«Что значит быть достойным призвания?»Ответы на вопросы Интернет-конференции духовного попечителя Преображенского братства, ректора СФИ, проф.-свящ. Георгия Кочеткова1. Анна Сахарова Дорогой батюшка, благословите! По теме призвания хочется задать много вопросов. Во-первых, все ли люди к чему-то призваны? И если да, если все люди призваны, то почему так много людей не находят своего призвания? О. Георгий Кочетков: Я думаю, что это вопрос веры в Бога и человека. Если мы верим в Бога и в человека, то мы должны верить и в то, что у каждого человека есть своё призвание. И это не слепая вера, это оправдывается опытом жизни. Это то, что можно проверить. С другой стороны, призвание - это не то, что лежит на поверхности. Поэтому многие люди и не находят своего призвания - те, кто считает, что всё должно быть легко, доступно, понятно, всё должно лежать на поверхности. Повторяю: призвание - вещь глубокая. Если оно настоящее, то оно может идти только свыше, и значит, мы верим в то, что это призвание от Бога. Мы должны искать не простого призвания - природного, генетического, социального, культурного, интеллектуального, даже художественного, - мы должны искать призвания Божьего, которое может выражаться и в призвании интеллектуальном, культурном и так далее. Призвание людей есть тайна, и её надо разгадывать всю жизнь. Но призвание нужно не только разгадывать, но и исполнять. Во-вторых, с чего начать поиск призвания? О. Георгий Кочетков: С познания Бога, с поиска Бога и поиска самого себя, а также своих ближних. Если мы найдём себя, Бога и ближних, мы найдём и своё призвание. Это то, с чего надо начинать. Пока человек не ищет ничего в жизни, пока он замыкается только на самом себе, ни о каком призвании, ни о каком смысле жизни, ни о каком живом духе человека говорить не приходится. В-третьих, как понять, что ты нашел призвание? О. Георгий Кочетков: Найти призвание - это значит найти смысл жизни, найти свой талант, это значит обрести свой путь, обрести счастье, которое возможно только с Богом, только в любви, только в свободе, только в вере и надежде. То есть судить надо по духу и по плодам, и других критериев здесь нет. И четвертый вопрос. Насколько я знаю, в Средние века до реформации словом «профессия» обозначались только служения внутри церкви. Профессия - это исполнение своего призвания перед Богом. Т.е. священник, монах, аббат являлись профессиями, а сапожник и музыкант - нет. Протестанты расширили это понятие так, что каждый должен исполнять свое служение перед Богом и качественно его исполнять. Сейчас профессия практически никак не связывается с призванием от Бога. Хотя иногда говорят «врач от Бога» или «учитель от Бога». И тем более служения в церкви редко называются профессиями. «Профессия митрополит», например, звучит как-то абсурдно... Как Вы считаете, насколько связаны призвание и профессия в наше время? С благодарностью, Аня Сахарова О. Георгий Кочетков: На этот вопрос ответить легче. Для нас, в наших современных понятиях, призвание - не профессия. Профессия может быть призванием только в особом смысле, как реализация своих природных и социальных даров. Но призвание от Бога, хотя иногда и может сочетаться с профессией, отождествляться с ней не может. С одной стороны, мы должны различать эти вещи, с другой стороны, мы можем допускать и даже стремиться к тому, чтобы профессия была выражением призвания или хотя бы не противоречила призванию. Если уж это реализация наших природных даров, то это должно помогать и в реализации нашего духовного дара, и наоборот. Профессия действительно иногда бывает призванием. И это правильно, когда говорят «врач от Бога», «священник от Бога», то есть человек делает что-то не как работу и не как послушание, а как служение - вот это самое главное. И к этому надо стремиться, мне кажется, всем. 2. София Андросенко Дорогой о. Георгий, благословите! Бывает так, что человек по причине собственного маловерия, беспечности и упрямства в какой-то момент жизни «проваливается» и живет ниже своего призвания, игнорируя и собственный опыт, и знаки свыше - и уходит с пути ответа на призыв Божий и вдохновения и живет на уровне закона. Даже если