В РХГА состоялась 14-я ежегодная межвузовская конференция молодых ученых «Бог. Человек. Мир»22-23 декабря в РХГА состоялась 14-я ежегодная межвузовская конференция молодых ученых «Бог. Человек. Мир». Ее организаторы - Русская христианская гуманитарная академия, один из ведущих негосударственных вузов Санкт-Петербурга, и Санкт-Петербургская духовная академия. Междисциплинарная конференция традиционно собирает студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников вузов: историков, философов, богословов, религиоведов, психологов, филологов, культурологов. Цель конференции - развитие научного сотрудничества в области исследования социокультурных и духовно-нравственных аспектов существования современного человека, а также формирование объемного видения феномена религии. Конференция проходила в форме пленарного заседания и семи секций. На пленарном заседании выступили ректор РХГА д.филос.н. Д.К. Бурлака с докладом «Проблема теодицеи и ее интерпретации в философской и богословской традициях», а также д.филос.н. Р.В. Светлов, прот. Вячеслав Харинов, д.филос.н. А.А. Ермичев. Свято-Филаретовский институт представляли выпускники бакалавриата богословского факультета, обучающиеся на I курсе программы магистратуры. Они приняли участие в секции «Богословие и история Церкви», проходившей в РХГА во второй день работы конференции. Максим Дементьев в своем сообщении (на основе бакалаврской работы «Общение как основание жизни церкви в трудах митрополита Иоанна (Зизиуласа) и Н.А. Бердяева») сконцентрировался на практических выводах из «богословия общения» митр. Иоанна. Поводом к этому послужило недавнее слово о перспективах православного богословия, сказанное митрополитом при вступлении в Почетные члены Волосской Академии богословских исследований. Теперь, спустя 25 лет после выхода своей самой известной книги «Бытие как общение», в которой он, в частности, критиковал «евхаристическое богословие» протопр. Николая Афанасьева, Зизиулас приходит к выводу, что оно - единственная перспектива православного богословия на данный момент. М. Дементьев в своем докладе указал на проблемы, возникающие при практическом приложении идей «богословия общения» к церковной жизни. К ним относится слишком символический характер богослужения, не предполагающий тесного единения участников (клира и мирян) во Христе. Евхаристическая экклезиология соприкасается на практике с поместно-приходской, индивидуалистической по своей природе и не сочетающейся с духом благодарения. Докладчик напомнил слова протопр. Александра Шмемана, описывающие изменение отношения христиан к евхаристии: «Ранние христиане: Тело Его на престоле, потому что Он среди них. Теперешние христиане: Христос тут, потому что Его Тело на престоле. Как будто бы то же самое, а на деле та основная разница, что отличает раннее христианство от нашего, разница, о которой почему-то не знают, которую почему-то не понимают богословы. Там всё от знания Христа, от любви к Нему. Здесь - от желания "освятиться". Там к причастию приводит следование Христу и из него вытекает следование Христу. Здесь - Христос почти что "ни при чем"». В качестве альтернативы евхаристическому богословию М. Дементьевым предложены практические выводы, следующие из «антропологии общения» Бердяева. Здесь больший акцент делается на эсхатологии, внимании к достоинству и призванию человеческой личности в соборном теле Церкви, стремлении к более подлинному общению и большей сострадательности к миру, т.е. на исполнении Церковью своего миссионерского призвания. Доклад Анны Лепехиной был посвящен гомилетическому наследию архимандрита Тавриона (Батозского) (1898-1978), который открыто проповедовал на советском пространстве в 1960-70-е гг. В центре его проповеди, вырастающей из личного опыта исповедничества, - возрождение и обновление жизни человека и мира через служение всех верных христиан Богу и ближнему, личное свидетельство миру сему о вере в Бога, в Церковь и в человека. Отец Таврион говорит об источнике такого служения - жертве и любви Христовой и благодарении за нее, которое выражается в таинстве Евхаристии. В нем каждый призван осознать, что причащается жизни Христа не ради личного благочестия и индивидуально понятого спасения, а во спасение лежащего во зле мира. В качестве источников А. Лепехина использовала публикации проповедей архим. Тавриона в периодике и отдельных изданиях, аудиозаписи неопубликованных проповедей из архива Свято-Филаретовского института, воспоминания и свидетельства его духовных чад. Дмитрий Дорошко представил доклад, посвященный вопросу о приходе как экклезиологической категории. Докладчик рассмотрел дискуссии, проходившие в начале ХХ века, включая Великий Московский собор 1917-18 гг. Материалы дискуссий показывают, что понятие «приход» не было окончательно разработано и богословски осмыслено, и это приводит к невозможности отличить организационные и внешние начала устроения церковной жизни от духовных и внутренних. Потребность церкви в неадминистративных формах устроения своей жизни ставит вопрос о необходимости не только различения, но и сочетания приходских начал с общинными. Из предсоборной дискуссии и обсуждений на самом соборе докладчик делает вывод, что приход не является первоначальной единицей церковного устройства, но может быть одной из церковных организаций, наряду со школами, гимназиями, институтами, и может служить осуществлению стоящих перед церковью задач социальной, благотворительной и просветительской деятельности. Всего на секции было зачитано 10 докладов. Среди них хотелось бы также отметить выступления иеромонаха Кирилла (Зинковского) «Учение св. Кирилла Александрийского и прп. Максима Исповедника о животвореящем Теле Христа» и иеромонаха Мефодия (Зинковского) «Богословское понятие человеческой личности у В.Н. Лосского». Также в рамках конференции состоялись секции «Богословие и библеистика», «Человек в современном мире: социальные и психологические проблемы», «Культурология», «Философия и религиоведение», «Язык. Культура. Коммуникация». Информационная служба СФИ |