gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Ответы на вопросы arrow Отличается ли знание от веры. Ответы на вопросы Открытых встреч
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
10.12.2011 г.

Отличается ли знание от веры

Ответы на вопросы Открытых встреч

 - Христос говорил о приближении Царства Небесного. А сейчас насколько оно приблизилось? Какая стадия этого приближения?

Александр Михайлович Копировский, катехизатор (Св.-Андреевское братство): Христос говорил уже в начале Своей проповеди, что Царство Небесное приблизилось. А потом, после этого, когда Он ходил по Иудее со Своими учениками, сказал им однажды: «Царство Божие среди вас (или, как мы привыкли слышать по-церковнославянски, "внутрь вас") есть». И все считают, что «внутрь вас» - это значит, где-то внутри у каждого. Но на самом деле слово «внутрь» означает в переводе с церковнославянского, что оно среди вас. И Господь, конечно, имел в виду, что оно уже проявляется. Бывают ситуации, когда апостолы, сами даже еще этого не ощущая и не сознавая, находятся в Царстве, потому что они с Ним, а Он с Отцом. И вторая половина Его служения, время Его жизни на земле - это время, когда Царство Небесное все больше и больше приходит как факт, а не только возвещается как надежда...

Поэтому ответ на Ваш вопрос простой: тот, кто среди учеников Христа и со Христом, тот уже в Царстве Небесном, пусть еще и не в полноте. И если даже человек только движется по направлению к нему, то на какой он стадии этого движения, на такой стадии для него и приближение Царствия Божия.

 Если это «право-верный» человек (в том смысле, что он верен правде, ищет правду, хочет правды, старается в своей жизни правду соблюдать) и при этом верит в Единого Бога, то он, как сказал Христос, «недалеко от Царства». Можно сказать - совсем близко. Если же он обращается ко Христу, то он уже, что называется, «одной ногой» там. А входя в Церковь, человек начинает непосредственно приобщаться к этому Царству.

 

- Почему христиане воюют против других?

Владимир Иванович Якунцев, катехизатор (Св.-Сергиевское братство): Если где-то христиане воюют против каких-то людей, то возникает большое сомнение - христиане ли они. Господь, как известно, дает силу побеждать «всяких змей, скорпионов и всякую силу вражию», т.е. воевать против зла, греха, против смерти, но не против людей. К сожалению, многие люди, которые называли себя христианами в истории, об этом забывали.

АМК: Когда христиане ведут войну с оружием в руках, то они всегда это делают от имени определенного государства. Но даже если такое государство именует себя христианским, это не значит, что его Бог признал христианским. И поэтому христиане практически всегда воюют за государственные цели, даже если они это называют «за Веру, Царя и Отечество». Прот. Всеволод Шпиллер говорил, что у нас канонизировано много святителей, преподобных и т.д., но князей очень мало, единицы. И еще: что христианин, идущий на войну, должен рассуждать примерно так: «Война - ужас, война - грех. Но, вот - надо воевать...» Потому что ты в этой стране живешь, а она воюет. Ты вместе с ней воюешь, но это всегда ужас и грех. Вот и все.

Не надо к тому же забывать, что христианин, убивший кого-то на войне (даже освободительной), в виде церковной «награды» отлучался от Церкви на меньшее число лет, чем если бы он был просто убийцей - на пять, а за вольное убийство - на пятнадцать и больше.

ВИЯ: Видимо, вопрос продиктован противоречием между Евангелием и такими вещами, как стремление освящать боеголовки. Важно понимать, что в церкви эти вещи дискутируются, ведь вся церковь не поддерживает практику такого освящения.

 

- Отличается ли знание от веры? Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, что его знакомый священник говорил так: «я все понимаю, знаю, но не верю». А я вот читаю Евангелие и думаю: я понимаю, знаю, мне кажется, что верю. Но так ли это?

ВИЯ: Знание от веры отличается кардинально. Дело в том, что знание человека никогда не обязывает к определенному действию, хотя накладывает на человека, что-то знающего, конечно, какую-то ответственность. А вера всегда приводит к действию. И в каком-то смысле разговор о том, что вера и жизнь могут, например, противоречить друг другу, не имеет смысла, потому что на самом деле жизнь человека всегда выявляет его реальную веру. Всегда. Жизнь человека всегда показывает, во что он реально верит, и по-другому не бывает.

Другое дело, что вера часто понимается как вероучение, как некоторое убеждение и как некоторая идеология. Тогда она просто превращается в знание, но верой уже не является. В таком случае можно говорить о мертвой вере. Итак, вера - это то, из чего человек исходит в своем действии, в своих целях, в своих приоритетах в жизни, в первую очередь в нравственных.

 

- Покаяние подразумевает прощение или это не связанные напрямую вещи?

ВИЯ: Покаяние неразрывно связано с прощением, потому что покаяние связано с изменением сердца. И сердце, если в нем действительно есть покаяние, меняется всегда в определенную сторону, в сторону того, чтобы возвещать любовь Божию, ее являть, приносить плоды этой любви. И поэтому, если нет покаяния, то человек и других простить не может, и принять прощение от Бога не может. Это и Евангелие подтверждает. Есть знаменитая притча о немилосердном заимодавце, где Христос как раз говорит о том, что если человек не прощает долг своему другу, он не может удержать плоды милости Божьей.

АМК: Первый плод покаяния, может быть, - прощение другого. Если человек не может простить другого, то как могут ему простить? Он начинает мучиться сам, но это мучение бесплодно. Как сказал один монах, «есть мученики и у сатаны». Дай Бог, чтобы такой человек сам, когда мучается, хотя бы не делал греха. Но это, видимо, максимум.

Важно понимать, что мы подразумеваем под прощением. Помните, в «Братьях Карамазовых» лукавый вопрос Ивана Алеше о Царствии Небесном: генерал, который спустил на мальчика собак, и они разорвали его до смерти, и мать мальчика в Царстве Небесном обнимутся? и скажут: прав Ты, Господи, ибо открылись суды Твои? Или генерала расстрелять? Алеша отвечает: расстрелять. Он не говорит, что генерала простить нельзя, но разговор о его прощении в этом случае закрывает.

Что значит «не простить»? Желать, чтобы человека, сделавшего откровенное зло, разорвало в клочья? «Жена его да будет вдовою, дети - сиротами»? Или просто назвать злое дело или злого человека злым, чтобы прощение не обернулось лукавым прикрытием зла? В первом случае вопрос о прощении не ставится, но во втором оно не исключено.

 

- А была бы вообще история, если бы все приняли Христа?

ВИЯ: Была бы, но она была бы совсем другая.

Гравюра Густава Доре
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12:1). Гравюра Густава Доре
 

КИФА №15(137) ноябрь 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!