Господь такого человека Своей милостью вытаскивает при помощи ли «пинка» или как-то еще, в результате этого остаются какие-то повреждения, причем как в его собственной жизни, так и в жизни других людей, в том числе ни в чем не виноватых. Способно ли покаяние такого человека обновить призвание в нем и в тех, кто страдает по его грехам? О. Георгий Кочетков: Вопрос действительно очень хороший. Во-первых, когда человек «проваливается» духовно, когда он живёт ниже своего призвания, когда он игнорирует и собственный опыт, и знаки свыше, когда он уходит с пути ответа на призыв Божий, уходит от вдохновения, живёт на уровне закона, человек прежде всего теряет уровень своей духовной жизни, как бы не выражает главного. Он в своей жизни не приближается к образу и подобию Божию, он не реализует себя как образ и подобие Божие, он не уподобляется Богу. Он только держит какие-то границы, в лучшем случае, делает лишь что-то полезное, но не более. Конечно, такое снижение духа, такое оскудение качества человеческой жизни приводит к страданию других людей, это верно. И надо помочь человеку выбраться из этой ямы. Для этого и нужно привести его к покаянию. Конечно, не внешними нотациями. Для этого требуется и добрый пример, и вдохновение. Человеку нужно помочь снова обрести вдохновение и воодушевление, потому что призвание даёт и то, и другое. И без этого призвание осуществить нельзя. Если человек не вдохновлен, не воодушевлён, он никогда своё призвание не исполнит, никогда не поднимется со своего уровня, т. е. того, который Вы назвали «провалом». От всех наших грехов и недостатков страдают другие люди. И мы тоже страдаем от того, что «проваливаются» другие. Что поделаешь? Это наша судьба. Мы должны уметь покрывать любовью тех людей, из-за которых мы страдаем, мы должны запретить себе претензии в адрес этих людей, иначе мы сами подвергнемся осуждению. Какое это должно быть покаяние, чтобы его хватило на него самого и на других людей, чтобы оно имело «обратную силу»? Возможно ли в этом смысле искупить свой грех отказа от призвания до конца? О. Георгий Кочетков: Можно искупить только одним способом: идти вперёд и вверх. Можно покаянием искупить свой грех до конца, но только тогда, когда человек не просто восстанавливает что-то прежде бывшее, а тогда, когда он, восстанавливая связь с прежде бывшим, идёт вперёд и вверх, когда он обретает нечто новое в своей жизни, нечто творческое, нечто такое, чего прежде не было. О Христе написано: «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр 2:18). А может ли помочь искушаемым тот, кто сам, уже будучи «куплен дорогой ценой», провалился, когда мог претерпеть? С любовью во Христе, София Андросенко О. Георгий Кочетков: Ну, знаете, эти вещи - и провалы, и человеческие достижения - очень относительны. Человек в чём-то проваливается, а в чём-то держит свой уровень. И поэтому то, что говорится об искушаемых, может применить к себе любой человек. И каждый человек должен это делать. Он должен, будучи «куплен дорогой ценой», восстанавливать своё призвание, свой путь к призванию. Поэтому надо друг другу помогать, понимая, что все мы немощны, понимая, что все мы должны приготовиться к искушениям, понимая, что все мы ограничены на земле, что церковь - это ещё не Царство Божье и каждый из нас ещё не ангел во плоти. Мы должны идти за Богом, не оборачиваясь назад, не озираясь по сторонам. 3. Галина Турчинская Дорогой отец Георгий, благословите. Я бы хотела сделать акцент на духовном призвании. Мне кажется, что Господь Сам избирает своих чад, призывая следовать за Собой. Вы, батюшка, пришли к Богу в юности, не будучи из семьи священнослужителя, встали сразу твёрдо на «узкий путь», поняли, что он Ваш. Ведь «зерно» заложено во всех людей, но не у всех оно прорастает. Что-то такое важное должно случиться, чтобы человек поставил Бога на первое место в своей жизни. Что это? Может быть, это Господь решает, какой человек достоин призвания и уже пора его призвать? Этому ведь нельзя научиться. Как Вы считаете? Спасибо. О. Георгий Кочетков: Ну, во-первых, я считаю, что надо верить. Каждый христианин призван верить в Бога и в человека. Это означает, что надо верить в