи, тетрадки с текстами из богослужебных книг, тайно отпечатанные Евангелия размером с комсомольский билет.

Гонения на Церковь, вопреки расхожему представлению, продолжались и при Хрущеве. Причем если в первые десятилетия советской власти людям удавалось сохранить книги и иконы (некоторые были позже найдены замурованными в стены), то в 1950-е очень многое пришлось сжечь. Тем более что многие образа не подлежали реставрации - с выколотыми глазами, ободранные, изрубленные, побывавшие в отхожих местах. А сегодня еще и умирают те, кто помнит подпольное существование Православной церкви. ХХ век уходит, как Атлантида под воду.

Большинство предметов на выставке связано с жизнью христиан на Урале. «Проект задумывался как локальный - меня попросили подобрать исторический материал в связи с введением в школах "Основ православной культуры", - говорит организатор выставки Оксана Иванова. - Самое ценное - облачения и утварь - давно разобрано по музейным коллекциям. Но увидеть где-то целостную историю нашей церкви в ХХ веке сегодня невозможно. И мы подумали, что можно сделать акцент на выживании православных во время гонений. После первой выставки неожиданно посыпались приглашения... Ведь жестокое притеснение христиан шло повсеместно. Мы побывали уже в 14 городах России - от Санкт-Петербурга до Томска. Сейчас основной массив экспонатов привезли в Воронеж, остальное поделено между Архангельском (где горожане попросили продлить выставку) и Тулой (где уральский материал скомбинировали с местными находками). Осенью "Неперемолотые" отправятся в Хабаровск. Каждый раз добавляются новые вещи - их дарят поисковики и просто жители. Обычно за подлинными артефактами надо охотиться годами, а тут они к нам сами притягиваются!»

Один из таких подарков чуть было не поставил под угрозу срыва нынешнюю выставку. «В пару» к иконе, расстрелянной в 1918 году, организаторам отдали три патрона той же поры. В аэропорту Домодедово это расценили как незаконное хранение и перевозку боеприпасов. Авторов проекта едва не «повязали» прямо перед вылетом. Те молились и умоляли. В итоге полицейские... задержали рейс, чтобы взять с правонарушителей расписки и отпустить с миром.

В Воронеже экспозицию дополнили стендами о местных новомучениках, самодельными иконами - в том числе уникальными, из лоскутов ткани, сшитыми в 1970-е годы Марией Дмитриевной Гончаренко из села Красного Новохоперского района. Рядом фото Марии Поповой, которая не раз от руки переписывала Евангелия и акафисты.

В Воронежской и Борисоглебской епархии надеются, что выставка повлечет за собой серию лекций и встреч, посвященных памяти новомучеников.

Вот что сказал Андрей Изакар, председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии: «С нашей областью связаны имена многих новомучеников. Священномученик Петр (Зверев), местоблюститель патриаршего престола Петр (Полянский). Много и не прославленных пока исповедников - скажем, блаженная Феоктиста Михайловна или протоиерей Митрофан Бучнев. Девушки из благотворительной общины отца Митрофана занимали очередь для тех, кто хотел попасть в тюрьму с передачей (стоять надо было всю ночь). Или раздавали на вокзале вещи людям, отправленным в Сибирь, - причем не только православным. Это стоит помнить. Но сегодня мы имеем дело с тотальным незнанием истории своей страны. И если факты можно подучить по книгам, то как изжить страшное бесчувствие к человеку? Мы часто склонны списывать это на кризис в обществе. Как известно, одно из значений греческого слова «кризис» - «суд». Наш общественный кризис упирается в кризис личности человека, созданного по образу и подобию Божию. Открытых гонений на христиан в России нет, но девальвировано значение жизни, самобытности личности. А ведь у Бога все созданы драгоценными. От оскудевания любви друг к другу и происходит агрессия, умножаются беззакония. Что делать? Больше отдавать другому, больше жертвовать собой, чтобы сделаться человеком.

