Человек-эпоха «Не пора ли нам услышать дивное, грозное слово, которое произнес о. Виталий?» Митрополит Сурожский Антоний
«Сидел с о. Виталием Боровым, единственный с человеческим и даже страдальческим лицом. Остальные - какие-то благообразно окаменелые, одинаковые, на одно лицо, с тем же выражением, теми же улыбками».
*** «В семинарии служит о. Виталий Боровой. После обедни он обращается к студентам. Очень умно, как всегда - мы, мол (то есть теперешние церковные деятели в России), только удобрение для будущего - и как удобрения (которое иногда плохо пахнет) нас чуждаются. Но Бог и история рассудят...» Протопресвитер Александр Шмеман
Прошло 4 года с тех пор, как в 2008 г. на Благовещение отошел ко Господу протопресвитер Виталий Боровой. Про о. Виталия писать трудно. Еще нет ни одной книги, посвященной ему и его трудам, разве что сборник его проповедей «Быть свидетелями Христа», изданный еще при жизни о. Виталия в 2006 году. Я видела о. Виталия только один раз, в часовне Свято-Филаретовского института. Тогда я была еще оглашаемой и не знала, кем является этот немощный, пожилой священник, которого под руки привели проповедовать к нам. Помню, тогда меня поразило то, что когда он начал говорить нам очень живое слово, то отстранил от себя своих поводырей. Поистине, «сила Божия в немощи совершается». Также о. Георгий Кочетков часто говорил нам, своим духовным чадам, что протопресвитер Виталий Боровой является его, а следовательно, и нашим духовным учителем. Отец Виталий передал в Свято-Филаретовский институт, членом попечительского совета которого он являлся, часть своей богатейшей библиотеки и личного архива, в описи которого я принимала участие. Можно сказать, что только тогда состоялась встреча, заочное знакомство с этим удивительным человеком. Почивший патриарх Алексий II и ныне здравствующий патриарх Кирилл называли протопресвитера Виталия Борового «человеком-эпохой», подчеркивая, что он «беззаветно служил Церкви Божией, и совершал он свое служение в рискованных и тяжелых жизненных обстоятельствах». Отец Виталий родился 18 января 1916 г. в простой, бедняцкой, малоземельной белорусской семье в деревне Несмеровка (ныне Витебская область). Его отец умер сразу после рождения младшего сына, и мать осталась с двумя детьми на руках. Старшего брата в 17 лет заставили жениться (из-за лошади, которую давали в приданое) на 45-летней дочери богатого крестьянина. От такой жизни он вскоре сбежал в СССР (граница проходила в 10 км от деревни), где стал лейтенантом Красной армии и погиб во время войны с Японией. Мать сдавала Виталия ради заработков (натурой давали хлеб и т.д.) работать пастухом к более богатым крестьянам. Отец Виталий пишет, что он был плохим пастухом, так как брал в начальной школе книги и читал их запоем, а скот тем временем поедал засеянные площади. Хозяева били за это Виталия и жаловались матери. Мать же, стараясь вразумить сына, обратилась к священнику, который, увидев любовь юного Виталия к книгам, решил, что его нужно учить. Мать ответила священнику, что из-за отсутствия денег у нее нет возможности дать сыну образование, но священник посоветовал школу, где учили без денег. Это была Духовная семинария. Так во многом решилась судьба о. Виталия. По окончании Виленской духовной семинарии он поступил на богословский факультет Варшавского университета, а после раздела Польши (пакт Молотова-Риббентропа 1939 г.) стал учителем в родной деревне на Витебщине. Отец Виталий об этом напишет коротко: «С сентября 1939 г. я стал гражданином СССР... и так началась моя жизнь в Советском Союзе». В 1941 году после нападения Гитлера на Советский Союз Белоруссия была оккупирована немецкими войсками. Школу, в которой работал Виталий, закрыли, и он стал псаломщиком и чтецом в церкви с. Ситце Докшацкого района. К этому времени в бывшей советской (восточной) Белоруссии практически все церкви были закрыты и разрушены. В западной же, польской Белоруссии, перед Второй мировой войной официальной политикой была «полонизация», в ходе которой вытесняли из религиозной жизни страны не только православных, но даже униатов-католиков. Прошла кампания массового разрушения самих зданий православных церквей и среди прочих поляки сравняли с землей кафедральный собор св. Александра Невского в Варшаве. Но в 1941 году для возрождения духовной жизни в Минск из Жировиц приехал митр. Пантелеимон (Романовский) и стал обращаться к духовенству за помощью. По приглашению митрополита Пантелеимона