gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.02.2012 г.

Реабилитация вечери любви

АгапыВ конце прошедшего года была впервые, спустя сто пять лет после первого издания, выпущена книга историка церкви Петра Николаевича Соколова «Агапы, или вечери любви в древнехристианском мире».

Агапа - «это явление жизни первенствующих христиан как среди церковных историков, так среди литургистов и археологов всегда пользовалось славой если не "вечной загадки истории", то одной из труднейших и темнейших проблем церковной истории», - так начинает свою книгу П.Н. Соколов. Он называет агапы одним из важнейших явлений древней христианской Церкви и пишет о том, что это были не простые «трапезы отдельных лиц, отдельных семей, но всего христианского общества, как одной наитеснейше связанной семьи». Как известно, тогда вечери любви были неразрывно связаны с Евхаристией, что наполняло их особым смыслом, но через некоторое время отделились от нее, а потом как будто и вовсе перестали существовать.

В своей книге, написанной в 1906 году, П.Н. Соколов ставит перед собой задачу если не ответить точно, то, по крайней мере, попытаться найти ответы на вопросы, каково происхождение христианских агап, почему они были отделены от Евхаристии и забыты церковью. Несомненная ценность этой книги в том, что опираясь на источники (тексты книги Деяний, апостольские послания, Дидахэ и труды отцов церкви), автор трезвенно подходит к исследованию агап, помогая читателю избавиться от фантазмов, часто возникающих по отношению к восприятию доконстантиновского периода истории церкви. Кроме того, в приложении к книге П.Н. Соколов размещает несколько статей, в которых выявляет влияние агап на современную литургию, находит их след в монастырских трапезах, в чине о панагии, последовании пасхального артоса и в поминальных трапезах.

Знаменательно, что книга П.Н. Соколова была написана на исходе синодального периода, когда Россия, а вместе с ней и Русская православная церковь ожидали перемен. Не удивительно, что именно в это время возрождается интерес к первым векам существования Церкви. Тогда же в России появляются многочисленные богословские кружки, в которые помимо клира входят и миряне, зарождаются братства, и многие священники начинают собирать на своих приходах общины. Книга «Агапы, или вечери любви в древнехристианском мире» по жанру - научный исторический труд. Но это тот редкий случай, когда научный взгляд в прошлое помогает созидать настоящее. Из мемуаров более позднего времени  мы узнаем о возрождении агап, хотя, естественно, в новой форме, как общинных трапез, наполненных духовным содержанием, практически отделенных от Евхаристии, но следующих за литургией и с ней связанных.

В воспоминаниях членов общины оо. Алексея и Сергия Мечёвых встречаются упоминания об агапах, которые устраивались в честь или в память какого-нибудь значительного события для «покаяльно-богослужебных семей», как называли себя «мечёвцы»: «Когда курс по богослужебному уставу был закончен, батюшка предложил в благодарность Господу за полученные знания устроить всенощное бдение по полному чину. Оно началось в 10 вечера и окончилось ранней обедней, после которой для участников богослужения был устроен чай в помещении под церковью, под названием «агапы», сопровождавшийся духовной беседой».

В 1924 году в Москве при храме Софийской церкви на Софийской набережной образовалось сестричество, в которое входило около тридцати сестер. Им руководил сщмч. Александр Андреев (1901-1937), который в 1924 году был переведён сюда указом патриарха Тихона. Участницы сестричества собирались на вечерние беседы-агапы, на которых сёстры пели духовные стихи из изданной митр. Московским Макарием «Лепты».

Об агапах упоминается и в следственном деле 1933 года епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), руководителя религиозно-трудового братства в г. Новгороде. Так они называли общие утренние домашние богослужения, совершавшиеся прямо за столом.

В 1970-х годах агапы совершались исповедником веры архим. Таврионом (Батозским) в Спасо-Преображенской пустыни под Ригой. «Когда заканчивалась Трапеза Господня, все участники ее покидали храм и шли в трапезную для паломников напротив кельи о. Тавриона под соснами, где в простой аскетической обстановке совершалась агапа - трапеза любви. Она была удивительна своим духом служения друг другу в любви» - вспоминает один из участников.

Традицию агап унаследовал и круг церковной молодёжи, сложившийся вокруг будущего священника Георгия Кочеткова. Первая агапа этой общины состоялась в 1975 году по благословению прот. Всеволода Шпиллера, настоятеля московского Николо-Кузнецкого храма. Один из её участников Александр Копировский вспоминал: «Всё родилось естественно - из желания не расходиться после совместного причастия. Мы просто вставали вместе в притворе храма или сзади в самом храме (чаще это был Богоявленский патриарший собор). Вошло в обычай делиться просфорами, которые мы здесь же, в соборе, покупали. Потом оказалось, что это совпадает с традицией древней церкви. Мы советовались со священством и имели на это благословение с того же 1975 года».

Возвращаясь к книге П.Н. Соколова, стоит отметить, что издание вышло под грифом Издательского Совета Русской православной церкви, и это позволит продавать его во всех храмах РПЦ.  К сожалению, новому изданию явно не хватает современных комментариев, оно практически представляет собой перепечатку работы, написанной в начале прошлого века и явно требующей современного осмысления. Тем более что церковь уже двадцать лет назад перестала быть гонимой и снова нуждается в узнавании и оживлении своих традиций.

Татьяна Васильева

КИФА №2(140) февраль 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!