то, что зерно, заложенное в каждом человеке, рано или поздно прорастёт. Да, в разное время прорастает зерно, да, люди достигают при этом разного уровня, и поэтому с них разный спрос. Но прорастёт оно обязательно, если мы готовы следовать за Богом. Только в одном случае мы губим своё призвание и сходим с узкого пути - когда мы предаём Бога, когда мы предаём свою собственную совесть, когда мы предаём своих ближних, которых мы любим, несмотря на их недостатки, несмотря на их немощи, болезни, противоречия, разные точки зрения и так далее. В любом случае, быть достойным призвания - это значит быть готовым его исполнять. Хотя бы иметь искреннее желание это делать. И Господь, конечно, знает, когда человека надо призывать. Но, я думаю, что научиться исполнять призвание можно. Это зависит не только от обучения, но хорошие учителя имеют очень большое значение. А наши учителя - это, собственно, люди, которые имеют авторитет личного примера для нас. 4. Михаил О. Георгий, благословите! В Священном писании мысль о призвании является одной из главных: Авраам призывает имя Господа (Быт 12:8), Иисус призывает двенадцать учеников (Мф 10:1); Иоанн проповедует (то же слово на греч. и евр.!) покаяние (Мф 3:1). Таким образом, мы видим, что призвание человека теснейшим образом связано не только непосредственно с призыванием имени Бога (спасется всякий, кто призовет имя Господне, Деян 2:21), но и с проповедью. Тогда верно ли будет, если сказать, что одними из главных составляющих призвания человека будут являться проповедь о воскресении и пребывание в общине учеников? Не есть ли призвание человека призывать других ко Христу? О. Георгий Кочетков: Верно. По большому счёту, призвание каждого человека - призывать других ко Христу. Но, во-первых, для этого надо самим встать на этот путь, а во-вторых, надо понимать, что призвание других ко Христу не всегда означает какое-то внешнее изменение. Пойти за Христом - это не значит обрести церковную профессию, это не значит стать монахом или священником. Да, некоторые и таким образом находят свой путь ко Христу, но это совершенно не обязательно. Всякое служение, вдохновлённое благодатью Святого Духа, будет следованием за Христом, будет исполнением своего призвания. Это надо понимать, тогда мы не сузим этот вопрос, тогда призвание может осуществиться для каждого человека. 5. Наталья Кушнир Батюшка, благословите! При размышлении над этим вопросом я поняла для себя, что если Господь являет человека в этот мир, то, значит, у этого есть какой-то замысел. А значит, у каждого человека есть изначально его призвание. Но человеку нужно еще это призвание распознать, принять и исполнить. Кому-то это дается сразу, он с малых лет знает, в чем его призвание, но большинство обычно наделает кучу ошибок, прежде чем его обретет (если обретет вообще), и часто это бывает так поздно, что ни принять, ни, тем более, исполнить его сил уже нет. Скажите, как Вы считаете, что может помочь человеку увидеть свое призвание вовремя? Можем ли мы помочь в этом себе или другим, если другие того хотят, конечно. И если можем, то как? Спасибо! Наталья Кушнир О. Георгий Кочетков: Так как призвание есть у каждого человека, то всякий человек, который просто прозрел, обрёл глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, уже готов своё призвание исполнять. Можно каждого человека в любое время призывать к этому, и это будет вовремя, если он будет готов услышать нас. В этом единственная загвоздка: мы не всегда, имея глаза, видим и, имея уши, слышим. Готовность человека исполнять призвание зависит только от желания человека. Это зависит не от Бога, это зависит от нас. Наша готовность зависит от открытости нашего сердца, от нашей веры, от нашего доверия Богу и другим людям. Если человек, повторяю, имея уши, готов слышать, имея глаза, готов видеть, имея сердце, готов его открыть для Бога и ближних - это и будет главным началом к исполнению призвания. И любому человеку, какой бы позиции он ни придерживался на данный момент, всегда можно говорить о его призвании в надежде, что он захочет его именно исполнить, а не просто поговорить о нем. Информационная служба Преображенского братства |