На международной конференции в Москве обсуждалось положение христиан в разных странах мира Ирак. Празднование Рождества Христова (фото с сайта: upi.com) Положение христиан в различных регионах мира, общие действия по защите прав христиан - эти проблемы определили тематику выступлений на двухдневной международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан», которая состоялась в гостинице «Даниловская» в Москве. Утреннее пленарное заседание 1 декабря прошло под председательством апостольского нунция в Российской Федерации архиепископа Ивана Юрковича, вторую его половину вел председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Христиане в наши дни являются самым гонимым религиозным сообществом на планете - это известие стало доминантой форума. О том, какие преследования и испытания выпадают на долю христианского меньшинства в мусульманских странах, подробно рассказали участники и очевидцы событий. Митрополит Багдадский Мар Гиваргис (Георгий) (Ассирийская Церковь Востока, Ирак) подчеркнул, что «страдания христиан в Ираке отличаются от страданий в других странах Ближнего Востока», и призвал международное сообщество безотлагательно принять меры по спасению христианского меньшинства Ирака, остановить поток беженцев, которые покидают эту страну из-за религиозных преследований. По свидетельству митрополита, христиане в Ираке с трудом сохраняют надежду, т.к. не видят реальной помощи от структур ООН и Евросоюза. «Сейчас происходит много конференций, международных встреч, но никаких практических дел не предпринимается. Если все осуждают насилие, то почему оно продолжается в отношении христиан почти ежедневно? Неужели преступники сильнее всего международного сообщества?» - с горечью вопрошал иерарх Ассирийской Церкви. Он предложил собрать масштабную международную конференцию, посвященную преследованию христиан за веру, с участием руководителей всех церквей мира. Епископ Булос (Павел) ас-Саях, генеральный викарий Маронитского патриарха (Ливан) представил сравнительный анализ положения христиан в Саудовской Аравии, Иордании, Израиле, Ливане. Он отметил, что после «арабской весны» положение христиан заметно ухудшилось, а в демократических перспективах, которые бы предоставили христианам свободу вероисповедания, уверенности нет. Епископ подчеркнул, что христиане готовы жить в мире с «умеренными» мусульманами, которых большинство, и понимают, что вражду разжигают исламские фундаменталисты. На что способны эти радикалы, можно было увидеть в документальной видеосъемке, которую привез на конференцию епископ Лос-Анджелесский Серапион (Коптская Церковь, США). Камера запечатлела разрушение христианских церквей в Египте разгоряченными толпами экстремистов, взрывы и пожары. Но главное, на что обратил внимание представитель Коптской Церкви, - это разгон мирной христианской демонстрации 9 октября 2011 г., когда военные зверски избивали коптов, протестующих против религиозных преследований, давили людей бронемашинами. По словам епископа Серапиона, ежедневные похищения христиан, безнаказанные нападения на них, дискриминация в экономической и социальной сфере, проникновение антихристианской пропаганды в армию, в официальные круги, в сферу образования свидетельствуют о том, что 8-9 млн египетских христиан вынуждают к эмиграции, выдавливают из своей страны. Египет. Коптские христиане (фото с сайта: koptisch.wordpress.com) Как подчеркнул в своем докладе другой представитель Коптской Церкви - епископ Германский Дамиан, террористов поощряет безнаказанность, уверенность, что их защищает шариат. Он призвал мировое сообщество напомнить египетским властям о необходимости выполнять международные соглашения о защите прав религиозных меньшинств, о соблюдении прав человека. Вместе с тем, гонения только укрепляют веру: епископ Серапион подтвердил эту мысль свидетельством, что уцелевшие церкви переполнены верующими, все большее число людей помогает восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Он отметил также, что христиане Египта очень ценят поддержку мусульман, которые осуждают фанатиков-исламистов и призывают к ответу власти, участвующие в преследованиях христиан. От российского муфтия Фарида Салмана, председателя Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, коптские епископы узнали на конференции, что от имени Всероссийского муфтията видным мусульманским деятелям Египта были направлены письма с просьбой разъяснений по поводу тех «бесчинств, которые творятся от имени ислама в Египте». Российский муфтий призывает своих египетских единоверцев «остановить опасный процесс изгнания христиан», пресечь насильственное обращение в ислам, прекратить разрушение христианских святынь, глумление над живыми и покойными (разрушения кладбищ). Кроме того, он предупредил, что вслед за исходом христиан из Египта следует ожидать бегства умеренных мусульман, которые подвергаются давлению со стороны радикалов-фанатиков, что, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой рост исламофобии во всем мире. К сожалению, ответа из Египта пока нет, отметил российский муфтий. С подробным сообщением о геноциде курдов в Ираке, о жестоких гонениях в отношении христиан в этой стране, в Иране и Афганистане, а также о притеснениях верующих других религий выступил профессор СПбДА архимандрит Августин (Никитин). По его мнению, некоторые вопиющие проявления ненависти к инаковерующим (например, смертная казнь для вероотступников, обязанность всех немусульман носить специальную одежду в Афганистане) можно определить только как «исламофашизм». «Людьми второго сорта» всегда считали христиан в Пакистане. О страданиях христиан в этой стране, об их дискриминации практически во всех сферах общественной жизни рассказал католический священник-капуцин Френсис Надим (Пакистан). По его словам, католики в Пакистане связывают надежды на улучшение ситуации с возможностью межрелигиозного диалога. О том, как на