Как уложить в прокрустово ложе стандартов светского образования задачу православной миссии Интервью с К.А. Писенко, помощником ректора Российского православного университета по научной работеГазета «Кифа»: В прошлом году мы спрашивали об основных итогах года в сфере образования о. Владимира Шмалия, и он сказал, что главное - то, что принято решение о переходе на болонскую систему. Прошел год. Не могли бы Вы рассказать, как проходит этот процесс с точки зрения преподавателя? К.А. Писенко, помощник ректора Российского православного университета по научной работе, к.ю.н., доцент: Болонский процесс для меня, как представителя еще и светского вуза (помимо православного университета я тружусь в РУДН, который, собственно, первым стал внедрять в России болонскую систему) - процесс сам по себе неоднозначный. С одной стороны, он помогает нам интегрироваться в мировую систему образования (хотя, скажем, ряд ведущих университетов мира, в частности, в США и Великобритании манкируют болонский процесс и он стал формой тотальной мировой образовательной интеграции) и открывает определенную дорогу, новые возможности и реальные перспективы дальнейшего развития в контексте мирового образовательного пространства. С другой стороны, он требует дополнительных ресурсов: и кадровых, и организационных; он не чужд навязыванию определенных либеральных стандартов (в некоем неолиберальном западном смысле). И вот здесь нужна мудрость, позволяющая сделать так, чтобы болонский процесс послужил нам на пользу и при этом не лишил нас традиций, того, что у нас есть, особенно в контексте церковного образования. Я думаю, это для нас проверка на прочность, мудрость, трезвость, умение, не навредив, использовать этот инструмент для целей церковного просвещения. Ведь он может многое дать, если болонский процесс верно направить и использовать. Здесь многое зависит от уровня образовательного менеджмента, от качества и эффективности управления вузами. - Каковы главные проблемы и задачи образования в православных вузах, признанных государством? К.А. Писенко: Наш обновленный в этом году вуз, ставший согласно указу Патриарха первым общецерковным университетом, имеет двойной статус. С одной стороны Российский православный университет, являясь религиозным учебным заведением, призван послужить религиозному просвещению россиян, с другой - благодаря наличию в его составе аккредитованного государством Института св. Иоанна Богослова, он целый реализует целый набор светских стандартов образования и ведет подготовку молодежи для профессиональной деятельности на современном уровне. Юридические и фактические отличия ПСТГУ, РПУ, СФИ в чем-то присутствуют, но в целом мы все находимся в рамках одной и той же парадигмы: в рамках единого пространства мы реализуем задачи светского образования с элементами духовного просвещения. Мы должны суметь деликатно совместить стандарты светского образования с задачами православной миссии. В Российском православном университете мы считаем своим главным призванием формирование гражданской элиты с твердой опорой на православные нравственные традиции, т.е. подготовку кадров, которых явно не хватает сейчас - образованных интеллектуалов, готовых работать в современном мире, при этом носителей православного мировоззрения, церковности и веры. Думаю, в решении этих задач каждое из наших учебных заведений выполняет свою роль. Лишь Господь может оценить наши реальные труды. Но они все важны. КИФА №16(138) декабрь 2011 года |