О Богомудром святителе - языком светской книжной серии Попытался рассказать автор посвященной святителю Филарету книги из серии ЖЗЛ В серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) вышла книга с биографией митрополита Филарета (Дроздова), возглавлявшего московскую кафедру на протяжении 46 лет, с 1821 по 1867 гг. На долю святителя выпало управлять Русской церковью, по словам прот. Виталия Борового, в «смутное, тяжелое время, полное противоречий». То же самое можно сказать и о книге, посвященной митр. Филарету, а также и о времени, в котором живем и мы. Читая книгу «Филарет Московский», понимаешь, что перед автором, Александром Сегенем, известным нам по роману «Поп» и сценарию к одноименному фильму, стояла нелегкая задача. С одной стороны, его книга светская, потому что серия ЖЗЛ создавалась 120 лет назад для того, чтобы «увековечить память о личностях, оставивших наиболее значимый след в мировой истории и культуре», и предназначена она для широкого круга читателей, в том числе и для людей совсем нецерковных и неверующих. С другой стороны, нельзя писать о человеке, который жил в мире, но был не от мира, действительно по совести следуя монашеским и вообще христианским обетам, только в тоне светской биографии, не затрагивая тем, важных для церкви. Нельзя сказать, что автору удалось справиться с этой заданной изначально раздвоенностью. Впрочем, это не столько его вина, сколько проблема нашего времени, в которое разучились говорить о церкви церковным языком. Как признается А. Сегень, к митр. Филарету его привел Пушкин, вернее, осмысление трех стихотворений: пушкинского «Дар напрасный, дар случайный...», филаретовского ответа на него: «Не напрасно, не случайно» и снова пушкинского «В часы забав иль праздной скуки». Вторым поводом для изучения жизни владыки стала икона архимандрита Зинона, на которой иконописец смело изобразил Пушкина с лирой с одной стороны и уже прославленного Русской церковью митр. Филарета с Библией - с другой, тем самым показав образ служения этих двух великих людей XIX века. Третьим стимулом, по всей видимости, решающим для написания книги, стало напутствие руководителя Синодального издательского отдела митр. Калужского и Боровского Климента, полученное при вручении премии за книгу «Поп» на конкурсе «Просвещение через книгу»: «Ну вот, теперь о святителе Филарете напишите». Поскольку в некотором смысле книга «заказная», понятны время от времени встречающиеся в ней пафосные обертоны. Впрочем, книга «Митрополит Филарет» ценна тем, что автор очень подробно рассказывает в ней об эпохе митр. Филарета - времени, насыщенном для России многими важными событиями. Это восстание декабристов 1825 г., военный конфликт на Кавказе, Крымская война и реформы Александра II, а также нарастающее напряжение в обществе и зарождение народнического движения. Однако в общем историческом контексте митрополит Филарет предстает перед читателями в большей степени не как государственный деятель, но как личность, в первую очередь служащая Богу и Церкви. Например, примечателен эпизод, подробно описанный автором, когда владыка, рискуя навлечь на себя гнев императора Николая I, отказался освящать Триумфальную арку, созданную архитектором Бове в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г., потому что на ее вершине была установлена языческая богиня Ника. В книге много места уделено проповедям митр. Филарета, которые раскрывают его пророческий и свидетельский дар. Так, например, А. Сегень описывает действие на прихожан первой проповеди в Александро-Невской лавре тогда еще иеромонаха Филарета, сказанной на Благовещение, во время Великого поста: «Привыкших к тому, что духовенство столичное старалось не слишком-то укорять представителей высшего общества, слушателей внезапно проняло. Их пронзило силой веры, исходившей из этого невысоконького худенького монаха. Обличение коснулось сердец, вызвало раскаяние, и многие потом подходили к Филарету, благодарили за пламенную проповедь». Интересна попытка показать связь митр. Филарета с великими людьми той эпохи, оказавшими влияние на культурную жизнь России. В книге упоминается об общении митрополита с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, П.Я. Чаадаевым, в котором Филарет выступает не только как человек чрезвычайно образованный, но и как настоящий пастырь. К сожалению, А. Сегень довольно робко пишет о том, что главным делом митр. Филарета было не строительство храма Христа Спасителя, а просвещение: создание «Катехизиса» и многие годы работы над переводами Библии на русский язык, а также осторожной поддержки издания перевода в России. В конце книги приводится отчет эксперта по вопросам истории и археологии Сергея Беляева о поиске останков митр. Филарета. Удивительно, что официальное письмо по содержанию скорее напоминает драматический рассказ о том, как в советское время была уничтожена церковь во имя Филарета Милостивого и осквернены находившиеся при ней могилы свт. Филарета, свт. Иннокентия (Вениаминова) и архим. Антония (Медведева). В итоге их останки были найдены в яме с мусором, куда строители теплоцентрали в 1950-е годы попросту сбросили мешавшие им кости, остатки облачений и гробов. Однако этот рассказ будет иметь на читателей только поверхностное и временное воздействие, если они не вспомнят о том, что, по свидетельству новомучеников, гонения на Русскую церковь во многом произошли из-за того, что она слишком часто забывала о своём призвании быть «светом миру». А ведь именно об этом горьком предостережении, так же как и о словах святителя Филарета о множестве накопленных (уже к его времени!) нестроений в церкви, нам нельзя забывать, если мы хотим, чтобы наша вера в Церковь была трезвенной и крепкой, противостоящей и легкомысленным иллюзиям, и унынию. Татьяна Васильева КИФА №13(135) октябрь 2011 года |