«Подлинное знание есть плод общения с Богом и людьми» В Свято-Филаретовском институте начался 24-й учебный год 1 сентября преподаватели, сотрудники, студенты института и учащиеся богословского колледжа, друзья СФИ и члены Преображенского братства собрались в часовне СФИ на традиционный молебен. Дмитрий Гасак, проректор СФИ, передал благословение и поздравления от ректора проф.-свящ. Георгия Кочеткова всем, кто трудится, преподает и учится в институте, а также поступившим в институт и богословский колледж в этом году. Он напомнил, что студенты I курса богословского факультета и магистратуры по религиоведению будут учиться по новому учебному плану, соответствующему государственному образовательному стандарту третьего поколения и подчеркнул, что «всякий верный Богу человек призван быть учеником, достигать полноты богопознания, обретать мудрость и не быть ребенком умом». Проректор напомнил также слова Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», ведь подлинное знание связано не с эквилибристикой ума или демонстрацией эрудиции, но с познанием Бога, которое является плодом общения с Богом и людьми. Проф. СФИ Давид Гзгзян в своём выступлении заметил, что требуется очень высокая чуткость к тому, что зовется подлинностью, истиной, откровением Божьим и не постигается никаким методическим наставлением, не предполагает прямой дороги от ненаученности к наученности. Говоря о цели духовного образования, он сравнил этот процесс с совместным хождением преподавателей и студентов по открытому полю, в результате чего можно получить от Господа «ясность в том, что есть подлинная христианская жизнь». После этого абитуриентам, успешно сдавшим вступительные экзамены и поступившим на I курс института, были торжественно вручены студенческие билеты. Особенно приветствовали собравшиеся несколько супружеских пар, которые будут учиться в институте вместе. По традиции, чтобы открытие учебного года не было только символическим, после молебна в стенах часовни СФИ для всех присутствовавших была прочитана первая лекция на тему «Классическая система внутреннего убранства православного храма, ее современное состояние и перспективы». Александр Копировский, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ, рассказал об основных принципах системы храмового убранства, сложившейся в Византии в IX-XI вв. после преодоления иконоборческого раскола. Центральным в этой системе был образ Второго пришествия Христа. Остальные изображения в храме были связаны с фигурой Спасителя, между собой и обращены к молящимся. В основе классической системы убранства - не повествовательность и назидательность, но попытка выразить духовное откровение. В православных храмах эпохи позднего Средневековья, а еще более - в Новое и Новейшее время эта система декора постепенно теряла целостность, богословскую ясность и художественную выразительность. Современное состояние внутреннего убранства многих храмов вызвало ряд непростых вопросов, касающихся не только храмовой архитектуры и живописи, но и всей современной церковной жизни. А.М. Копировский высказал предположение, что новая система внутреннего убранства храма будет постепенно созревать в храмах, не стилизованных под средневековые, и что каждый храм тогда будет иметь свое собственное неповторимое лицо. Информационная служба СФИ
Новая программа преподавания истории религии С 2011/12 учебного года Свято-Филаретовский православно-христианский институт перешел на новый учебный план. Все кафедры института обсуждают сейчас подходы к его реализации, используя новые возможности для повышения качества образования. Так, кафедра религиоведения обсудила вопрос о преподавании истории религии и утвердила новые программы этого предмета для всех трех образовательных подразделений СФИ: богословского факультета, факультета религиоведения и богословского колледжа. Разрабатывая подход к преподаванию, члены кафедры стремились избежать дублирования материала в колледже и в институте, сохраняя единство методических принципов. Одна из важнейших задач, общая для всех программ по истории религии, - показать, что человек, как бы он себя ни позиционировал по отношению к той или иной религии или конфессии, никогда не живет вне религиозного опыта, и помочь студентам научиться отличать этот опыт от нерелигиозного (психологического, эстетического, этического). Курс призван показать конституирующую роль религиозного опыта человека в его отношениях с окружающим миром и другими людьми и дать представление как о многообразии этого опыта, так и о качественных отличиях стоящей за ним духовной реальности. В основе курса в богословском колледже - не столько история, сколько типология религий. Это позволит учащимся составить целостное представление о религиозном опыте человечества, понять существенные черты древних, харизматических, племенных и мировых религий. Курс на бакалавриате богословского факультета насчитывает 76 академических часов и предполагает более подробное изучение отдельных религий. Он построен уже не типологически, а исторически. С каждой из мировых религий студентов будет знакомить