gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.08.2011 г.

Паломничество в Польшу

По приглашению епископа Белостокского и Гданьского Иакова группа паломников Преображенского содружества побывала в Польше

Белосток

Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I. После разделения церквей православные доминировали в восточных областях, где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм.

В 1385 году князь Ягайло объявил себя католиком (что было условием его брака с польской королевой Ядвигой), а в 1387 году - своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество.

На сегодняшний день по данным Центрального статистического управления в Польше насчитывается 506 800 православных верующих (около 1 % всего населения) и более 250 приходов. Православная церковь является второй по величине церковью в Польше.

Первым городом, который мы посетили, был Белосток - самый крупный на северо-востоке Польши. Здесь живет несколько тысяч православных, сохранилось много православных храмов. И это несмотря на то, что множество православных святынь были уничтожены во время «полонизации» - политики, которая проводилась в Польше в 1930-х годах. Тогда в течение двух летних месяцев 1938 года было разрушено 127 храмов - треть всех православных церквей, существовавших на территории Юго-Восточной Польши. Тогда же был взорван кафедральный собор Александра-Невского в Варшаве, а множество храмов передано католикам. Лишь несколько храмов было восстановлено позже.

По приезде мы поселились в двадцати километрах от города, в Супрасле, в красивом монастыре. Всенощное бдение совершалось на церковнославянском языке. Паломников пригласили на клирос, наши сестры прочитали 50 псалом по-русски. Одно песнопение исполнялось на польском языке.

После всенощного бдения нас принял викарный епископ Григорий. Прием был очень радушным: владыка напоил нас чаем, интересовался новостями церковной жизни России, в частности, проблемой переводов богослужения. Благословляя нас в заключение встречи, епископ Григорий пожелал посетить как можно больше храмов и встретиться с братьями и сестрами во Христе.

На следующее утро мы были на литургии в Никольском кафедральном соборе Белостока. В воскресенье здесь служится три литургии, одна - целиком на польском языке. Это богослужение важно для молодежи, которая уже не знает ни русского, ни, тем более, церковнославянского языка.

В Белостоке мы посетили много разных мест, стараясь узнать о жизни христиан. Для нас было неожиданным, что в Польше все православные приписаны к какому-то определенному храму, и священник два раза в год ходит к своим прихожанам в гости, чтобы узнать, как те живут. Так как приходы обычно невелики, времени это занимает немного. Ну, а когда случится какая-то нужда, священник собирает пожертвования у своих. Если же человек переезжает в другой город, то он «выписывается» из одного места и получает новую «прописку».

Мы общались с председателем движения «East Foundation» Мирославом Матрёнчиком (занимается в основном социальными проектами - создание рабочих мест, оказание гуманитарной помощи в странах Восточной Европы). Его офис находится в одном здании с православным радио «Radio orthodoxia» (102,7 Fm). На радио нам предложили выступить с кратким приветствием в прямом эфире. Мы поздравили всех слушателей с воскресным днем и спели Преображенский тропарь на русском языке.

В Фонде им. князя Константина Острожского его председатель Евгений Чиквин и заместитель Анна Радзюкевич рассказывали о культурно-просветительской работе среди православного населения Польши. Еще мы навестили Георгия Андреюка, директора типографии «Orthdruk». Именно здесь печатался в 1990-е годы наш журнал «Православная община».

В Польше много православных братств. К сожалению, нам не удалось встретиться с молодежными братствами, так как летом все, как правило, в разъездах. Мы встречались только с представителями братства Александра-Невского при кафедральном соборе Белостока. Состоялся очень теплый и открытый разговор.

 

Краков

Краков стал следующим пунктом нашего паломничества. Это столичный королевский город с замечательными площадями, мостами и замками. В Кракове есть всего один домовый православный храм, который, к сожалению, был в это время закрыт.

В Кракове 39 католических костелов, много часовен, 25 монастырей, 7 синагог. Особенно известны такие памятники как собор свв. Станислава и Вацлава XIV в., усыпальница польских королей, епископов и героев в Вавеле, готический костёл св. Марии XIII в., костёл св. Анны с гробницей знаменитого астронома и богослова Николая Коперника.

С этим городом также неразрывно связано имя Оскара Шиндлера - немецкого промышленника, спасшего во время Второй мировой войны 1200 евреев. Шиндлер на своих заводах по производству эмалированной посуды предоставлял им работу и тем самым спасал их. Мы посетили музей оккупации, расположенный в стенах одного из этих заводов.

Также важной частью нашего паломничество было посещение Освенцима, находящегося в 60 километрах от г. Кракова.

Музей Освенцима открыт в 1947 году на территории бывшего концентрационного лагеря, в котором оборвалась жизнь более 1100000 людей.

Современный человек иногда равнодушно глотает цифры: пятьсот или сто тысяч погибших... Но эти цифры вдруг обретают плоть, когда видишь тонну человеческих волос, или гору обуви убитых. Или фотографии идущих на убиение людей с надеждой в глазах, еще не до конца понимающих, что их ждет впереди...

Для нас Освенцим явился примером того, как можно сохранять память об этом. Ведь нераскаянность, молчание и незнание являются, по сути, продолжением дела убийц.

В нашей стране тема погибших в лагерях пользуется далеко не такой популярностью.

 

Варшава

Варшава стала заключительным местом нашего паломничества.

Мы побывали на литургии в кафедральном соборе св. Марии Магдалины. Была пятница, и кроме нас в храме было всего несколько прихожан. Привлекли внимание остатки мозаик от взорванного Александро-Невского собора.

Затем мы встретились с приходской общиной, приписанной к часовне при кафедральном соборе, где служат на польском языке. Часовня освящена в честь сщмч. Григория (Перадзе), духовного наставника протопресвитера Виталия Борового. Однажды члены общины обратились с просьбой служить по-польски в Варшаве к митрополиту Савве, предстоятелю Польской православной церкви. Он их на это благословил и назначил туда священника Генрика Попроцкого, переводившего богослужение на польский язык. В течение ряда лет община служила в разных храмах. И, наконец, несколько месяцев назад она переместилась в помещение при Музее икон. Это община, в которую входят выпускники нашего института Дмитрий и Марта Лукашевичи.

В музее состоялся интересный разговор с его директором Михаилом Богуцким. Он показал работы Евгения Добжанского - витражи, на которых отрывки из Писания включены в композицию. Также мы увидели репродукции икон Ежи Новосельского, ученика известного иконописца монаха Григория (Круга). Затем мы общались со вторым священником, так как о. Генрик Попроцкий находился в отъезде, а потом были на вечерне, которая служилась на польском языке.

 

Заметки по итогам паломничества

Православная церковь в Польше использует в богослужении церковнославянский язык в качестве средства конфессиональной и национальной идентификации, поскольку многие члены польской православной церкви белорусского, русского и т.д. происхождения. Вместе с тем, у церковнославянского языка в Польше нет будущего, поскольку молодое поколение говорит только по-польски. Понимая это, Польская православная церковь в последние годы предпринимает попытки совершать богослужение на польском языке. Однако это не приоритет, доминирует охранительная позиция, «охранительное православие». Недостаток активности мирян компенсируется деятельностью то тут, то там возникающих православных братств, образованных, как правило, по функциональному признаку (просветительская деятельность, благотворительность, социальная работа и проч.).

Нельзя сказать, что общинно-братский опыт, также как и опыт миссии и катехизации, принимается в православной Польше «на ура». Вместе с тем, ее будущее напрямую зависит от того, насколько адекватно она сможет ответить на вызовы современности.

Паломническая группа Св.-Троицкого братства

Информационная служба Преображенского братства

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!