будущий о. Виталий стал секретарем Минской духовной консистории. В 1944 году под напором Советской армии немецкие войска обратились в бегство, и, отступая, оккупанты стали вывозить с собой епархиальное управление. «Посадили в вагоны всех архиереев ... и всех нас...». Будущий отец Виталий с женой смогли бежать из поезда и со временем вернуться в Минск. Нужно сказать, что после освобождения Минска Красной армией Виталий Боровой был арестован СМЕРШем, но его освободили благодаря заступничеству нового минского архиерея Василия (Ратмирова). Виталий Боровой передал ему сохраненные документы бывшего Епархиального управления и рассказал историю церковной жизни и церковных дел в Белоруссии и Минске во время оккупации. Митрополит Василий (Ратмиров) рукоположил Виталия Борового сначала в диаконы в Новогрудке, а в скором времени в иерея и назначил настоятелем Гомельского кафедрального Петропавловского собора. О времени, проведенном в Гомеле, о. Виталий напишет, что это был самый лучший, самый счастливый и самый радостный период в его жизни. Но он длился недолго: через год о. Виталия вызвали в Минск и поручили организовать Минскую духовную семинарию в Жировицах. Отец Виталий справился с поставленной перед ним нелегкой задачей. Митрополит назначил о. Виталия инспектором, преподавателем и секретарем Правления семинарии (1945-1954 гг.). В 1953 году о. Виталий закончил экстерном Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. А в 1954 году митр. Ленинградский Григорий (Чуков) вызвал о. Виталия в Ленинград и назначил преподавателем и старшим помощником инспектора при Ленинградской Духовной Академии. Отец Виталий получает кафедру истории Древней Церкви, которая в свое время принадлежала В.В. Болотову. В своей автобиографии о. Виталий напишет, что об этой кафедре он мечтал всю жизнь, начиная со времен Виленской духовной семинарии. В Ленинградской духовной академии о. Виталий получает степень доктора богословия в 1962 г. В 1959 году, при митрополите Николае (Ярушевиче) о. Виталий становится сотрудником Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС)1 Сам о. Виталий пишет об этом следующее: «Как профессор по кафедре истории Древней Церкви в Ленинградской академии, я участвовал в возобновившихся богословских собеседованиях (переговорах) с богословами и церковными историками Англиканской церкви в Москве и обратил на себя внимание архиеп. Кентерберийского Майкла Рамзэя и нашего митрополита Николая (Ярушевича) - сопредседателей этих переговоров. Кентерберийский сказал о моем докладе, что его читать на конференции не нужно, ибо английские участники уже прочли его и полностью согласны с содержанием и выводами моего доклада, поэтому дискуссии на эту тему не будет и англиканские его подписывают полностью». После этого в 1959 году о. Виталия посылают в Женеву для выявления значения Всемирного Совета Церквей, а в 1962 году назначают представителем нашей Церкви при ВСЦ. 10 октября 1962 года постановлением Священного Синода о. Виталий был назначен членом делегации наблюдателей Московского Патриархата на II Ватиканском Соборе2. Он принимал участие во многих межправославных совещаниях, международных миротворческих конференциях. Работая долгие годы в ОВЦС, он умудрялся не использовать ни для служебных, ни тем более для личных целей какие бы то ни было связи с посторонними светскими организациями и органами. Нужно сказать, что, по мнению о. Виталия, если человек вынужден идти на компромисс, то только так, чтобы все видели, что это - край, что дальше нельзя, дальше - бездна. Через все стеснённые обстоятельства жизни, часто обусловленные занимаемым положением, он пронёс достоинство творческой личности, неустанное желание проповеди, стремление спасти ближнего. И всё это - без выпячивания, называя себя «окаянным», в простоте и скромности. В 1973-1978 годы отец Виталий был настоятелем Богоявленского патриаршего собора в Елохове, а с 1984 года - почётным настоятелем храма Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов переулок) в Москве. Отец Виталий являл собой образ мудрого и бесстрашного пастыря, прекрасного и смелого проповедника. Он был в числе тех немногих духовных лиц, которые в Москве советского времени имели решимость принимать людей и открыто проповедовать. В 1970-е годы под его пастырским окормлением выросло целое поколение молодых людей, многие из которых стали священниками, ныне несут ответственные церковные служения. Отец Виталий щедро делился со всеми