gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.09.2011 г.

Почему существует разный религиозный опыт

Ответ на этот и многие другие вопросы узнают студенты магистратуры по специальности религиоведение, открывающейся в Свято-Филаретовском институте

«Во всей истории человечества видна рука Божия, ведущая человека к Истине»

Св. Григорий Богослов

Когда человек находит в себе силы оторвать глаза от земли и ощущает свое призвание к вечности, - это не его заслуга. Переживание Абсолютного - одна из отличительных черт человеческого рода, полагали христианские мыслители. Именно поэтому для христианина было бы удивительно обнаружить народ без веры в Бога. Но убеждение в том, что искра божественного, образ Божий естественно присущи любому человеку, заставляло серьезных христиан внимательно присматриваться ко всему доброму и в других религиях. «Когда язычники, не имеющие закона, - объяснял апостол Павел, - по природе законное делают, то ... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим 2:14-15).

Знакомство с религиозным опытом человечества необходимо христианам для плодотворного свидетельства о своей вере не только людям, принадлежащим другим религиям, но и тем, кто называет себя неверующими. Познавая опыт других, яснее различаешь дух и смысл своей веры, можешь, по словам прп. Силуана Афонского, поддержав человека в том, что действительно хорошо в его вере, сказать ему и о том, чего ему не достает. Пониманием всего этого и руководствовался Свято-Филаретовский православно-христианский институт, когда открывал факультет дополнительного образования по религиоведению, на котором вместе учатся как православные христиане, так и верующие других конфессий и даже религий, и неверующие студенты, уже имеющие базовое высшее образование. За два года обучения они получают знания не только на лекциях, но и в общении друг с другом, с преподавателями и студентами богословского факультета СФИ, и в участии в жизни православного вуза. Глубокие знания о мировых и древних религиях, о религиозной этике и эстетике, социологии и философии, взаимодействии религии с культурой, политикой, правом, СМИ и даже психиатрией кому-то помогают разобраться в своей духовной жизни, а кому-то - начать преподавать в школе Основы православной культуры или историю религий. Но все выпускники вместе с дипломом уносят с собой уважение и благодарность православной церкви, готовность и умение вступать в диалог, желание искать подлинность и качество жизни.

Факультет религиоведения в православном институте не создает «конфессионального религиоведения» (это столь же невозможно, как конфессиональная химия или физика), но может научить различать живой духовный опыт и массовую бытовую религиозность, пророческую, экзистенциальную и социологическую составляющие церковной жизни. Знакомясь с феноменом религии как таковой, ее символическим и мифологическим языком, характерным для любой религии, православные студенты глубже начинают ценить в своей вере то, что только и делает нас учениками и свидетелями Евангелия, - личность Самого Господа Иисуса Христа, стоящую над всеми символами.

Подводя итоги первых пяти лет работы факультета, программы которого с 2009 года имеют государственную аккредитацию, Свято-Филаретовский институт принял решение открыть в 2011/12 учебном году магистратуру по религиоведению, в которую будут приниматься бакалавры богословских, религиоведческих и гуманитарных дисциплин. Это новый шаг в развитии не только факультета религиоведения, но и всего Свято-Филаретовского института, т.к. в первую очередь его выпускники богословского факультета, бакалавриата и даже магистратуры смогут на хорошей научной базе получать специализацию в области религиоведения. Задача такой магистратуры - поднять качество профессиональной подготовки выпускников и за счет повышения качества абитуриентов, и главное - за счет изменения в методологии преподавания.

Согласно государственному стандарту область профессиональной деятельности магистров включает научно-исследовательскую, педагогическую и организационно-управленческую работу, а также работу по обеспечению взаимодействия с религиозными объединениями, проведению религиоведческой экспертизы при организации государственного и муниципального управления. Свято-Филаретовский институт избрал в качестве главного направления подготовки магистров религиозный туризм (а значит, и паломничество) и музееведение. Актуальность этой области жизни в наше время возрастает, люди стали гораздо больше ездить, подолгу жить в другой стране и другой культуре, большинство музеев создают экспозиции и собирают архивы, связанные с религиозной культурой, но специалистов, знающих именно религиозные основы культуры, у нас просто нет. Например, на сайте одного из известных агентств можно увидеть такую рекламу: «Будучи православным, католиком или атеистом, человек все равно может отправиться в Мекку - наблюдать за религиозным действом. Люди стараются не просто посетить храм, но попасть на службу». И невдомек  организаторам, что их туда просто не пустят, а паче чаяния кто-то из немусульман проберется, так его может ожидать и смертная казнь. Все это говорит о том, что выпускники нашей магистратуры будут востребованы.

