gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы катехизации arrow Признаки катехизатора. В мае 2012 года СФИ проводит третью конференцию, посвященную проблемам катехизации
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
30.03.2012 г.

Признаки катехизатора

В мае 2012 г. Свято-Филаретовский институт проводит третью конференцию, посвященную проблемам катехизации и ее возрождения в современных условиях. В этот раз на обсуждение выносятся вопросы теории и практики подготовки катехизаторов, как в истории, так и в современности. В этой теме особую важность имеет задача преодоления слишком объективированного подхода, т.е. рассмотрения подготовки катехизаторов лишь как образовательного процесса без должного внимания к вопросам качества их духовной и церковной жизни.

Этой публикацией мы открываем серию подготовительных материалов к конференции.

***

Протоиерей Димитрий Юревич, проректор СПбДА: Если катехизатор сам не встретился с Богом, он не сможет передать духовную радость другим

- Что именно нужно дать человеку для того, чтобы он смог подготовиться к служению катехизатора?

Протоиерей Димитрий ЮревичПрот. Димитрий Юревич: У нас при академии есть отделение катехизации, специальные отделения открываются и при других академиях, семинариях и богословских институтах. Но так как я не занимаюсь программой этого отделения, то, что я сейчас скажу, это скорее моё личное видение того, какой должна быть подготовка людей к этому служению. Знаете, ведь когда говорят о катехизаторах, у некоторых наших и церковных, и околоцерковных, и малоцерковных, и просто российских людей сразу возникает образ такого светского, может быть, протестантствующего проповедника в галстуке, хорошо побритого; он держит в руках Священное писание и эмоционально выкрикивает некие плакатные лозунги, а народ сидит и этому внимает. Это, конечно, совершенно искаженный и неправильный образ. Поэтому надо, наверное, прежде всего объяснять, кто такие катехизаторы.

Катехизаторы - это не люди, которые занимаются узкой профессиональной деятельностью, а те, кто может быть профессионально вовлечен в круг церковных обязанностей. Это могут быть и священнослужители, и церковнослужители, и сотрудники какого-то церковного подразделения. Но это может быть еще и просто член общины, который работает на светской работе и при этом берет на себя служение катехизатора - не работу, не профессию, не ремесло, а именно служение. Нам обязательно нужно иметь в качестве примера святых апостолов. Смотрите: святой апостол Павел, который, как мы с вами прекрасно знаем, был в том числе и катехизатором для молодой христианской церкви, зарабатывал себе на жизнь другим, совсем простым ремеслом.

Поэтому, конечно, катехизатором может быть по большому счету каждый человек. Но любой, кто хочет взять на себя это служение, должен получить многостороннее образование, существующее при этом обязательно в двух модусах, в двух аспектах: с одной стороны, он должен приобрести некую сумму богословских знаний, а с другой - молитвенно-аскетический, литургический опыт.

Почему это важно? Потому что, скажем, аскетическая жизнь превращается в некий пшик, в мираж, если человек не понимает, для чего он это делает. Ведь смысл аскезы - не сама аскеза. Помните, Никодим Святогорец говорил: все, что мы делаем, - пост, чтение Священного писания, молитва личная и в церкви, причащение - это не самоцель. Это всего лишь средство для того, чтоб душа человека встретилась с Богом. И, конечно, если катехизатор сам не встретился с Богом, не получил благодать, не ощутил духовную радость от чтения Слова Божьего, он не сможет передать эту духовную радость другим. И получится что-то мертворожденное. Поэтому как умножить число катехизаторов?

Мне кажется, здесь надо вспомнить слова профессора Московской духовной академии А.И. Сидорова: «Специалист - штучный товар». Я не думаю, что подготовку катехизаторов можно поставить «на поток». Их не может быть очень много. Но каждый, кто хочет стать катехизатором, должен стараться максимально изучить интеллектуальный аспект и обязательно дополнить его собственным аскетическим опытом. И вот здесь, мне кажется, катехизаторы обязательно должны учитывать то, что знает каждый священнослужитель. В христианстве, не только в православии, но и в Римской католической церкви, и в протестантизме, вообще говоря, имеет место индивидуальный подход. Поэтому катехизатор должен, как и школьный учитель, как и священник, научиться видеть аудиторию, то есть понимать, как, кому, что рассказать сегодня, в данный момент. Поэтому, конечно, на мой взгляд, катехизатор должен быть в той или иной степени еще и психологом, человеком, который умеет найти душевный контакт, приобрести симпатию у своих слушателей. Таким образом, катехизатор должен быть и интеллектуалом, и богословом, и психологом, и, конечно же, глубоко верующим, церковным человеком.

