gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow Исполнилось 130 лет со дня рождения протопресвитера Василия Зеньковского
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.08.2011 г.

Исполнилось 130 лет со дня рождения протопресвитера Василия Зеньковского

Протопресв. Василий ЗеньковскийВ памяти русской культуры (и за ее пределами) он остался как один из выдающихся представителей старшего поколения русского религиозно-философского возрождения первой половины XX века. В среде светской наиболее известны его работы по педагогике и монументальный труд «История русской философии», переведенный на несколько иностранных языков.

Василий Васильевич Зеньковский родился 4 (16) июля 1881 г. в г. Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий на Украине). Дед его, кавалерийский офицер, выйдя в отставку, стал священником. Отец, учитель-чиновник, некоторое время был и церковным старостой. Василий рос верующим мальчиком, при этом, как он сам пишет, довольно развитым: к 14 годам, кроме русской литературы, «уже читал Шекспира, Шиллера, Диккенса». Но в 17 лет попал под обаяние мысли Д. Писарева, убедительно и просто утверждавшей, что правда и истина - в науке как материализме, а не в несовместимой с ней вере. «Я живо помню, что мне было горько и больно на душе, но что же было делать, раз мне открылось, что истина не на стороне религии?»

Однако тотальный материализм недолго владел душой молодого Зеньковского. Буквально в те же годы начинается его «духовное освобождение». «Детская вера не возвращалась, но уже не было того угнетенного состояния...» Внимание Зеньковского теперь - и на всю жизнь - обращается к науке. «Навсегда полюбил я науку, исследование как таковое, полюбил точный, кропотливый, но доходящий до последних глубин анализ». Под воздействием разных обстоятельств: апологетического свидетельства о Христе одного из товарищей брата, В.Н. Лашнюкова, увлечения психологией и философией, особенно Кантом и Вл. Соловьевым, чтения Гоголя и романа «Отверженные» Гюго - духовный мир был реабилитирован. Но «отношение к Церкви еще долго оставалось вялым и неопределенным».

Зеньковский сначала учится на физико-математическом факультете Киевского университета, затем переходит (в 1904 г.) на историко-философский факультет, который и закончил в 1909 г. В университете его учителем был Г.И. Челпанов. В 1905 г. через Лашнюкова Зеньковский знакомится с С.Н. Булгаковым. До этого он уже был знаком и с некоторыми профессорами КДА, «особенно с П.П. Кудрявцевым и В.И. Экземплярским». В том же 1905 г. при участии Зеньковского в Киеве было открыто Религиозно-Философское общество. В 1911 г. он стал его председателем. В 1913-1914 гг., без всякого, как он вспоминал, приложения своей воли, был отправлен на стажировку за границу, по возвращении на родину защитил диссертацию и в 1915 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре философии Киевского университета. Все предреволюционные годы был интенсивно вовлечен в религиозно-общественную публицистику.

Революция, падение монархии, участие в украинском правительстве также явились важной вехой духовного пути. Об этом Зеньковский подробно написал в автобиографическом очерке «Пять месяцев у власти».

После эмиграции он оказывается в Югославии, где с 1920 по 1923 гг. был профессором философии Белградского университета. Затем переехал в Чехословакию, где возглавлял кафедру экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института. В 1923 г. в Пшерове (Чехословакия) по инициативе В.В. Зеньковского состоялся съезд русской православной молодежи («пшеровская пятидесятница»), на котором было основано Русское студенческое христианское движение (РСХД), избравшее его своим председателем. Зеньковский оставался председателем РСХД до самой своей кончины. Он также был постоянным членом (секретарем) братства Св. Софии, возобновленного о. Сергием Булгаковым в эмиграции в начале 1920-х гг. и просуществовавшего до конца 1940-х.