На встрече с кришнаитами
Студенты факультета религиоведения СФИ на встрече с кришнаитами в Санкт-Петербурге. Фото Евгения Фоминых
 

В центре ее учебного плана не просто хронологическое изучение религий, а курсы религиозной космологии (представлений о мире, времени, пространстве) и антропологии, аксиологии и эстетики, культа и форм религиозного служения, религиозной архитектуры и искусства, феноменологии паломничества. Такой поворот программы может быть интересен не только тем, кто хотел бы попробовать себя в музее или организации религиозного туризма, православного паломничества, но и тем, кто мечтает о научной работе, преподавании в школе. В последнем случае ему поможет большой курс религиозной педагогики, который преподается в четвертом семестре магистратуры.

Открыт прием на дневное, вечернее и заочное отделения, документы принимаются до 23 сентября, вступительные экзамены 26 сентября в 19 часов. Программу вступительного экзамена можно посмотреть на сайте СФИ*. Начало занятий в магистратуре 3 октября.

Открывая магистратуру как главную программу факультета, мы сохраняем возможность получить дополнительное высшее образование по религиоведению взрослым людям, имеющим высшее или среднее специальное профессиональное образование (любое - духовное, гуманитарное, техническое - как бакалаврам, так и специалистам), независимо от конфессиональной принадлежности. Срок обучения - 2 года на вечернем и заочном отделениях. Эта программа переквалификации отработана, она оправдала себя, в июне был уже пятый выпуск благодарных слушателей. Поэтому вступительное тестирование по истории религий и собеседование с деканом факультета состоится 29 августа в 19 часов, занятия начнутся 1 сентября.

В этом году факультет открывает и программу повышения квалификации по религиоведению. Для тех, кто не может по каким-то причинам пойти на полную программу магистратуры или переквалификации, есть возможность составить индивидуальный план, выбрав курсы по своему желанию в объеме от 72 до 500 академических часов, прослушать их, сдать экзамены и получить свидетельство о повышении квалификации.

Ну и, наконец, при факультете религиоведения СФИ уже третий год будут работать очные и заочные курсы повышения квалификации по Основам православной культуры в объеме 72 академических часов. Их главное отличие от того, что нередко предлагают Институты повышения квалификации в регионах, состоит в том, что слушателям объясняют не методику проведения занятий по тому или иному учебнику, а реально знакомят их со Священным Писанием, историей Русской Православной Церкви, мировой художественной культурой - через икону и храм, христианской этикой, правовыми основаниями деятельности религиозных объединений. В учебный план курсов включены лекции, необходимые для чтения всех школьных предметов, в которых встречаются вопросы о религии: истории, литературы, мировой художественной культуры. Поэтому он интересен не только тем учителям, которые преподают Основы православной культуры, но любому учителю гуманитарных дисциплин. Также эти курсы могут быть полезны и библиотекарям, формирующим отделы духовной литературы, и сотрудникам музеев, и журналистам районных газет.

Очные курсы включают в себя лекции, круглые столы, экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею и музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. На заочных курсах  учителя получают видео- и аудиозаписи всех лекций, контрольные задания и после их выполнения - свидетельства о повышении квалификации.

Основное служение факультета религиоведения в том, чтобы помочь нецерковным студентам увидеть православие глубоко связанным с настоящей наукой, высокой культурой, современным образованием - это то реальное дело миссии и нашего призвания, которым мы можем послужить Богу и Церкви.

Декан факультета религиоведения, магистр богословия, канд. филос. наук Маргарита Шилкина

-----------

*http://www.sfi.ru

КИФА №11(133) сентябрь 2011 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!