преподаватель, специализирующийся на ее изучении. Религии рассматриваются с точки зрения их основных культурологических характеристик: культа, космогонии, антропологии, этики, эстетики. Еще более глубокое изучение существующих религий предусматривает магистерская программа по религиоведению, рассчитанная на выпускников бакалавриата богословских, религиоведческих и гуманитарных факультетов. В рамках магистратуры каждой мировой религии посвящен отдельный курс. При этом одна из существенных задач, стоящих как перед студентами института, так и перед учащимися колледжа, - научиться принимать носителя иного религиозного опыта как своего ближнего. «Важно, чтобы студенты воспитывали в себе уважение к свободе человека, которая проявляется и в выборе религии, поскольку это библейский принцип, - отмечает М.В. Шилкина, зав. кафедрой религиоведения СФИ, - и одновременно были готовы, если они христиане, поделиться всем ценным и уникальным, что несет в себе вера во Христа». Информационная служба СФИ
Опубликованы новые статистические данные о религиозной жизни жителей России Самая массовая религия в России по числу причисляющих себя к ней - Православие - 69% опрошенных считают себя ее последователями, 5% составляют мусульмане. К другим религиозным конфессиям (католицизм, протестантизм, иудаизм и др.) относят себя не более 1% респондентов к каждой, показал опрос. С 2007 года количество православных в стране увеличилось на 13%, а мусульман - на 2%, сообщили в Аналитическом центре Юрия Левады, социологи которого в августе провели представительный опрос 1600 россиян. По их данным, число неверующих в стране сократилось в целом с 33% до 22%. Между тем большинство респондентов (47%) признались, что никогда не посещают религиозные службы. Делают это еженедельно лишь 3%, ежемесячно - 7%, раз в году - 11%, еще реже - 10%. Сравнение полученных данных с аналогичными параметрами исследования 2007 года показывает, что частота посещения богослужений возросла. Так, за этот период с 59% до 47% сократилось число тех граждан, кто никогда не ходил на религиозные службы, при этом теперь больше верующих делают это еженедельно или ежемесячно (в целом на 4%). По данным «Левада-Центра», с 2007 года среди респондентов, которые относят себя к одному из христианских вероисповеданий, стало больше прошедших таинство крещения (с 76% до 86%). При этом сократилось количество тех, кто никогда не ходит к причастию - с 83% до 65%. По-прежнему делают это более-менее регулярно лишь 3% россиян, несколько раз в год - 17% (против 14% ранее). Седмица.ru
Профилирующая кафедра СФИ обсуждает свои планы и приоритеты На заседании кафедры 27 августа, в преддверии нового учебного года, в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялось очередное заседание профилирующей кафедры Миссиологии, катехетики, гомилетики; богословских дисциплин и литургики. Его возглавил зав. кафедрой, ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков. Заседание было посвящено обсуждению научной и образовательной деятельности института в 2011/12 учебном году. Члены кафедры определили тему ежегодной VI богословско-практической конференции СФИ, которая состоится весной 2012 года, - «Церковная традиция и современные вопросы подготовки катехизаторов». При выборе темы исходили из круга вопросов, наиболее остро стоящих сегодня перед Русской православной церковью. Прежде всего это методические и практические аспекты проведения оглашения в современных условиях, а также вопрос подготовки людей, которые могли бы в духе святоотеческой традиции, компетентно и ответственно готовить современных катехуменов к принятию таинства крещения и полноценной церковной жизни. В предстоящем учебном году будет продолжено сотрудничество Свято-Филаретовского института и Русской христианской гуманитарной академии. 17 ноября в РХГА состоится семинар «Библейские и богослужебные переводы на русский язык: методология и перспективы» (ведущий семинара - проф. СФИ А.М. Копировский). Также в 2011/12 году при Методическом центре по миссии и катехизации СФИ откроются курсы по миссионерскому и катехизическому служению. Их цель - помочь православным христианам научиться свидетельствовать о своей вере, о Боге и о жизни в Церкви, делиться своей верой и опытом жизни по вере. Курсы будут иметь модульную структуру, что позволит человеку выбирать одну или несколько интересующих его программ. Первая такая программа, посвященная подготовке к личному свидетельству, заработает в октябре 2011 года. В 2011/12 учебном году на кафедре Миссиологии, катехетики, гомилетики; богословских дисциплин и литургики будут писать работы около 60 студентов, в связи с чем запланирован пересмотр и существенное расширение тематики выпускных работ. В центре внимания кафедры остаются вопросы, связанные с подготовкой специалистов, способных изнутри церковной традиции и собственного духовного опыта осуществлять служение миссии, катехизации и просвещения. Решение этой насущной для церкви задачи остается приоритетом работы профилирующей кафедры СФИ на ближайшее будущее. Информационная служба СФИ