По материалам статьи Татьяны Ткачевой («Российская газета»)


Зерно, умерев, возрождается к новой жизни

Последние выходные апреля выдались по-летнему жаркими. И, конечно же, большинство наших соотечественников потянулись в свои загородные хозяйства, чтобы отдохнуть на природе и заняться посадками. Это всегда волнительный момент для любого садовода: качественные ли попались семена, достаточно ли удобрена и прогрета почва? Но даже если выполнены все агротехнические рекомендации, все равно остается небольшая тревога: что-то еще уродится? Ведь появление из зерна новой жизни - это всегда тайна, даже если речь идет об обыкновенных огурцах.

И эта тайна волновала в прошедшее воскресенье 29 апреля не только садоводов-любителей, но гостей и организаторов Пасхального праздника, прошедшего в Культурно-просветительском центре «Преображение». Преображенское содружество малых православных братств уже несколько лет проводит для детей Истринского района рождественские праздники, а вот Пасхальный - было решено провести впервые. Восстановление подлинных смыслов Пасхального праздника - задача непростая. Как передать маленькому ребенку радость Воскресения Христова, не перегружая его богословскими рассуждениями?

Организаторы праздника попробовали сделать это, используя образ зерна. Ведущая праздника Ольга Синицына пригласила маленьких гостей совершить «путешествие с семечком». После сказки о «Петушке и бобовом зернышке» завязался разговор о том, что такое зернышко, каким оно бывает и что происходит, если посадить зерно в землю.

Помощники ведущей рассказали детям о том, что Господь Иисус Христос Своим ученикам тоже говорил о зернышках и семенах. О том, что, если семя не умрет, оно не принесет плода и что из маленького-маленького семечка может вырасти большое красивое дерево, в ветвях которого будут укрываться птицы небесные. Христос очень любил людей и отдал Свою жизнь ради них, а на третий день воскрес. Радуясь этому, мы поздравляем друг друга и говорим: Христос воскрес!

Каждый ребенок посадил зернышко или семя в специально подготовленный горшочек.

Пока малыши увлеченно входили в роль волшебников, участвующих в зарождении новой жизни, их родители были приглашены на встречу с художником-графиком Марией Патрушевой, посвященную традициям российской книжной иллюстрации и выбору детских книг. В начале встречи Ольга Синицына рассказала о том, что в Преображенском братстве существует Детско-юношеский центр. Центр собирает положительный опыт христианского воспитания детей, в котором книга занимает одно из главных мест. Но дети входят в мир книги не как читатели, а как зрители. В этом возрасте дети обладают особой впечатлительностью и замечательным качеством подражать. Поэтому так важно то, как оформлены детские книги. Мария Патрушева рассказала об истории иллюстрации в целом, показав собравшимся первый букварь Кариона Истомина с гравюрами, изданный в России в 1694 году и ставший первой иллюстрированной книгой в нашей стране. Гости посмотрели и лучшие образцы дореволюционной иллюстрации, вспомнили чудесные работы русских и советских художников И.Я. Билибина, В.В. Лебедева, В.А. Фаворского, Е.И. Чарушина и других. Мария Борисовна отметила, что главные качества детского художника-иллюстратора - это доброта и ответственность за свое дело. В конце встречи все желающие смогли приобрести книгу «Светлячки» чешского священника Яна Карафиата с чудесными иллюстрациями и автографом автора иллюстраций.

Маленьким гостям и их родителям был показан музыкальный спектакль «Светлячки», поставленный силами детей и взрослых Преображенского братства (режиссер Елена Бахадова), в котором артисты стремились передать основную мысль книги: смысл и радость жизни - в исполнении таинственного Божественного замысла (светлячки должны каждую ночь светить людям) и уповании на Его благую волю.

После этого гостей ждала пасхальная трапеза с крашеными яичками и куличами.

Покидая Культурно-просветительский центр, гости делились своими впечатлениями, обращая особое внимание на спокойную, светлую атмосферу и отличную организацию праздника. Приятно удивили добрые лица, открытость и искренность ведущих и артистов. Говорилось о необходимости существования наряду с официальными церковными организациями подобных культурно-просветительских центров, где можно приобщиться к христианским ценностям.

На память о празднике каждый ребенок увез домой горшочек с посаженным им зернышком. Теперь время ждать плодов, ведь прорастание зерна - это всегда тайна...

Ольга Рябичева

Информационная служба Преображенского братства

КИФА №6(144), май 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!