Как отнесся бы А.И. Солженицын к тому, что сейчас происходит в России?31 января в Санкт-Петербурге в конференц-зале Российской национальной библиотеки состоялась встреча петербуржцев с Натальей Солженицыной. В подарок библиотеке Наталья Дмитриевна привезла девять дисков с записями произведений Солженицына в исполнении автора, каталог проходившей в Женеве выставки личных вещей и рукописей Александра Исаевича и небольшую книжку «Размышления над февральской революцией» - четыре главы, не вошедшие в полный текст «Красного колеса». Солженицына подчеркнула особую актуальность и своевременность этих размышлений в ситуации нынешней России. После вручения подарков Наталья Дмитриевна представила гостями видеопрезентацию и рассказала о том, как складывается посмертная жизнь творческого наследия ее мужа. Этот рассказ о «жизни после смерти» включал историю передвижной книжной выставки с советскими, зарубежными и российскими изданиями писателя, рассказ о Солженицынском семинаре и Солженицынской премии, представление регулярно проходящих конкурсов школьных сочинений, фотографии памятных досок в Ростове и Рязани и многое другое. Действительно, Александр Исаевич продолжает жить в памяти миллионов людей, не только в России, но и в самых различных странах мира. В последние годы, например, наблюдается всплеск интереса к его творчеству в Китае, где группой переводчиков готовится собрание сочинений классика XX века. Французские, английские, сербские, арабские, греческие испанские и многие другие переводы «Архипелага Гулаг», «Одного дня Ивана Денисовича», «Матренина двора» один за другим сменяли друг друга на экране. Многие из них вошли в состав передвижной книжной выставки, подготовленной Натальей Дмитриевной совместно с Агентством по печати. Выставка представляет собой витрины, расположенные по периметру комнаты, легко собирающиеся и разбирающиеся, приспособленные для быстрого монтирования с большими фотографиями Александра Исаевича и экземплярами всех возможных публикаций его произведений. Вторая часть встречи была посвящена показу небольших фрагментов из цикла видеобесед с участием А.И. Солженицына, снятых в 1995 г. каналом ОРТ. Свет увидело только двенадцать передач, тринадцатую в эфир не выпустили, и возможности обращаться к стране Александра Исаевича лишили. В своих видеоразмышлениях писатель затрагивал очень важные и острые темы: реформа образования, проблема власти, цели и задачи современных политических партий, предвыборная гонка, судьба казачества, самоуправление, национальное единство и т.д. С экрана зазвучал голос искренний, прямой, правдивый... столь нужный современной России. С грустью Наталья Дмитриевна констатировала, что ни одна из названных тогда проблем до сих пор не решена, а подчас обрела еще более острую и запущенную форму. После просмотра фильма у гостей встречи была возможность обратиться к Наталье Дмитриевне с вопросами. Люди интересовались впечатлениями Солженицыной от встречи с Владимиром Путиным, переживали, что общество перестает интересоваться темой политзаключенных, выясняли, когда увидят свет остальные тома 30-томного собрания сочинений писателя. Преподаватель Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина поблагодарила Наталью Дмитриевну за интересную встречу и спросила о том, как будет отмечаться 50-летний юбилей со дня выхода в свет «Одного дня Ивана Денисовича». Наталья Солженицына рассказала о предстоящей конференции на эту тему, о готовящихся изданиях читательских и критических откликов на повесть, сказала, что рада была бы поддержать еще какие-либо проекты. Была также затронута тема народного и личного покаяния и возможных форм его выражения. Отвечая на вопрос члена Свято-Петровского малого православного братства Алины Яковлевой, Наталья Дмитриевна сказала, что понимает покаяние как искупление, исправление грехов прошлого своим ежедневным поведением: «Если Вы чувствуете себя частью своего народа, если Вам стыдно за его прошлое, нужно сейчас жить честно, чтобы не было стыдно за то, как мы живем сегодня». Одним из последних прозвучал вопрос о том, как Александр Исаевич отнесся бы к волне митингов, прокатившихся по нашей стране. Солженицына ответила, что ее муж, безусловно, приветствовал бы пробуждение людей, но испытывал бы тревогу от попыток раскачать хотя и ржавый, но все же плывущий корабль. Она снова призвала обратиться к опыту осмысления Февральской революции и отметила, что нам давно пора избавляться от цезарепапизма - от уверенности, что жизнь в стране целиком зависит от «плохого» или «хорошего» царя, а также подчеркнула: «Нам важно уметь объединяться, брать на себя ответственность за страну, в которой мы живем. Может быть, важнее смазывать шестеренки, а не менять механика». Информационная служба Преображенского братства |