Православный взгляд на проблемы и достоинства альфа-курса 2 сентября 2006 года в помещении Свято-Филаретовского института прошел семинар под названием «Альфа-курс в контексте православной миссионерско-катехизаторской традиции». В нем участвовало пятьдесят семь человек, в т.ч. представители Российского альфа-офиса и Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Итоги семинара кратко можно сформулировать следующим образом1 . 1. Альфа-курс - известная современная система предоглашения, родившаяся в конце 80-х годов прошлого века в англиканской церкви - заслуживает к себе отношения как к дару Божьему, следовательно, как к тому, что может человеком быть воспринято однажды, что нельзя тиражировать, как, впрочем, и всякий подлинный опыт оглашения и предоглашения. 2. Самой главной и исходной проблемой в опыте альфа-курса являются случаи смешения разных этапов благодатной жизни человека, вследствие чего возникает довольно эклектичная, с точки зрения православной миссионерско-катехизаторской традиции, практика. Учение о разных периодах благодатной жизни, основанное на Священном писании и писаниях св. отцов, мы можем почерпнуть, к счастью, во многих источниках. В наиболее сжатом (хотя, может быть, и в довольно схематизированном) виде мы можем найти его в известной книге свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению». Для того, чтобы выразить это учение, свт. Феофан, в частности, прибегает к евангельской притче о блудном сыне (Лк 15:11-32)2 . Анализируя ее, он обращает внимание на то, что возвращение блудного сына к отцу имеет несколько внутренних этапов: а) «И придя в себя ...» (ст. 17); б) «... Он сказал: «у скольких работников отца моего хлеб в изобилии, а я здесь погибаю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном; поступи со мной, как с любым из твоих работников» (ст. 17, 18); в) «И он встал и пошел к отцу своему» (ст. 20); г) «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и побежав, пал на шею ему и поцеловал его. И сказал ему сын: «отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном». И сказал отец рабам своим: «скорее достаньте лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите нашего откормленного теленка, заколите, будем есть и веселиться, ибо этот сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться» (ст. 20-24). Ни один из этих этапов, по мысли свт. Феофана, ни в коем случае не может быть назван формальным и каждый из них, предполагая остальные, обязательно присутствует в личной истории каждого христианина, связан с определенными внутренними и внешними событиями в его жизни. Так, первый и второй этапы - обращение (в целом) - связан с пробуждением, поиском, глубоким размышлением-воспоминанием своего Отечества и принятием решения о возвращении. Все это может произойти и происходит благодаря Божьему действию через те или иные знамения (чудеса), пробуждение совести, «чрезвычайный» (как его называет свт. Феофан) благодатный опыт («благодатное возбуждение»)3 и, главное, проповедь слова Божьего. Третий этап связан с тем, что человек самим делом доказывает реальность своего решения, уходя из далекой и чужой, хотя и льстящей возможностью своеволия, страны. Четвертый этап связан с тем, что человек, хотя он еще и далеко, исповедует вышедшему ему навстречу Богу свой грех (покаяние), удостаивается новой одежды, перстня и обуви (крещение и миропомазание), а потом, уже как сын, соучаствует в трапезе в доме отца (евхаристия). Т.о., последний этап самим делом выявляет, что умерший сын ожил, и поставляет его в этом качестве. Т.е. здесь речь идет, и это очень важно, не просто о некоем изменении мыслей и направления воли, а о перерождении человека, его возрождении, изменении его природы и онтологического статуса («... Если кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, вот наступило новое» (2Кор5:17); «Как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному»4 ). Как первый и второй этапы, так и последующие связаны с действием Божьим в жизни человека и невозможны без него. Но они также и связаны с действием Церкви, которая призвана помогать как Богу, так и человеку в его обращении, возвращении и возрождении. Именно отсюда и родилась православная миссионерско-катехизаторская традиция. Исходя из нее, альфа-курс узнается, является и должен являться (по своему замыслу5 ) формой и опытом, соотносимым с первым и вторым этапом - обращения и принятия решения. Т.е. с этапом миссии и предоглашения, как он обозначается вышеназванной традицией. Но, исходя из нее же, в них (т.е. миссии и предоглашении), в их учительной, молитвенной и деятельной частях, не должно быть того, что свойственно другим этапам. Иначе вместо помощи мы, хотя и невольно, искусственно обременяем как Бога, так и обратившегося человека, и если не сразу, то впоследствии затрудним им путь навстречу друг другу. Именно отсюда, из этой «точки» исходят основные вопросы к альфа-курсу. Практически все случаи смешения в учении и практике альфа-курса заключаются в том, что духовный опыт миссии и предоглашения - с его знамениями Царства, яркими и безусловными благодатными состояниями, радостью от обретения пути и веры и желанием немедленно делиться ей - воспринимается как последний (т.