Является ли грехом «белая» зависть На вопросы Открытых встреч отвечает катехизатор священник Павел Бибин - Считается, что убийство не поощряется в христианстве, но в Библии постоянно убивают людей. Саул убил тысячи филистимлян, Давид - Голиафа и многих других. И при этом они оставались авторитетными, старшими в народе. Давид, убив Голиафа, не нарушил заповедь, он герой. Убийство на войне - это ведь подвиг? - Здесь есть некоторая путаница в различении времен и сроков. Конечно же, убийство не поощряется не только в христианстве, оно и в Ветхом Завете никогда не поощрялось. Заповедь «не убий» никто не отменял. Но дело в том, что для того, чтобы эта заповедь существовала, для того, чтобы она обретала силу, нужна была определенная среда. Этой средой во времена Саула и Давида являлся народ Божий, народ Израильский. Внутри народа Божьего убивать было нельзя под страхом смерти. Но для того, чтобы сохранить единство народа Божьего, Израилю приходилось вести священные войны, где сражались не только за своё физическое существование, но и за то, чтобы народ Божий мог совершать своё служение, чтобы он мог воспринимать Божественное откровение. И в этом контексте заповедь «не убий» не распространялась на язычников. Мы с вами живем в другую эпоху. И убийство даже в ситуации вынужденного выбора меньшего из двух зол - например, на войне - не проповедуется церковью. Существуют каноны, отлучающие за это от евхаристического общения на продолжительный срок. - Может ли смертная казнь стать милостью для преступников, которые обречены на пожизненное заключение в ужасных условиях? - Вопрос очень трудный, потому что он касается жизни конкретного человека. Нам не дано знать, что для кого является милостью. Но если подходить к этому вопросу в целом, полагаясь на опыт, который есть, и на те реальности, в которых мы существуем, то, конечно же, смертная казнь не может быть милостью для преступников. Потому что в убийстве никакой милости быть не может. Милость для человека связана именно с тем, чтобы дать ему возможность обрести веру, принести покаяние и встретиться с Богом. Это самая большая милость, которая в этом мире только и может существовать. Но она не связана с прекращением физической жизни человека. Мы знаем, что как раз те люди, которые в своей жизни пережили эту встречу, за физиологическую жизнь свою не держатся. Для них жизнь в этом смысле уже не имеет определяющего значения, и они не считают, что физическое существование человека - это самая большая ценность. Самая большая ценность - это возможность человека уже здесь, на земле, быть приобщенным к Богу, и значит, иметь возможность встречи с Ним после смерти. Вот если бы мы могли оказывать людям эту милость - независимо от того, в каких ужасных, чудовищных, нечеловеческих условиях они находятся. Но где найти тех людей, которые бы в этих условиях могли помочь обрести свое человеческое достоинство? Иногда это происходит, но чаще всего на уровне чуда, когда люди прорываются перед лицом собственной смерти. Достаточно вспомнить благоразумного разбойника, покаявшегося на кресте. Но один из двух, которые были распяты со Христом, поносил Христа, и смерть не была для него никаким освобождением. А вот тот, кто смог обратиться к Иисусу, получил уже здесь, на земле, самую большую милость. - Ложное свидетельство и вранье - это ведь не одно и то же? Например, чтобы не волновать родителей, говоришь им, что находишься дома, хотя на самом деле уехала. Это можно назвать нарушением заповеди? - Всякая неправда, всякая ложь имеет в себе часть зла, которое несет этот мир. Мы помним о том, что каждый человек призван противостоять злу. Но силы у людей разные, и кто-то может ему противостоять, лишь ограничивая это зло меньшим злом. Но есть, конечно, и более совершенный путь, когда зло отступает перед лицом добра, когда добро имеет такую силу, что зло отходит. Самый же совершенный путь - это победа любовью. Но для этого у человека должны быть очень большие силы. Я думаю, что любая «ложь во спасение» связана чаще всего именно с первой ситуацией, с выбором из двух зол меньшего. В компромиссные же ситуации люди часто попадают именно из-за того, что не хватает любви, не хватает веры не только в Бога, но и в человека. - В Библии Бог часто испытывает человека. А в современной жизни испытывает ли Бог каждого? - Вопрос об испытании человека Богом - это, конечно, в большей степени вопрос, который волновал людей, живших в реальности Ветхого Завета. Мы знаем, что в Священном Писании говорится: Бог никого не искушает, значит, не испытывает. Но искушаемся, испытываемся мы собственными немощами, собственными согрешениями. Я думаю, что не все напрямую в нашей жизни нужно приписывать сразу Богу. Потому что часто за этим может