Тайна, которой мы можем поделиться с каждым человеком Проповедь свящ. Георгия Кочеткова после чтения Евангелия на литургии в день памяти св. ап. Иоанна Богослова (Ин 19:25-27; 21:24-25) Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов Византия, XIV в. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Сегодня замечательный воскресный день - день, в который мы всегда прославляем Христа Воскресшего, - совпадает с праздником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Именно поэтому наряду с воскресным чтением сегодня читалось Евангелие, которое говорит нам о самом главном из того, что случилось в жизни святого апостола Иоанна. Святой апостол Иоанн Богослов был апостолом Любви. И в то же время Сам Христос назвал его вместе с его братом «сыном грома», то есть громовержцем. Это интересное сочетание! С одной стороны, апостол Любви (а для нас любовь - это что-то мягкое, горячее, приятное), а с другой - громовержец, сын грома, т.е. имеется в виду что-то порывистое, может быть, резкое, даже опасное. Сочетается ли одно с другим? Иногда да, а иногда нет. В святом апостоле Иоанне это сочеталось. Он был человеком горячей любви - не просто утешительной, той, которую нужно проявлять к болящим, которую мы называем милосердной... Да, в жизни обязательно должно быть место для милосердной любви, потому что в этом мире так мало милосердия, когда любят другого человека не потому, что он вам что-то хорошее сделал, или сказал, или пообещал, а просто ни за что, только потому, что он образ Божий, как всякий человек. Но есть любовь другая, горячая, творческая, которая, также будучи даром Божьим, посылает другим людям дары благодати. Для того, чтобы нам свидетельствовать о воскресшем Христе, нам нужна в первую очередь любовь горячая, личностная, та, что была у апостола Иоанна Богослова. Потому что люди нас не услышат, если мы проникнемся только милосердной любовью, но не будем иметь любви горячей, или, как называют её богословы, восходящей к Богу. Есть нисходящая, каритативная, милосердная любовь - а есть восходящая, как у Иоанна Богослова. И то, и другое нужно, дорогие братья и сестры! Мы хотим, чтобы люди вокруг нас наполнялись любовью, если в нас самих эта любовь есть. Православная церковь - что признается во всем мире всеми, и католиками, и протестантами, - является церковью Любви, церковью Иоанна Богослова, во-первых, по высоте своего богословия, а во-вторых, по дару этой Любви. И как часто, дорогие братья и сестры, мы бываем недостаточно хорошими православными! Почему? Не потому, что мы мало знаем, не потому, что нас, может быть, не учили с детства вере, не потому, что мы мало книжек прочли. Это вещи всё относительные. Хорошо, когда это есть, но когда нет - еще не так страшно. Мы бываем не очень хорошими православными только тогда, когда нам не хватает любви, такой, какая была у святого апостола Иоанна. Что сейчас мы слышали в Евангелии? Очень короткий рассказ, в котором содержится два маленьких отрывка из последних глав Евангелия от Иоанна, прежде всего о том, как предстоят перед Христом Спасителем, распятым на кресте, в самый страшный, самый тяжелый момент Его жизни Богоматерь и апостол Иоанн. Другие апостолы испугались и убежали. Они почувствовали опасность и ужас. Они не смогли стоять у креста. В наших православных храмах мы очень часто видим икону Распятия, и там всегда предстоят Богоматерь и святой апостол Иоанн. Что происходит в этот момент? О чем нам говорит эта икона и этот евангельский текст? Они говорят о том, что Господь наш увидел Матерь Свою и ученика, которого Он особенно любил, стоящего близко, и сказал Своей Матери: «Жено (женщина), вот сын твой». И тут же сказал ученику: «Вот матерь твоя». Эти люди любили Его всем сердцем, без остатка, и вот они остаются без Него... И Господь соединяет их, соединяет Своей Любовью. Он их роднит. По церковному преданию, после этих слов евангелист Иоанн взял к себе Деву Марию, Матерь Божью, и они жили в Эфесе, и очень долго были в центре местной церкви, которая и стала носительницей традиции, идущей от апостола Иоанна Богослова. Но слова Господа - это не просто желание поддержать тех, кто остается во внешнем одиночестве, без самого любимого ими на свете человека (как они, может быть, воспринимали еще тогда нашего Господа). Многие люди, которые размышляли над этим коротким, но непростым текстом, не без основания утверждают, что именно в этот момент совершилось зарождение Церкви, потому что соединились люди, которые не были близкими по крови. Они не были родственниками, они были совсем разными по возрасту, по внешнему положению, по образованию. Но они соединились в Христовой Любви. Так и мы сюда приходим: многие ли родственники друг другу? И друг друга, может быть, плохо знаем, часто не знаем даже, как кого зовут. Кого-то уже знаем, слава Богу, но кого-то пока не знаем. Приходят сюда новые люди, и мы располагаем своё сердце к тому, чтобы принять каждого человека, приходящего к Богу, с любовью. Мы готовы поделиться с ним своим даром веры, даром любви и даром надежды. И когда мы располагаем сердце таким образом, снова свершается Тайна Любви, как тогда на Голгофе за несколько мгновений до смерти нашего Господа. Нас иногда спрашивают наши родные и близкие, когда мы возвращаемся из храма: ну что вы там делали? Может быть, и не надо было ходить-то? Дел много: надо сделать и то, и это... И нам нужно всегда быть готовыми ответить на такие вопросы наших близких. Нам нужно уметь им рассказать о том, что мы здесь с вами делаем, зачем мы тратим столько часов каждую неделю, что происходит, когда мы собираемся вместе. Здесь совершается Тайна Любви! Для этого нет никаких внешних эффектных форм выражения. Но вот мы постояли здесь и помолились одним сердцем, одной душой, и Тайна Любви стала раскрываться. Та Тайна, которой мы можем поделиться с каждым человеком, начиная со своих домашних, близких, друзей, знакомых. Будем же, дорогие братья и сестры, помнить, зачем мы собираемся всегда вместе. Не только чтобы получить помощь свыше, не только для того, чтобы исцелились наши душевные и духовные раны, чтобы нам легче было жить в этом, иногда ужасном, мире, а для того, чтобы напитаться Любовью, чтобы быть настоящей Церковью Христовой Любви, той Любви, которую больше всех других учеников и апостолов воспринял празднуемый нами сегодня святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Аминь. Приход Всех святых, г. Лиссабон, 9 октября 2011 г. КИФА №14(136) ноябрь 2011 года |