е. четвертый в приведенном выше исчислении) - как этап вступления в Христов Завет, крещения Духом и рождения свыше. Дело в том, что в описании самого опыта, в т.ч. того, что происходит с людьми в течение альфа-курса, мы без труда узнаем опыт миссии и предоглашения, но учение и практика альфы - по нашему мнению - часто, как было уже сказано, обременяют его. Так, с этой точки зрения, «лишними» а значит, в этом смысле и вредными, являются: - в учительной части отождествление действия призывающей благодати, состояния «исполнения Духом» с рождением свыше6; - следовательно, отождествление знамений Царства (чудес и др. явлений Божьей силы) с дарами Духа, даваемыми членам новозаветной Церкви (это проявляется в уравнивании крещения апостолов, Корнилия, двенадцати верующих в Ефесе (Новый Завет) с действием Духа в Ветхом Завете: на Божью Матерь во время Благовещения, на Иоанна Крестителя и т.д.7, в использовании «в ряд», одновременно, как синоптиков, так и евангелия от Иоанна и посланий8 , в глоссолалии9 и т.п.); - опора в нескольких беседах на тринитологию да и вообще затрагивание догматической проблематики10; - попытка изъяснять молитву «Отче наш»11, а тем более крещение и евхаристию12 (искусственность проявляется в том, что молитва Господня передавалась только ученикам, а невозможность передать опыт таинств в это время очевидна: авторы хотят избежать магии и редуцируют таинства до обряда13, закладывая «мину» на будущее; например, вот как определяется водное крещение: «Водное крещение - это видимый знак того, что человек стал членом церкви. Оно означает...»14, а не являет саму реальность); - попытка вводить новообращенных в пространство аскетического делания (дьявол, духовная брань, помыслы и т.д.)15; - в молитвенно-литургической части отождествление молитвы спасения и исповеди за всю жизнь, начинающей заключительный этап воцерковления (включающей отречение от сатаны и сочетание со Христом)16; - причастие на уик-энде17; - молитва друг за друга18 (что возможно, исходя из нашей древней традиции, только после покаяния за всю жизнь); - в деятельной части: слишком сильное сужение «объема» знамений Царства до исцелений (православный опыт говорит о том, что знамения Царства, место которым особо на предоглашении19, могут быть многоразличными; когда их слишком конкретизируют, то есть опасность совершить насилие над Богом и человеком)20; - неясность духовной и церковной перспективы закончивших альфа-курс; создается впечатление незаинтересованности ведущих альфа-курса и окончивших его в продолжении оглашения, предполагается, что для этого достаточно ординарной жизни на приходе. Предоглашение должно выводить на оглашение, оглашение должно вести в полноту церковной жизни. Этот импульс недостаточен в альфа-курсе. Альфа-курс может, к сожалению, существовать сам по себе. В чем причина этого смешения? На наш взгляд в неточной богословской позиции21, согласно которой Святой Дух во времена Ветхого Завета приходил к «конкретным людям в конкретное время для конкретной цели»22, а в Новом Завете «...обещано это не только каким-то определенным людям, которые должны выполнить установленные задачи в конкретное время, но всем до единого»23. Т.о. разница только как бы «количественная». Такое понимание подтверждается и методикой, и практикой альфа-курса, и критериями, которые выдвигаются, в конце концов, для определения того, кто такой христианин24. Свящ. Георгий Кочетков совершает крещение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках в Великую Субботу. 1994 г. С православной точки зрения огонь Пятидесятницы уникален и беспрецедентен. И его уникальность не в том, что этот огонь излился на всех (скорее ровно наоборот), а в том, что в этот момент рождается совершенно новая реальность как в космическом, так и человеческом измерении. Это пространство, где каждый меньший больше самого лучшего из рожденных женами25. И критерием, что человек вошел в него, является, в первую очередь, не то, что душа и дух его ликуют (вследствие чего при злонамерении можно назвать его «пьяным»26), а то, что он, насколько можно исправив свою жизнь (первый ответ Христа богатому юноше27), продав и оставив все (ап. Петр: «вот мы оставили все и последовали за Тобой...»28), возымев решимость взять свой крест до конца, обрел дар Духа, определивший его целожизненное и конкретное призвание в Церкви и мире. Последний вопрос: что делать с этими смешениями? Устранить их, т.е. провести богословско-практическую проработку, и облегчить людям путь. От этого альфа-курс только выиграет. Более того, станет действительно не узко конфессиональным. 