своей любовью к православной церкви, православному богословию, традиции и духовности, показывал верность Русской православной церкви и её пастве, готовность к общению и диалогу со всеми братьями и сёстрами во Христе и со всеми людьми доброй воли. Для многих он был не просто примером живой и глубокой веры, но и образцом, камертоном православия. В 1984 году отец Виталий, как «церковник», был «профилактирован» спецслужбами. Он был вызван в Москву под благовидным предлогом на несколько дней. Отправился в столицу налегке, без вещей, не подозревая, какая ловушка поставлена на него в аэропорту Шереметьево-2. Многократная выездная виза была аннулирована; о. Виталию было предписано оставаться в Москве и пока работать в ОВЦС. А вскоре последовал вызов в «органы». Архимандрит Августин (Никитин) напишет в своей книге, что на нервной почве о. Виталий заметно сдал. В конце концов «дело» было закрыто «за недоказанностью», но выезд за границу о. Виталию закрыли надолго. Устное предание приписывает отцу Виталию фразу, которая решила исход дела в его пользу. Когда «опер» стал обвинять протопресвитера в том, что тот «продал Родину», о. Виталий парировал: «А что, нашелся покупатель?» Со временем о. Виталий оправился от потрясений, но его здоровье сильно пошатнулось. Тем не менее он все это время работал в ОВЦС, и только в 1997 г., когда ему было 80 лет, стал внештатным консультантом. Скончался отец Виталий в возрасте 93 лет, 7 апреля 2008 года, в день празднования Благовещения, являясь, согласно сообщениям СМИ, «старейшим по хиротонии клириком Русской православной церкви». Протопресвитер Виталий Боровой оставил о себе добрую память. Для него всегда главным было служение Богу и Церкви. Он говорил в одной из проповедей: «мы призваны служить людям, любить людей, сеять добро и правду, и красоту, и свет в других сердцах, а для этого быть самим носителями этого доброго и святого. Мы должны Богу уподобляться, в Бога богатеть». Его труды еще будут по достоинству оценены церковью. Анна Сахарова Преображенское братство Апрель 2012 г. ----------------- 1. В течение долгих периодов времени был заместителем председателя отдела. 2. За все время работы Ватиканского Собора на нем присутствовали наблюдатели девяти Поместных православных Церквей. Постоянными наблюдателями со стороны РПЦ были: прот. Виталий Боровой (все сессии), прот. И. Илич (2-я сессия), доцент ЛДА прот. Ливерий Воронов (3-я сессия) и архим. Ювеналий (Поярков) (4-я сессия). На Ватиканском Соборе присутствовала также делегация наблюдателей от РПЦЗ: еп. Женевский Антоний (Бартошевич), прот. И. Троянов и С. Гротов и делегация от Свято-Сергиевского богословского института в Париже - ректор еп. Катанский Кассиан (Безобразов) и прот. Александр Шмеман. Роль наблюдателей не ограничивалась ролью простых зрителей. Они имели возможность, присутствуя на всех генеральных ассамблеях собора, высказывать свои соображения относительно обсуждавшихся вопросов на проводившихся для некатолических наблюдателей еженедельных встречах с членами собора и секретариата, епископами и богословами, что позволяло им воздействовать на происходящее.
При написании статьи использовались книги и статьи: 1. Никитин А., архим. Церковь плененная. Митрополит Никодим и его эпоха. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008 г. С. 157-173. 2. Человек, который никогда не предавал. Интервью с отцом Георгием Кочетковым // КИФА N№2(124) январь 2011 года. Режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/3862/80/ 3. Филиппова О. Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения протопресвитера Виталия. Режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/3778/58/ 4. Он старался поддерживать все живое в церкви // КИФА N№5(79) апрель 2008 года. Режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/1661/34/ 5. «Его служение было направлено на выявление единства церкви». Служба коммуникации ОВЦС. Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/40475.htm 6. Шмеман А., протопр. Дневники (1973-1983) - М.: Русский путь, 2005. С.153, 165. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_44.htm 7. Протопресвитер Виталий Боровой. Быть свидетелями Христа. Проповеди. Свято-Сергиевское братство. Москва, 2006 г. 8. Материалы Википедии. Статья «Протопресвитер Виталий Боровой». Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wik 9. Неопубликованные материалы из личного архива протопресвитера Виталия Борового КИФА №5(143), апрель 2012 года |