практике развивается межрелигиозный диалог в течение многих лет, рассказал на форуме архиепископ Армянской апостольской церкви Хаяг Барсамян. Будучи вице-президентом фонда «Призыв совести», который возглавляет раввин Шнаер, архиепископ призвал к солидарности верующих разных религий в защиту гонимых христиан на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других регионах мира. Епископ Диавлийский Гавриил (Элладская православная церковь) также считает межрелигиозный диалог одним из самых эффективных инструментов разрешения религиозных конфликтов. Он уверен, что необходимы специальные усилия для того, чтобы «начать новую эру диалога между всеми религиями». Ирак (фото с сайта: frontpagemag.com) Межрелигиозная солидарность может проявляться в том, что религиозные лидеры в тех странах, где убивают и притесняют христиан, должны добиваться от властей привлечения к ответственности преступников, заявил раввин Пинхас Гольдшмит, президент Конференции европейских раввинов. Он напомнил Каинов вопрос: «"Сторож ли я брату своему?" (Бытие, гл. 4, ст. 9) Мы, иудеи, отвечаем: "Да, мы являемся сторожами наших христианских братьев, гонимых на Востоке"». Поддерживая идею межрелигиозного диалога, представитель Всемирного совета Церквей (ВСЦ) Карла Хиджоян сделала акцент на межхристианской солидарности. По ее словам, гонимым христианам разных конфессий в арабских странах необходимо «говорить единым голосом», а ВСЦ готов их поддержать и уже делает это. О том, как благотворительные организации могут конкретно помочь христианам, терпящим гонения на родине, и тем, кто вынужден эмигрировать в другие страны, подробно рассказал священник Андрей Халемба, заведующий Отделом Ближнего Востока, Северной Африки и Азии благотворительной организации «Кирхе ин Нот» («Помощь Церкви в нужде»). Этот фонд в течение многих лет осуществляет многообразную помощь: от постоянного мониторинга ситуации с преследованием христиан до пастырской помощи эмигрантам и содействия в получении хорошего образования для детей христиан, которые остаются в сложных условиях на родине. Все участники форума были единодушны в осуждении дискриминации и преследования христиан, однако степень этой дискриминации понималась не всегда одинаково. Например, этого следовало ожидать в трактовке ситуации на Кипре. Митрополит Ахайский Афанасий (представитель Элладской православной церкви при Европейском Союзе) и архимандрит Серафим (Гавриков) (Кипрская православная церковь) выступили с подробными сообщениями о катастрофическом положении христиан в той части Кипра, которая принадлежит Турции. Турецкие власти делают все, чтобы христиане-киприоты стали «беженцами в своем отечестве», считают докладчики. По данным о. Серафима, из 20 тыс. христиан, которые жили в этой части Кипра до турецкой оккупации, осталось всего 456 человек. Разрушению и осквернению подверглись православные кладбища, храмы и монастыри: из 520 церковных зданий 125 превращены в мечети, многие - в конюшни и загоны для скота, в музеи и рестораны, 25 полностью разрушены, 229 находятся в запустении. «Прозвучало что-то невероятное», - так откликнулся на выступления православных священнослужителей представитель Управления по делам религий Турецкой Республики доктор Измаил Таспинар. Выражая боль и скорбь по поводу гонений на христиан во всем мире, он, тем не менее, отметил, что представленные в вышеупомянутых докладах сведения о Кипре «нуждаются в исправлении». Со своей стороны он счел необходимым поднять вопрос о дискриминации, которой подвергаются мусульмане в Европе. Присваивая мусульманам оскорбительные ярлыки, их требуют к ответу за те преступления, которые они не совершали, ассоциируя ислам с терроризмом, сказал доктор Таспинар. Ситуация в Европе стала предметом нескольких докладов. Социолог и религиовед Массимо Интровинье, представитель ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией религиозных меньшинств, представил свою классификацию типов преступлений в отношении христиан. Наряду с агрессией со стороны исламских фундаменталистов, религиозных фанатиков-националистов (как, например, в Индии), коммунистических режимов (Северная Корея) необходимо говорить и о давлении секулярной европейской нетерпимости в отношении христиан. Эксперт упомянул характерный пример - решение ЕСПЧ (ноябрь 2009) по делу «Лаутси против Италии», которое запрещало размещать распятия в итальянских государственных школах. «Дискриминация христиан присутствует в Европе, но не все страны понимают глобальность этой проблемы, что доказывает реакция европейского сообщества на "дело Лаутси"», заметил М. Интровинье. Архиепископ Паоло Пецци, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве, согласен, что антихристианские гонения в Европе не все признают, т.к. они по сравнению с преследованиями в арабских странах носят «более утонченный характер». Но от этого они «не менее зловещи». Ситуацию усугубляет также «поспешная капитуляция» Европы «перед новыми реалиями» в условиях мультикультурализма. Такой «бездумный» подход, при оттеснении христианских ценностей, «не может быть гарантией социальной стабильности», убежден архиепископ. В связи с этим он не исключает «общей опасной перспективы для всех христиан» и в преддверии ее предлагает христианам «начать с себя», «научиться христианской солидарности». О разных формах дискриминации христиан в Европе говорил на конференции Мартин Куглер (Европейская обсерватория по нетолерантности и дискриминации христиан). Представитель Европейского центра законности и справедливости Андреа Попеску сделала заключительный доклад об эффективном сотрудничестве христиан разных конфессий в международных организациях. Пленарное заседание 1 декабря завершилось принятием коммюнике, после чего участники форума отправились в Храм Христа Спасителя на встречу с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Юлия Зайцева Благовест-инфо КИФА №16(138) декабрь 2011 года |