gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
19.05.2012 г.

Один из самых ярких архиереев  второй половины ХХ века

Архиепископ Михаил (Мудьюгин)
Фото с сайта: isidorovskaya.spb.ru
Сто лет назад, 12 мая 1912 года, в Санкт-Петербурге родился замечательный человек, которому было суждено стать одним из самых ярких архиереев Русской Православной церкви второй половины ХХ века. Речь идет об архиепископе Михаиле (Мудьюгине).

Главной его отличительной биографической чертой была всесторонняя образованность. Это было очень заметно при общении с ним. Автор этих строк был свидетелем того, как естественно и непринужденно владыка Михаил пытался объяснить нам, тогда несмышленым школьникам, разницу между православным и католическим пониманием спасения на примере немецкого Erlosung. Обращение к немецкому языку было вполне естественно - по первому высшему образованию владыка был переводчиком с немецкого. Впоследствии любовь к языкам проявилась в полной мере - владыка Михаил в совершенстве знал латынь (грамматически близкую немецкому), мог говорить по-английски, по-польски, по-чешски, по-фински, читал на нескольких языках.

Его церковная деятельность проявлялась в трех направлениях. Владыка менее всего известен как правящий архиерей, хотя в таковом качестве он пробыл долгие 25 лет, возглавляя Астраханскую и Вологодскую епархии. Больше известно о его участии в экуменических инициативах Русской церкви, в таких как конференции Всемирного совета церквей, богословские собеседования между Русской Православной и Евангелическо-лютеранскими церквями Германии и Финляндии и других. Имея в виду его экуменическую деятельность, владыку Михаила часто представляют как сторонника безоговорочного соединения церквей. Это не вполне верно. В конце жизни православный архиепископ Михаил был многим обязан протестантским общинам Санкт-Петербурга, которые помогали ему продолжать проповедническую деятельность (выступая перед протестантами, владыка неизменно подчеркивал, что он - архиерей Русской Православной Церкви). По опыту общения с представителями инославных христианских конфессий он знал, что они настроены на конструктивный диалог и вполне доброжелательны к православным. Однако необходимо отметить, что на богословских собеседованиях владыка последовательно отстаивал православную позицию по ключевым богословским вопросам, а широкая образованность и культура позволяли ему аргументированно доказывать свою правоту. Лютеранские богословы очень ценили искренность и богословскую эрудицию владыки Михаила. Более того, именно он зачастую был автором итоговых положений собеседований, с которыми соглашались и оппоненты православных делегаций.

Третьим направлением его деятельности было преподавание в Ленинградских-Санкт-Петербургских Духовных школах. Впервые будущий владыка, а тогда Михаил Николаевич Мудьюгин, появился в стенах Академии еще будучи доцентом Горного института - приходил слушать яркие проповеди протоиерея Александра Осипова, знаменитого своим уходом из Церкви. Студентом семинарии священник Михаил Мудьюгин стал почти сразу после рукоположения в Вологде в священный сан. С этих пор и практически до смерти владыка почти не прерывал своего общения с alma mater. Еще не окончив семинарию, он начал собирать документы для поступления в Академию, а после знакомства с митрополитом Никодимом в конце третьего курса будущая преподавательская деятельность отца Михаила в стенах ЛДА была предопределена. Став сначала преподавателем латинского языка, в течение двух лет о. Михаил последовательно был возведен в протоиереи, стал деканом Факультета африканской христианской молодежи (подразделения Академии, созданного митрополитом Никодимом, чтобы с его помощью уберечь Духовные школы от закрытия), получил ученое звание доцента, был назначен помощником инспектора, а затем исполняющим обязанности инспектора. В октябре 1966 года он стал ректором Академии, а через месяц, после монашеского пострига, был рукоположен во епископы. Так началось его архиерейство.

Ректорство владыки Михаила было недолгим - всего два года, когда он был переведен на Астраханскую кафедру. Тогда же прервалась и его преподавательская деятельность. Однако, уезжая в свою епархию, он обещал не прерывать связей с родной Академией. Владыка перечислял свои собственные средства в качестве пожертвования на нужды Духовных школ, а в 1972 году защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о личном спасении», изданную в 2010-2012 годах в Санкт-Петербурге издательством «Сатисъ». С 1975 года владыка снова начал преподавать, а в 1980 году был утвержден в звании профессора. Архиепископ Михаил оставался преподавателем вплоть до 1999 года, когда, проживая на покое в Петербурге, перенес серию инфарктов, после которых руководство Академией сочло невозможным более нагружать его работой.

Владыка очень любил служить, проповедовать и преподавать, был очень интересным собеседником. Поэтому он тяжело переживал свои физические немощи, невозможность совершать богослужение, разлуку с родной Академией. После его смерти близко знавшие владыку люди стали собирать его наследие и проводить посвященные ему вечера памяти, ставшие регулярными с 2008 года. Была издана магистерская диссертация, брошюра с высказываниями владыки. В Интернете действует интернет-музей архиепископа Михаила, а на портале Христианин.СПб есть статьи владыки и фотографии разных лет. Можно только радоваться, что память о нем жива и наследие не забыто.

Священник Константин Костромин

КИФА №6(144), май 2012 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!