3. Богословско-практическая проработка альфа-курса должна учитывать бесспорные положительные находки его авторов. В частности, этот курс позволяет незаметно для человека ввести его в живую церковную среду. Сам курс может быть увиден как некоторый удачный шаблон, как форма общения, а наполнять ее можно по-разному. Например, последние темы позволяют пережить не крещение Святым Духом, а некоторый молитвенный и общинный опыт. По сути, это и логичное завершение для человека, который уже готов подойти к какой-то черте, брать какую-то ответственность, т.е. идти, например, на оглашение. Важно, что форма альфа-курса - очень динамичная, хорошо приспособлена к современной, особенно молодежной, культуре. Хотя она должна быть и более универсальной, если говорить о ней всерьез как о предоглашении. 4. Альфа-курс, при условии церковной ответственности в его проведении и устранения недостатков богословско-практического характера, может стать источником обновления приходов в РПЦ, способом массового и быстрого первоначального просвещения народа (вопрос времени и массовости, указывалось на семинаре, сейчас совсем не последний). Смело начиная с молитвы, давая слово всем новопришедшим, альфа-курс помогает быстро налаживать горизонтальные связи, что точно отражает парадигму миссионерского поведения. Это можно распространять. Хотя практически это представляется очень трудным, ведь характер жизни подавляющего числа приходов в нашей церкви прямо противоположен тому, на чем стоит альфа-курс: на открытости, доверии к человеку и заинтересованности в нем. Итак, все начинание с альфа-курсом в нашей церкви на сегодня зависит от того, есть ли ответственные церковные руководители у этого проекта. Кто и как может и должен вести предоглашение, а, в частности, альфа-курс, станет, возможно, темой следующего семинара. Материал подготовлен Владимиром ЯКУНЦЕВЫМ ---------------------------------- 1 Подробный протокол семинара можно запросить в методическом центре по миссии и катехизации при СФИ. 2 Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению (краткий очерк аскетики). Афонский Русский Пантелеимонов монастыря. Изд. 8-е. М., 1899. С. 80 3 Его подробное описание см.: там же, СС. 126-129 4 Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению (краткий очерк аскетики). Афонский Русский Пантелеимонов монастыря. Изд. 8-е. М., 1899. С. 18 5 Н. Гамбл. Рассказывая другим. М.: Российский Альфа офис, 2002. С. 8 6 Там же, СС. 18-19, СС. 31-36, с. 57. Например выражение: «Она стала христианкой во время уик-энда...» (там же, с. 87). См. также: Н. Гамбл. Альфа. Вопросы жизни. Пер. с английского под ред. Н.Л. Трауберг. М.: «Святигор-Пресс», 2004. С. 170 7 См. там же, СС. 26-29, 30 8 Там же, с. 28. Например, на уик-энде читаются Ин 15 и 1Кор 12; 1-11 9 Н. Гамбл. Альфа. Вопросы жизни. Пер. с английского под ред. Н.Л. Трауберг. М.: «Святигор-Пресс», 2004. С. 162. Глоссолалия понимается как мелизматическое пение («Польза их [языков - В.Я.] в том, что они помогают преодолеть ограниченность человеческой речи»). 10 Там же, СС. 29, 61, 90-93, 124, 256. Несвоевременной является, по-нашему, и вся тема «Кто такой Дух Святой?». Во время предоглашения человек должен научаться слушать свою совесть, а в теме «Как Бог ведет нас?» говорится о том, чтобы человек слушал Духа (причем ранее, чем он научился слушаться совета «святых»). 11 Там же, СС. 99-103, 12 Там же, СС. 225, 236-237 13 Не случайно после хлебопреломления опять призывается Дух Святой (Н. Гамбл. Рассказывая другим. М.: Российский Альфа офис, 2002. С. 131) 14 Н. Гамбл. Альфа. Вопросы жизни. Пер. с английского под ред. Н.Л. Трауберг. М.: «Святигор-Пресс», 2004. С. 225 15 Т.е. нужно говорить о сложностях на духовном пути, даже необходимо, но демоническая реальность для новообращенного, как правило, вещь подавляющая (даже если убеждать, что дьявол уже побежден). Ведь в самой его жизни еще много демонического, темного. В этом смысле оправдано ли присутствие всей этой темы? Хотя такой «вопрос жизни» существует, но не на все вопросы нужно сразу отвечать. Метод «вопросов жизни» прекрасен, но он имеет границы в своем применении. 16 Н. Гамбл. Рассказывая другим. М.: Российский Альфа офис, 2002. С. 124 17 Там же, СС. 129-131 18 Там же, с. 94 19 «Тогда сказал ему Иисус: если знамений и чудес не увидите, вы не уверуете» (Ин 4, 48) 20 Н. Гамбл. Альфа. Вопросы жизни. Пер. с английского под ред. Н.Л. Трауберг. М.: «Святигор-Пресс», 2004. СС. 205-222. Также: Н. Гамбл. Рассказывая другим. М.: Российский Альфа офис, 2002. С. 131-132 21 Ярче всего эта позиция выражена в беседе «Кто такой Святой Дух?» (см.: Н. Гамбл. Альфа. Вопросы жизни. Пер. с английского под ред. Н.Л. Трауберг. М.: «Святигор-Пресс», 2004. СС. 123-136) 22 Там же, с. 126
23 Там же, с. 131
24 Н. Гамбл. Рассказывая другим. М.: Российский Альфа офис, 2002. СС. 105, 111
25 Мф 11, 11
26 Деян 2, 13
27 Мф 19, 16-22
28 Мф 19, 27-29 КИФА №18(56) ноябрь 2006 года |