gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.11.2011 г.

Невозможно свидетельствовать о том, что написано в Евангелии, если это не имеет к тебе никакого отношения

Интервью с Хайми Суэзом, членом прихода Пресвятой Богородицы в Сантьяго

Хайми Суэз- Хайми, что приводит молодых людей в церковь? И что это за люди?

- Я бы назвал несколько причин, по которым современные люди приходят в церковь. Одна, очень важная, в том, что в современном обществе трудно найти ответ на вопрос о смысле жизни. Например, в первобытнообщинном строе человек идентифицировал себя как часть группы людей, и принадлежность к ней во многом придавала значение его жизни. Во времена классового строя люди определяли себя как представителей класса. То же самое было, скажем, при коммунизме. Я сейчас не говорю о том, хорошо это или плохо, но у людей было представление о смысле жизни и оно было связано с принадлежностью к некой общности.

Что происходит сегодня? Общество абсолютно обезличено. Оно слишком большое. Людей ничто не объединяет. Мы все как шестеренки в большом часовом механизме. Все-таки раньше между людьми было общение, и психологически было ощущение общности, которое придавало жизни смысл и цель. Люди умирали от болезней, голода и войны, но не от потери смысла жизни. Сейчас мы наблюдаем обратное: у людей есть что пить, что есть, во что одеться, есть комфортные условия жизни, в современных странах нет кровопролитных войн, болезни можно лечить, но сами люди абсолютно потеряны, они ни в чем не видят смысла. Мир слишком индивидуализирован, людей в обществе ничто не объединяет, они идентифицируют и соотносят себя только с собой. Именно поэтому такое развитие и такой успех получает психология. Ницше говорит, что люди не находят в мире ответы на насущные вопросы, что мир не отвечает на вопрос о смысле жизни. А Хайдеггер говорит, что люди не ставят перед собой подобных вопросов, ища только пользы. Но такое мышление приводит к опустошению, и из-за этого многие люди стали приходить в церковь в поисках смысла, истины.

На Пасху мы принимаем в церковь людей, которые раньше не верили в Бога. Эти молодые люди лет двадцати пяти - тридцати ищут смысла, ищут правды и обретают их в православной церкви. Они впервые приходят в храм еще неверующими, но потом начинают общаться друг с другом и обретают веру, видят, что церковь - это гораздо больше, чем просто институт, это сообщество, сокрытое внутри нашего безличностного общества. Конечно, в мире существует множество сообществ. Например, может быть общество любителей птиц, члены которого объединены тем, что они любят птиц, они будут собираться, у них будут общие интересы. Но в Церковь нас собирает Христос. И это совсем другое. В общем, многие люди приходят в церковь в поисках смысла жизни.

Кроме того, в нашей стране, где православная церковь в меньшинстве, некоторые люди приходят из других христианских конфессий, находя в православии более древнюю традицию, чем в католической или протестантских церквях.

- Но как церковь может ответить на вопросы, которые приводят людей в нее? Например, в России в 1990-е годы, после падения коммунистического режима, у людей была жажда духовной жизни, но церковь была так разрушена за время советской власти, что не была готова ответить на их вопросы и принять их.

- Я думаю, что церковь прежде всего должна всегда возвращаться к своим истокам и свидетельствовать об истинности Евангелия изнутри своей традиции.

Тема моей диссертации по менеджменту (она посвящена устроению жизни на приходе) связана с этим вопросом. Я исходил из того, что приход - это ядро церковной жизни, то место, куда люди приходят молиться, совершать Евхаристию, где они встречаются с Богом и друг с другом. Конечно, церковь включает в себя и структуру, и организацию, но главное - это люди, собранные вместе, которые становятся единой общиной, особенно через совершение Евхаристии, когда они соединяются в Тело Христово.

Кроме того, приход - это место, где неверующий человек может приобщиться к опыту христианской жизни. И эта жизнь должна определенным образом поддерживаться. Я общался с людьми из различных приходов и выявил пять необходимых аспектов этой жизни. Я ничего нового не изобрел, это просто некоторый вывод из моих наблюдений.

Первый и центральный пункт - это литургическая жизнь. Без этого мы перестанем быть церковью. Это все богослужения: литургия, утреня, вечерня, а также исповеди, браки, панихиды. Во многих странах, находившихся под властью режимов, церковь сохранилась благодаря литургической жизни. Духовное образование и традиция были уничтожены, но литургическая жизнь сохранялась. Богослужение - это то, что никогда не уходило из жизни церкви, это то, что церковь совершала всегда. Мы находим Христа в общении, в молитве, во встречах с другими людьми, когда мы вместе молимся и причащаемся.

- Вы называете­ литургическую жизнь приоритетным направлением. Означает ли это, что в этой области есть какие-то проблемы в православной церкви в Чили?

- Например, в некоторых храмах служат только литургию по воскресеньям - и все. Но крещение, исповедь - это тоже часть литургической жизни. Необходимо также служить утреню, вечерню и поддерживать внебогослужебную жизнь. Иначе у человека создается впечатление, что церковная жизнь сводится к тому, чтобы раз в неделю ходить на литургию. Поэтому важно заботиться о литургической жизни, но если говорить о проблемах, то я бы перешел к остальным четырем пунктам, которые в каком-то смысле служат поддержкой для литургической жизни, повышая ее качество.

