Мы все ложимся в одну и ту же землю Беседа с прот. Павлом Адельгеймом Восшествие на крест.Иисус же говорил: Отче, прости им, ибо не знают они, что делают. (Лк 23:34) - Я из того поколения, которое может знать об истории только по рассказам. И я благодарна Богу и близким, родственникам, которые не побоялись возможного напряжения и рассказывали мне о том, что происходило на Колыме. Я с детства хорошо знала о жизни в этих краях. С одной стороны, не было иллюзий в отношении того, что строилось в нашей стране, с другой стороны, трудно было представить, как это повредило и до сих пор повреждает всю нашу жизнь. А.П. Чехов говорил о том, что нужно из себя «по капле выдавливать раба». Да, есть надежда, что путь покаяния не закрыт для нашего народа. Но для этого необходимо, как-то взглянув на прожитый скорбный путь, осмыслив его, найти, на что можно всерьез опереться. - Опереться можно на покаяние, если готовы к примирению. Те, кто перемолот, и те, кто неперемолот, и те, кто кнопки нажимал, чтобы перемалывать, - все в одной земле лежим, и трудно сказать, кто в чем виноват. В одну эпоху перемалывали одни, в другую эпоху их перемалывали другие, потом тех, что перемалывали, тоже кто-то перемалывал. И все мы ложимся в одну и ту же землю. У одного поэта есть слова: «Полистаешь наугад - всё расстрелы да застенки, от Памира до Карпат нет не выщербленной стенки. Вот и думается мне: до чего же я ничтожен, если в этакой стране до сих пор не уничтожен...» То же видим на политической карте мира. Сколько было войн! Взять хотя бы одну Европу: Франция, Германия, Россия, Италия - все воевали между собой. А какой результат? Что было, то и осталось. Все страны на своём месте. Чуть подвинулись границы здесь или там и опять вернулись на старое место. История прошла, география осталась прежней. Спрашивается: «Зачем?» Во имя личного или национального честолюбия, во имя идеологии война кормила Молоха кровью и смертью тысяч людей. Вот такая бессмыслица. Пора поставить главный вопрос о примирении, ибо только примирение может привести к покаянию. - Как могло бы произойти это примирение? - Когда Господа Иисуса Христа привели на Голгофу, положили на крест и раздались удары тяжелых молотков, пробивающих гвоздями Его руки и ноги, все ждали, что раздастся с этого креста. Обычно с крестов раздавались либо мольбы и стоны, либо проклятия. Все ожидали: что раздастся с этого креста? С креста раздалась молитва: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят». Это и есть основа примирения. Чтобы примириться, надо простить. Мы забываем о том, что Христос пришел спасти не только тех, кто Его принял, но и тех, кто Его распял. Если Он примиряется со Своими распинателями, и нам следует примириться со своими врагами. Эта христианская заповедь призывает к подвигу прощения. Без примирения Литургию служить нельзя. Первое условие Литургии: «хотяй иерей божественную службу совершити, первее примирися тя опечалившим». Так в Служебнике написано и касается каждого христианина. Вспоминая личную судьбу и национальную историю, необходимо решить болезненную проблему примирения: просить прощения и самому простить. - Часто это примирение даже внутри одного рода, одной судьбы даётся очень трудно. Кто-то из наших предков оказывается в числе перемолотых, а кто-то в числе неперемолотых... - Прощение - такой же подвиг, как и покаяние. Оба подвига являются необходимым условием примирения. У Галича есть одно замечательное стихотворение, очень трогательное1, когда лежат на соседних койках бывший заключённый и «вохровец» - его охранник. Как же им примириться? Смотрит бывший зэк в окошко: там «сынок мой по тому ль по снежочку провожает вертухаеву дочку». Примирение необходимо, ибо жизнь продолжается в будущих поколениях. И должна продолжаться не в злобе, а в любви и в ладу. - Примирение - не в забвении... - Нет, конечно. Забывать ничего не надо. Надо каяться и прощать. Беседовали члены Св.-Троицкого братства 1 ...Справа койка у стены, слева койка, Ходим вместе через день облучаться, Вертухай и бывший «номер такой-то», Вот где снова довелось повстречаться! Мы гуляем по больничному садику, Я курю, а он стоит «на атасе», Заливаем врачу-волосатику, Что здоровье - хоть с горки катайся! Погуляем полчаса с вертухаем, Притомимся и стоим отдыхаем. Точно так же мы «гуляли» с ним в Вятке, И здоровье было тоже в порядке! Справа койка у стены, слева койка, А за окнами февральская вьюга, Вертухай и бывший «номер такой-то» - Нам теперь невмоготу друг без друга, И толкуем мы о разном и ясном, О больнице и больничном начальстве, Отдаем предпочтение язвам, Помереть хотим в одночасье. Мы на пенсии теперь, на покое, Наши койки, как суда на приколе, А под ними на паркете из липы Наши тапочки, как дохлые рыбы. Спит больница, тишина, все в порядке, И сказал он, приподнявшись на локте: «Жаль я, сука, не добил тебя в Вятке, Больно ловки вы, зэка, больно ловки...» И упал он, и забулькал, заойкал, И не стало вертухая, не стало, И поплыла вертухаева койка В те моря, где ни конца, ни начала! Я простынкой вертухая накрою... Все снежок идет, снежок над Москвою, И сынок мой по тому по снежочку Провожает вертухаеву дочку... (Из стихотворения Александра Галича «Желание славы») КИФА №15(137) ноябрь 2011 года |