скрываться одна простая вещь: то, что люди хотят переложить собственную ответственность на Бога. И тем самым сказать: «Ну, а что я могу сделать?» или: «Как Бог даст...» Я всегда в этом случае вспоминаю слова о. Павла Алексахина, который говорил: «Бог даст, мало не покажется». Конечно, испытания есть в жизни человека. Но апостол Иаков говорит: когда вы впадаете в эти испытания или искушения, благодарите Господа. Потому что через это вы обретаете терпение, а через терпение - опыт. А это для людей, которые начинают жить по вере, очень важно. Мы на оглашении говорим о том, что наша задача - преодолеть разрыв между верой и жизнью человека. Это значит, что люди должны научиться проживать свою веру в повседневной жизни. И есть такие вопросы, которые теоретически пережить недостаточно. Нужно испытать это в собственной жизни. Нужно прожить это. И тогда человек уже может на это опираться как на личный опыт. Он уже знает, на что он может опираться, что, оказывается, вера является очень твердым основанием для жизни человека, хотя её потрогать руками невозможно. Мне кажется, что это очень важно. - Так называемая «белая зависть» является ли нарушением заповеди? Как радоваться с радующимися и плакать с плачущими? - «Белая зависть» (если она вообще существует) с нарушением заповеди напрямую, думаю, не связана. Но часто люди дают подобного рода определения определенным качествам своей собственной жизни, потому что не могут, не умеют различать добро и зло в себе, так же, как и в мире, и поэтому в этом смешении, в этом некотором «винегрете» часто не знают, где добро, где зло. Заповедь в этом смысле ограждает нас от всякого рода зависти. Если люди попробуют соотнести себя с этой заповедью, то тогда всякая неясность начинает уходить. И тогда радость никогда не будет завистью. К ней это просто не прилипнет. Потому что такие вещи прилипают именно тогда, когда люди не чувствуют, что в их жизни очень много всего перемешано, что требуется некоторая ясность, прозрачность. И еще: радость всегда связана с некоторым избытком. Вхождение в радость другого человека всегда связано с избытком любви, с авансом доверия, с ощущением причастности к тому, что совершается в жизни этого человека. Человек радуется потому, что не отделяет себя от другого. А завидует именно тогда, когда между людьми есть граница, когда между ними нет этой связи. И вот он завидует - оттого, что его ближний обладает тем, чем он сам не обладает и вряд ли когда-то будет обладать. Нарушена связь и возникает зависть. Когда радость твоего ближнего становится твоей радостью, это значит, что вы вместе обогатились этой общей радостью. Но это вещи не простые, не формальные. Нельзя из себя выдавить радость, нельзя выдавить из себя любовь, нельзя сыграть любовь, это будет неестественно. Поэтому люди часто страдают от того, что они разобщены. И заповеди, Закон Божий как раз и учат тому, чтобы люди не разделяли свою жизнь, чтобы они ощущали себя единым народом Божьим, в котором невозможно ни завидовать, ни убивать, ни прелюбодействовать, ни примерять все только на себя. Почему? Да потому что Отец один, потому что Бог один. К сожалению, мы часто оказываемся неспособны разделить даже самую искреннюю и чистую радость своих ближних - радость о Боге. Так случилось когда-то с супругой царя Давида Мелхолой, осмеявшей его за радостную пляску перед ковчегом Завета. На иллюстрации: Давид пляшет перед ковчегом Завета. Фрагмент вышивки (гобелена) м. Марии (Скобцовой) «Жизнь царя Давида» - Считается ли сегодня грехом жениться на разведенной? - Слово Евангельское говорит нам о том, что тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует. Значит, это является грехом. Но очень важно понять то, о чем говорит Христос. Не каждое вступление человека в брак действительно является браком в очах Божьих. Не каждое соединение людей является тем, о чем говорит Господь: «Оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей». Но Христос говорит именно об этом случае. Если вдруг такие люди нашлись, если они встретили друг друга, если они сошлись всерьез, обрели друг друга, это значит, что они уже единая плоть, это значит, что они соединены. И этот союз неразрушим. Именно поэтому, если вдруг по каким-то человеческим немощам, страстям или еще каким-то другим грехам люди, которые принадлежат друг другу, расходятся, и вдруг одна из половин начинает искать себе кого-то еще, это будет грех. Ведь она принадлежит своему супругу, независимо от того, как они раскололись. А любое соединение с тем, что не является твоим, греховно. В наше время люди всерьез находят друг друга не так часто. Для этого человек должен найти близкого в Боге, чтобы он смог стать ему ближним в евангельском смысле. КИФА №11(133) сентябрь 2011 года |