Мы не должны забыть страшный урок прошлого Возложение цветов к мемориалу «Маска скорби» в Магадане (фото с сайта patriarchia.ru) 1 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Свято-Троицкого собора Магадана и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. «Сегодня исторический день для Магадана, для российского Дальнего Востока и для всей страны. Здесь, на земле, политой слезами и кровью, на земле, отдаленной тысячами километров от столицы, на земле, с которой люди в течение долгих десятилетий связывали воспоминания о страданиях, вознесен этот величественный кафедральный собор как символ победы - победы над злом, победы веры во Христа Иисуса, Господа нашего», - сказал Предстоятель Русской Церкви. По словам Его Святейшества, «Колымский край - это наша российская Голгофа». «И, наверное, те, кто мучил людей здесь, на этой земле, кто произносил во время этапирования страшные слова "шаг вправо, шаг влево - расстрел на месте", представить себе не могли, что именно в этом месте в небо вознесется величественный собор - действительно как символ победы, как великий знак того, что правда Божия жива и никакие самые могущественные человеческие силы не способны эту правду разрушить», - продолжил Патриарх. «Все то, что произошло с нами в прошлом, мы вспоминаем не для того, чтобы излить свою злобу или заклеймить позором, - отметил Святейший Владыка. - Каждого человека будет судить Бог, нам не дано судить людей. Даже палачей не судят - каждого ждет суд Божий. Но нам сегодня дана возможность, вспомнив о прошлом, о многом задуматься и, в первую очередь, о том, к чему приводит человека жизнь без Бога». «Ведь, казалось бы, все было в Отечестве нашем - и практически бесплатный труд миллионов людей, и колоссальные ресурсы, и достаточно высокий уровень образования, и ни с чем не сравнимая мощь государства - но, несмотря на все это, не сумели предшествующие поколения построить счастливой и справедливой жизни», - напомнил Святейший Патриарх Кирилл. «Вот мы теперь и возносим храмы, строим и воссоздаем их именно для того, чтобы вера вернулась в наши сердца, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы не перемалывать ресурсы, не истощать впустую все то, что Бог дал нашей стране. Ведь сколько сил человеческих, средств, ресурсов ушло впустую, а сейчас мы вдруг с ужасом узнаем, что нам не хватает самого необходимого - хороших дорог, качественных машин, добротного жилья. Где же все несметные богатства и ресурсы? Они растворились. А почему? Да потому, что без Бога и против Бога созидали мы жизнь народа, общества нашего и государства», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. «Мы не должны забыть этот страшный урок прошлого, ведь и сегодня появляются люди, в том числе входящие в политику, которые говорят, что нужно вернуться к тому самому прошлому, к жизни без Бога, причем говорят совершенно серьезно, хотя используют, конечно, совсем иные аргументы. Мы отвечаем всем этим людям: приезжайте сюда, на Колыму, и вы увидите, что означает строить жизнь без Бога, а тем более на костях тех, кто исповедовал веру в Господа Иисуса. И мы верим и крепко молимся, чтобы народ наш, умудренный этим страшным уроком, оказался способным сочетать труд, знания, образование, умения, навыки с крепкой и горящей верой. Вот тогда все изменится до неузнаваемости», - заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По материалам сайта Патриархия.ru
Журналу «Благодатный огонь» отказано в церковном признании Синодальный информационный отдел РПЦ на своей коллегии 13 сентября 2011 года принял следующее решение: «изданию "Благодатный огонь" отказать в выдаче грифа "Одобрено Синодальным информационным отделом"». Напомним, что этот гриф присваивается в том случае, если продукция СМИ «не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений». Среди основных недостатков журнала «Благодатный огонь» Коллегией СИНФО были выделены следующие: практически каждый номер журнала содержит материалы, критикующие те явления церковной жизни, которые редакция и авторы журнала квалифицируют как «модернистские» без явного к тому основания; тенденциозность и обвинение в экуменизме и обновленчестве лиц, в действительности не разделяющих приписываемые им взгляды; излишняя политизированность материалов, содержание которых напрямую противоречит официальной позиции священноначалия Русской Православной Церкви. Как сообщил секретарь Коллегии Синодального информационного отдела Н.Н. Шапорев, редакции журнала было предложено представить в СИНФО материалы следующего номера, который на тот момент готовился к печати. Если бы выявленные в результате экспертизы замечания были учтены редакцией «Благодатного огня» уже в следующем номере, издание могло бы вновь подать заявку на гриф и ожидать решения Коллегии. Однако эти материалы так и не были переданы в СИНФО. Редакция «Благодатного огня» предпочла объявить, что в связи с невозможностью распространять издание в храмах «вынуждена приостановить выпуск журнала». Напомним, что с 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен гриф СИНФО. По материалам сайта Богослов.ру КИФА №12(134) сентябрь 2011 года |