gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Между прошлым и будущим arrow «Неперемолотые»: реакция деления. Выставочный график расписан на год вперед
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
30.03.2012 г.

«Неперемолотые»: реакция деления

Изначально подготовленная Преображенским содружеством малых православных братств выставка «Неперемолотые» была задумана как традиционная музейная выставка, которая должна была экспонироваться в выставочном зале КПЦ «Преображение» и в Свердловском краеведческом музее. Создателям выставки и эти планы казались грандиозными. Но одно дело - человеческое, а другое - Божье. Пробил колокол истории. «Неперемолотые» - новомученики и исповедники российские решили, что нам необходимо услышать их слово о жизни и вере. От уважаемых и значимых музеев - Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург), Государственного мемориального комплекса «Медное» (Тверь), мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» (Томск) поступили предложения об организации выставки. Статус площадок и открывающиеся широкие возможности рассказать с помощью выставки о значительнейшем духовном опыте XX века мы не могли проигнорировать. После экспонирования в федеральных музеях проект получил очень большой как церковный, так и общественный резонанс. Посыпались предложения из разных городов России. Выставочный график был расписан на год вперед. Одновременно стали поступать предложения из других городов, областных центров, городов с богатой историей и неравнодушными людьми, много делающими для сохранения памяти о трагических событиях XX века.

Выбор казался невыносимым. Очень живым и серьезно заинтересованным в теме людям пришлось бы отказать. Сердце разрывалось на части. И пришла в голову мысль: планшеты можно напечатать еще раз. Пребывание в каждом городе приносило проекту новые экспонаты и данные. Все их уже невозможно вмещать в одну выставку. Кроме того, православные братства, церковные и светские краеведы в тех городах, где проводится выставка, очень живо и оперативно реагируют на ее появление, предлагают помощь и новые, подчас бесценные экспонаты. Например, в Архангельске, где сейчас проходит параллельный вариант, удалось собрать подлинные(!) богослужебные предметы и облачения 1935 года, которые использовали при совершении тайных богослужений. Эти экспонаты принадлежали архим. Сергию (Савельеву) и бережно хранились членами его общины семьдесят восемь лет.

Активно стали включаться местные музеи и библиотеки, открывая свои фонды. Таким образом, изначальная выставка стала чем-то вроде магнита, который притягивает историю духовного сопротивления в России. Оказалось, что людей, которые осознают в себе это призвание, не так уж и мало. Можно сказать, что благодаря выставке мы узнали целый пласт таких «неперемолотых» равнодушием нашего времени людей, хранящих память о новых мучениках и, главное, готовых делиться и делать общее дело.

Оксана Иванова, автор выставки «Неперемолотые»

***

Челябинск: Общее дело

14 марта в Челябинском государственном краеведческом музее состоялось открытие выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ в.». Значительную поддержку ей оказала Челябинская епархия, свой вклад внесли музейное сообщество г. Челябинска и сотрудники Государственного комитета по делам архивов Челябинской области, краеведы, художники, журналисты, простые верующие. Открытие выставки в Челябинске явилось примером совместного дела, в котором участвовали представители церкви и общества, государственные и церковные структуры, примером единства ради сохранения и актуализации памяти новомучеников и исповедников Урала.

На открытие выставки пришел Анатолий Анатольевич Галанин, внук одного из героев выставки - о. Федора Суханова, расстрелянного в 1919 году. Благодаря содействию Челябинского архива Анатолий Анатольевич Галанин вместе со всеми посетителями смог увидеть оригинал документа, на основании которого был расстрелян его дед. Рядом в витрине расположены и документы НКВД о поиске сына о. Федора - о. Михаила Суханова, который так и не был пойман, сохранил свое священническое служение до начала 1950-х годов.

Другим событием, воодушевившим всех присутствующих, стало посещение открытия выставки Лидией Трофимовной Лях, помощницей архим. Тавриона (Батозского), изображенной вместе с о. Таврионом на одной из фотографий на выставочном стенде. После того как автор выставки Оксана Иванова объявила об этом, все присутствующие аплодисментами выразили Лидии Трофимовне свою благодарность за участие в деле сохранения православной веры и традиции в богоборческое время. Во время экскурсии рассказ об архим. Таврионе прозвучал из уст помощницы исповедника.

Горячее слово благодарности и поддержки организаторам сказал игумен Иннокентий (Васецкий), наместник Свято-Симеоновского кафедрального собора. Он рассказал о своем опыте общения с исповедниками веры, которые оказали существенное влияние на его духовный выбор.

Директор Челябинского государственного краеведческого музея Владимир Богдановский, говоря об актуальности события, подчеркнул, что опыт духовного сопротивления особенно важен сегодня для предотвращения повторения событий XX века.

Об участии Челябинского архива в организации выставки рассказала Галина Кибиткина, заместитель руководителя Государственного комитета по делам архивов Челябинской области.

Представитель организатора - Преображенского братства - бакалавр богословия Владимир Иванов обозначил цель проекта - раскрытие сути и смысла подвига «неперемолотых». Для этого недостаточно узнать факты истории, посмотреть документы и фотографии. Необходима глубокая внутренняя работа по усвоению и воплощению этого опыта, прежде всего в церкви, но и в обществе.

Опыт совместной жизни, общего дела в открытости, вере, любви и братстве как воздух необходим и сегодня. Попыткой показать живую жизнь христианской традиции в условиях жесточайших гонений, почувствовать собственную ответственность за сохранение этой традиции и является экспозиция «Неперемолотых» в Челябинске.