 

- Как Вы думаете, выпускники вашей кафедры при желании могли бы быть катехизаторами?

- Думаю, что могли бы, и даже в этом не сомневаюсь. Другое дело, что не каждый выпускник нашей кафедры становится катехизатором. Но сам по себе катехизаторский потенциал, я считаю, в Петербургской академии присутствует, и я всегда это ощущал, особенно слушая рассказы о годах митрополита Никодима или нынешнего Святейшего патриарха Кирилла. Мы надеемся, что и сейчас происходит некий пассионарный, творческий подъем. Ведь катехизация невозможна без горения сердца. И если в семинарии, академии, любом другом учебном заведении присутствует это горение, эта забота о том, чтобы быть служителем, тогда, конечно, выпускник может стать катехизатором.

 

Священник Иоанн Привалов:  Нужно убедиться, что миссионером и катехизатором не станет человек, который еще не имеет духовного слуха

Священник Иоанн Привалов- Возможно ли в принципе подготовить миссионеров и катехизаторов? Если да, то каким образом?

- Когда-то о. Александр Мень сказал: «Интересно, почему в педагогический институт принимают всех подряд? Почему в консерваторию не примут человека, у которого нет музыкального слуха?» Мне кажется, что какой-то «духовный слух» будущего катехизатора должен быть все-таки испытан и проверен. И я думаю, что это, так же как и подготовка катехизаторов, - ответственность Церкви. Но проблема в том, что сегодня церковное сознание трудно «локализовать», так как за многие годы и десятилетия оно по понятным причинам было страшно разрушено. И я не знаю, где вопрос о катехизаторах мог бы решаться: в общине, которая существует при данном храме, в семинарии, на катехизаторских курсах, или это дело епископа? Этот момент очень важен. По крайней мере, нужно убедиться, что миссионером и катехизатором не станет человек, который еще не имеет духовного слуха. Потому что тогда он будет «гнать идеологию», а не свидетельствовать о Боге. Он будет заниматься, казалось бы, полезными вещами, но на самом деле довольно вредными. Так что здесь, я думаю, должно быть свидетельство народа Божьего.

Еще одно очень важно: общение тех, кто имеет этот дар, потому что здесь возникает та среда, в которой миссионер и катехизатор может дышать, жить и развиваться.

Очень важно, чтобы не было такого понимания миссионерства, что вот, мол, приехал миссионер, намиссионерствовал, обратил людей и уехал. Время такого подхода и исторически, и духовно давным-давно закончилось, потому что стали видны все его пагубные последствия. Нельзя людей привлечь, а потом бросить на растерзание «темной силе». Поэтому очень важно, чтобы люди обращенные знали, что они и дальше могут развиваться, входить в опыт полноты веры, молитвы, жизни Православной церкви.

Вот некоторые элементы, которые говорят, что катехизаторов можно готовить. Просто эта подготовка не в тренингах совершается (хотя я ничего против тренингов не имею), не по представлениям менеджмента. Можно ли подготовить музыканта? В каком-то смысле можно. А можно ли подготовить, скажем, актера? Почему нет? А врача? Ведь это тоже искусство. Но, повторюсь, когда речь идет о подготовке к служению катехизатора, очень важно проверить, насколько человек к этому духовно готов.

Протоиерей Евгений Горячев: Человек, хорошо знающий Евангелие и старающийся жить по нему, может как преподаватель справиться даже с «твердым человеческим орешком»

Протоиерей Евгений Горячев- О. Евгений, можете ли Вы сказать, что для Вас было самым главным в подготовке к катехизаторскому служению?