В 1926 г. Зеньковский переехал в Париж. Франция стала его последним земным домом. Здесь он принял самое активное участие в открытии Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института, долгие годы возглавлял в нем кафедру философии, также читая курсы по психологии, педагогике, апологетике и истории религий. Одновременно с этим он организовал Высшие богословские курсы, просуществовавшие более двадцати лет, открыл Религиозно-педагогический кабинет, с 1927 по 1961 г. редактировал «Религиозно-педагогический бюллетень». Главным его научно-практическим интересом, как он сам вспоминал, стала христианская антропология. В 1944 г. после смерти о. Сергия Булгакова он был избран деканом Свято-Сергиевского института, коим оставался (с небольшим перерывом) до самой своей кончины.

В начале Второй мировой войны по каким-то необоснованным подозрениям В.В. Зеньковский, в числе других русских эмигрантов, был арестован французскими властями и после одиночного пребывания в тюрьме был выслан в лагерь на юг Франции, проведя в заключении 14 месяцев. Очередные мировые катаклизмы подвигли уже пожилого человека к давно обдумываемому шагу - принятию священства. В этом его поддерживал и митр. Евлогий (Георгиевский). После освобождения и возвращения в Париж в марте 1942 г. В.В. Зеньковский был рукоположен вл. Евлогием. Через несколько лет он фактически становится и духовником РСХД вместо отошедшего от дел о. Сергия Четверикова. Хотя уже вскоре Зеньковский был возведен в сан протопресвитера (по совокупности заслуг перед церковью) и имел все священнические награды, в приписном храме он оставался простым священником, не настоятелем, продолжая до последних лет жизни пастырски окормлять своих духовных чад, часто навещая их на дому. Одновременно со священническим служением он продолжал активную научную, преподавательскую и общественную деятельность.

Скончался о. Василий Зеньковский 5 августа 1962 г. после долгой и тяжелой болезни и похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Из воспоминаний

«Именно о. Василию было дано воочию явить в его священствовании, каким духоносным и незаменимым орудием, вместе с личной духовностью, могут оказаться в деле окормления христианских душ наука, культура и знание, освященные духом благодати» (прот. А. Князев).

«Молодежь - его поле. "Вышел сеятель сеять" в юные души - он, глава всего Движения (РСХД)... Глава не только формально, но душою и сердцем. Это чувствуют... юноши, с разных концов Франции и Европы съезжающиеся на съезды... "Я по-настоящему у себя дома именно в нашем Движении", - сказал он мне как-то. Не сомневаюсь, что и для "них" он был неким краеугольным камнем. Настоящий, духом и телом, пастырь» (Борис Зайцев).

«Отец Василий был редким культурным человеком... но это не породило в нем ни самодовольной самоуверенности, ни чувства своего личного превосходства, наоборот, он был удивительно прост в обращении. Отец Василий был тем редким человеком, который не на словах только проповедовал, но и в жизни, что каждый человек - величайшая ценность. <...> Отец Василий был наделен редким даром умения прислушиваться к мнению других. И в своей работе с молодежью он прежде всего приучал молодежь к тому, чтобы она была бы открыта, терпима к исканиям своих окружающих, чтобы она училась бы находить истину, внутреннее единство именно на путях соборования. <...> Его последним заветом было "Берегите Движение". Сам он мыслил Движение как живую силу Церкви, как организм, который формирует церковную интеллигенцию, задачу коей он видел в построении православной культуры» (И.В. Морозов)

«Он знал лучше многих все недостатки церковной иерархии и церковного общества, но он верил в Церковь как в Царство Божие на земле, хотя и сокрытое под мирской оболочкой. В Церкви он видел разрешение всех вопросов жизни и знания. Отсюда его горячая любовь к замыслу оцерковления жизни во всех ее формах» (С.С. Верховской).

«Озираясь назад, вспоминая те многочисленные доклады, поучения, проповеди, которые я слышал от о. Василия, мне кажется, что в них не было ни одного не подлинного звука. Отец Василий был целиком подлинный человек. В этом красота его образа и жизни. К этому он и нас зовет» (Н.А. Струве).

По материалам книги «Памяти отца Василия Зеньковского» (Париж: РСХД, 1984) очерк подготовил Максим Дементьев

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!