Информационная служба Преображенского братства

Архангельск: Неузнанная история

Image
На сброшенном колоколе, 1934 г.
С 1 марта, когда в Архангельске открылась выставка «Неперемолотые», её посетили более тысячи человек. Были такие, кто приходил сюда снова и снова. И после экскурсии лица становились другими, люди делились сокровенным - немолодая учительница, много лет преподававшая историю, сказала, что только сейчас изменила свой взгляд на происходившее в нашей стране (от пожилых такое услышишь нечасто). А группа шестиклашек захотела прийти сюда снова.

В последние дни выставки в музее для учителей прошел круглый стол «Урок святости и подвига новомучеников и исповедников Российских». Хотелось поговорить о ценностях, о том, чему учить детей, как говорить с ними. Но юные посетители выставки уже оказались чуткими к этой истории. Как сказал участник беседы о. Павел Бибин, священник Свято-Троицкого храма Архангельска, дети отвечают не на красоту и количество слов, а на что-то более глубокое.

Это вопрос совсем не школы, а всех нас, взрослых.

И главный разговор об особом героизме, духовном, по мнению воспитателя кадетской школы Анны Переверзиной, забытом в нашем обществе. «Когда я рассказывала об отце Таврионе (Батозском), - говорила одна из экскурсоводов, руководитель проекта в нашем регионе Ирина Пономарева, - который провел многие годы в лагерях, тайно служил литургию каждый день, о его словах "Во мне все сгорело, кроме любви", детям было непонятно - а где же ненависть, где обида?» Невинно осужденные благословляют тюрьму, берут ответственность за происшедшее? Да и нам об этом в школе не рассказывали, к этому еще надо привыкнуть. Но об этом вся уральская выставка.

Отец Павел подвел итог разговора: «Мы плохо знаем, что такое духовная свобода. В стране произвол, разврат. Но это-то как раз и несвобода. Плоды свободы одни, а плоды разврата другие. И в этом у нас путаница. Если не стремиться донести эту тему до людей (а не делать этого в наше время уже невозможно, ведь наша страна эту тему не восприняла) - у страны не будет будущего - никакого, никакими Олимпийскими играми мы этого не покроем, никакими экономическими реформами это невозможно сделать. Это находится в другой области - в области духа».

Записала Ирина Горячева

Газета «Архангельск» от 6 марта 2012 года

 

***

«Скрестив ноги, покуривая, улыбаясь, мужчина сидит наверху огромного колокола, недавно сброшенного с колокольни. Фотография начала 1930-х годов. Всматриваясь в его улыбку, самодовольную позу, вспоминаю случай из детства.

Кто-то из детсадовских ребят нам сказал, что на небе есть Бог, от Него никуда не спрячешься. Даже если залезешь в темный шкаф, Он все равно увидит; и если что-то скажешь даже шепотом, Он подкрутит колесико на телевизоре, который стоит на облаке, и все услышит. После этих слов на нас напал общий ужас, и мы с визгом побежали прятаться от Бога. Поэтому, когда мама (моя дорогая мама) сказала мне, что Бога нет, я очень обрадовалась и почувствовала большое облегчение: не надо больше прятаться. Я решила обрадовать дедушку, который, я видела, часто молился Богу, даже на коленях. Я рассуждала: "Дедушка из деревни и в школе, наверное, не учился, ему не объясняли». Я сказала ему: "Дедушка, Бога нет». Он промолчал. А я почувствовала, что, наверное, обидела дедушку, и никогда уже никому так не говорила. Но есть Бог или нет - этот вопрос жил тяжёлой мукой в моей душе.

Так вот, этому мужчине на колоколе с детства, видимо, говорили: "Не делай плохо: Боженька накажет". А вот скинули колокол - Боженька не наказал. И сидит теперь, покуривает, демонстрирует свое освобождение от предрассудков. Могу это понять.

Колокола скидывали, чтобы они просто не благовествовали. Потом догадались вылить из колокольной меди разменную монету. Вот в витрине и сами монетки.

Из старого поколения выбить веру было невозможно. По переписи конца 1930-х годов, 64% населения страны называли себя верующими. Однако удалось воспитать новое поколение, которое просто не слышало о Боге.

На стенде - пожелтевший помятый листок: письмо, найденное в шинели убитого солдата. Это стихотворение сейчас переведено на многие языки мира.

Послушай, Бог... Еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я...

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната...

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг...

Каким жестоким может быть обман...

Вера прорастает из ниоткуда, из выжженной земли, из кратера, что выбила граната.

Новое поколение воспитали в обмане, но душу обмануть трудно, и Бог приходит к тому, кто томится духовной жаждой, кто желает правды. "Нам дают водку, но я ее не пью, потому что стою превыше всяких водок..." - пишет в 1942 году с фронта юноша своей матери. Такая позиция достойна уважения. В 1944-м он прочитал "кулацкого поэта" Есенина и писал матери, что приходится расплачиваться за чужие ошибки, когда под лозунгом "воспитание будущего человека" полжизни в людей вколачивали ложные идеалы, остальные полжизни они это вытряхивали, но многие так и остались благовоспитанными дураками».

Евгения Новикова

Слово из экскурсии в Северодвинском краеведческом музее

КИФА №4(142), март 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!