- Я помню, один раз ко мне (я тогда был пономарем во Владивостоке) подошел мужчина с молитвословом патриархийного издания и Символом веры на форзаце. Он сказал: «Простите, Вы не могли бы мне подсказать: я вот читаю все эти слова, но ничего понять не могу». И мы стали говорить. Я еще в семинарии тогда не учился, но стал бойко рассказывать, как эти двенадцать частей Символа веры легли мне на сердце. Не помню, что я тогда говорил, наверное, это были не вершины богословия. Но, видимо, вдохновение, с которым я проповедовал о каждом «вероучительном пункте», этому человеку как-то передалось. И он спросил: «А как Вы все это поняли?» Ответить я не смог... Так что я не знаю, что для меня главное. Все это как-то шло изнутри. Меня всегда радовало то, что происходит с душой (моей собственной в первую очередь), когда я что-то узнавал. Конечно, есть крайности, когда, например, начинаешь духовную жизнь мерить одним интеллектом. Но я имею в виду те знания, которые сердце согревают. И когда эти знания в меня входили, я был как «начищенный самовар» и буквально раздувался от желания ими с кем-нибудь поделиться. А если еще подходили люди и об этом просили, то почему бы и «не выпустить пар», они же спрашивают?!

Я думаю, главное все же Евангелие, и наш экзистенциальный отклик на Благовестие, а все остальное позже, потом... «Весть» и «отклик» делают нас христианами в первую очередь, а катехизаторами (если, конечно, есть личная склонность) - во вторую. Человек, хорошо знающий Евангелие и старающийся жить по нему, может как преподаватель справиться даже с «твердым человеческим орешком» (если таковой зачем-то решил пройти христианское оглашение). Евангелие - ядро, и если искать правду только в нем, все равно можно заинтересовать, катехизировать и воцерковить очень многих.

Сейчас наконец выяснилось, что у Церкви есть такая насущная потребность говорить о христианстве с теми, кто ее вопрошает. Пока проблема необходимости катехизации не была так поставлена, случалось, что те, кто хотел бы рассказать о своей вере, с теми, кто хотел бы о ней услышать, могли просто не встретиться. И в итоге: желающие слышать приходили к тем, кто не хотел и не умел говорить. В результате люди уходили с пустыми сердцами, сильно неудовлетворенными... Сейчас церковь настраивается на то, чтобы всем, кто хочет быть церковными людьми, рассказывали бы о православной вере. Но желательно, чтобы это делали те, у кого хорошо получается.

 

- Вы, наверное, слышали, что сейчас в СПбДА открыты курсы катехизации. Их ведущий, о. Дионисий Харин, рассказал, что они не собираются бросать своих оглашаемых после воцерковления: с ними будут проводить дальнейшие встречи, к ним будут приглашать преподавателей академии - до того момента, как он выразился, пока эта группа не станет общиной. Как Вы к этой идее относитесь?

- Это здраво, какой-то процент из оглашаемых останется в Церкви только если в этих людей будет вложено много времени, душевного тепла, духовных сил. Тут, может быть, и полугода не хватит. Поэтому я как действующий катехизатор могу сказать, что три-четыре занятия - это неплохо, но в целом они не делают погоды. А вот если люди прошли полугодичную или годичную катехизацию, они, конечно, друг с другом перезнакомились, почувствовали потребность в церковном общении с теми, кого им эта Церковь предлагает называть братьями и сестрами, и для них не так сложно влиться в какую-то общину или просто стать таковой общиной. При длительной катехизации велика вероятность того, что люди останутся в Церкви (при условии, что катехизирует профессионал). И наоборот, при малом огласительном сроке, конечно, можно что-то предложить для продолжения общения с этими людьми (например, воскресную школу для самых загоревшихся), но невозможно заставить уже крещенных и прошедших катехизацию людей сделаться общиной, если они не желают продолжать это общение. Понятно, что любой священник, крестив людей и вложив в них свой труд, не собирается их оставлять, но люди часто не хотят оставаться, потому что чего-то не поняли, к чему-то не привыкли, чего-то боятся. Нужно сказать, что если раньше в нашей Церкви стоял вопрос о необходимости катехизации как таковой и мы, энтузиасты, бились за сам принцип, то сейчас, когда этот принцип утвержден, нужно говорить о необходимости длительной катехизации. И это очень разумно: если уж любую науку (физику, химию, литературу и т.д.) нужно долго изучать, прежде чем станешь специалистом, то тем более невозможно за два-три часа сделаться христианином.

КИФА №4(142), март 2012 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!