Второй аспект, к которому я перехожу, - это духовное образование. Невозможно полноценно участвовать в литургии, не понимая ее смысла. Нужно понимать, почему мы молимся, зачем в храме иконы, почему нужно искать в другом человеке образ Христа. В православной традиции сокрыты огромные сокровища. И чем больше люди узнают традицию, тем больше они начинают любить Церковь.

Многие проблемы в церкви, в отношениях между церквями и между отдельными людьми связаны с тем, что они не знают традицию. То, что кажется очевидным одним, не очевидно для других. В церкви сосуществует множество второстепенных местных традиций, но зачастую они подменяют собой Традицию с большой буквы.

Думаю, здесь также важно иметь терпение. Очень многие проблемы в церкви связаны с непросвещенностью, в том числе тех людей, которые призваны быть в ней старшими, на которых лежит большая ответственность. Образование поможет людям сильнее полюбить Традицию, узнавая ее изнутри. Если Бог дал нам не только сердце, но и ум, то значит, Он дал нам его, чтобы мы им пользовались.

Третий пункт - дружество, братские отношения. Приход должен стать для людей семьей, а священник - духовным отцом. И эта семья должна быть собрана вокруг Христа. Также этим людям нужны общие дела, в которых эти братские, дружеские связи могли бы рождаться и укрепляться. Именно это общение и забота друг о друге должны стать главным предметом духовного образования и практики церковной жизни.

Также в задачу просвещения можно условно включить миссию - как духовное образование, ориентированное на неверующих людей. Мы ведь призваны делиться нашей верой с другими.

Четвертый пункт - служение. Если мы члены одной церковной семьи, то мы должны вкладываться в нее. И не только деньгами, но и временем. Думаю, большие приходы должны быть в каком-то смысле подобны волонтерским организациям, помогающим людям найти себе дело и организовать свое время. Так будет делаться то, что нужно церкви, и каждый человек в ней сможет почувствовать себя востребованным, не терять время впустую.

У нас на приходе эти вещи каким-то образом налажены, но я не могу сказать, что все проблемы решены. Да, есть некоторое духовное образование, есть братский дух и люди ощущают приход как свою семью, которой они хотят служить и помогать друг другу. Но главная проблема в том, что часто ни они сами, ни даже священник не знают, какое служение, какую ответственность они могли бы на себя взять.

Конечно, есть служение бедным, больным, заключенным - это прямая заповедь Христа. Ведь если у нас есть любовь между собой, духовное образование, братские отношения - но мы не служим людям, то это значит, что мы не совсем христиане, мы в противоречии с тем, чему научены, потому что центр духовного образования - это любовь к людям, которые в этой в любви нуждаются.

- Да, но, как Вы сами уже сказали, главный источник страданий современных людей не в голоде и недостатке каких-то вещей (хотя это не значит, что в обществе нет голодных и нищих), но в отсутствии смысла?

- Да, и когда ты узнаешь о церкви, входишь в церковь, ты обретаешь оправдание и смысл своей жизни. Когда ты - член общины, ты не чувствуешь себя потерянным в безличном мире, ты находишь свое место, лучшее место - потому что здесь ты с Богом.

- Но обрести эту христианскую жизнь - это ведь некоторый путь?..

- Да, и это пятый пункт - свидетельствовать. Потому что ты не можешь просто приберечь сокровище веры для себя. Свидетельство включает в себя и обличение неправды, в том числе той, что присутствует в обществе, например, гомосексуализма. Общество нуждается в том, чтобы услышать, что это плохо. Когда эта правда звучит - это проявление любви.

Важно проповедовать Евангельское слово. Евангелие от Матфея заканчивается словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века» (Мф 28:19-20). Но невозможно свидетельствовать о том, что написано в Евангелии, если это не имеет к тебе никакого отношения. Такому свидетельству просто никто не поверит. Поэтому чтобы такое свидетельство могло состояться, в приходах должна быть нормальная церковная жизнь. В Евангелии сказано: «По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). Поэтому наши братские взаимоотношения также влияют на то, как люди будут приходить в церковь. Как могут любить других те, кто не любит друг друга? Плохие люди не могут учить хорошим вещам. В конце концов, мы будем судимы по плодам, а плод жизни не в том, сколько людей ты привел в церковь, но в том, какое у тебя сердце.

- Удается ли устроить жизнь на этих началах в вашем приходе?

- Лет 7-8 назад, когда я еще не был в церкви, наш священник провел анкетирование прихожан по элементарным вопросам о христианстве с вариантами ответа. Оно показало, что многие люди, называющие себя православными, ничего о православии не знают. И я думаю, созданию братских отношений в приходе послужило духовное образование. Люди начали понимать, в чем состоит православная вера и чего от них хочет Бог, стали узнавать друг друга. Но главное - они стали больше любить Традицию, Церковь, Бога, а потому - друг друга. Сейчас мы находимся на этом этапе. Мы также навещаем детей-сирот, стариков. Но что касается свидетельства, здесь еще есть над чем потрудиться. Если получится объединить людей, это позволит очень много сделать в церкви. Но это, конечно, требует больших усилий. 

Беседовала София Андросенко

Беседа состоялась во время Международного молодежного фестиваля, организованного Всемирным православным братством «Синдесмос».

Фото Даниэлы Бердан

КИФА №14(136) ноябрь 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!