gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.08.2011 г.

Откуда берутся истуканы

О том, что можно сделать, чтобы опыт новомучеников был воспринят Церковью, размышляют гости выставки  «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке»

Прот. Георгий Митрофанов- Отец Георгий, на что Вы хотели бы обратить внимание участников выставки?

Прот. Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых: Нам важно помнить о духовной, нравственной, даже мистической составляющей нашей истории. Урал - это уникальное место в России. С одной стороны, здесь произошло убийство последнего русского государя, здесь довольно рано возникли принявшие очень жестокий характер гонения, в которых была весьма ощутима «народная инициатива». В то же время, мы не можем не помнить и того, что произошло в дальнейшем, когда секретарь Свердловского обкома так или иначе оказался разрушителем коммунистической системы.

Что-то из представленного на этой выставке мне очень хорошо знакомо, что-то совсем не знакомо, что-то у меня вызывает вопросы, в частности, экспозиция, посвященная священнику катакомбной церкви отцу Александру Шабельнику. Ведь церковные расколы XX века - это одна из очень серьезных проблем, возникающих при любой попытке говорить о нашей недавней истории. Многим из нас надо эту выставку осмыслить.

Чем вообще сложна «региональная» история? Тем, что она может хорошо восприниматься только теми, кому ведома общая панорама истории Русской церкви XX века. Только тогда начинаешь ценить детали, которые дают такие выставки, как эта. И ещё: мне кажется, что она требует от экскурсовода очень подробного комментария, потому что большинство людей сегодня искренно не знает и знать не хочет, скажем, о четырех больших этапах гонений (Гражданская война, изъятие церковных ценностей, коллективизация и Большой террор 30-х гг.), которые, как я вижу, у вас в экспозиции обозначены. К сожалению, многие люди сегодня не знают и не помнят основополагающие вещи. Вот лишь один из примеров, который сейчас мне приходит на память именно потому, что это произошло в Екатеринбурге. Я выступал в огромном зале перед уральскими православными педагогами и обратил к ним такой вопрос: у вас тут очень много мемориальных досок, увековечивших память большевистских деятелей, и в то же время здание, в котором пребывал известный церковный деятель, один из самых крупных историков Русской церкви, связанный с вашим городом, не имеет мемориальной доски. Почему? И никто не понял, что я имею в виду А.В. Карташёва, который окончил Екатеринбургское духовное училище. Зато, услышав его имя, некоторые стали кивать головами: «так он же еретик, это парижская школа». Вот это они «знают» - что Карташёв якобы еретик, а то, что он был связан с их городом, не знают. А некоторые вообще ничего не знали про Карташёва - и при этом они учат детей церковной истории! А ведь история начинается не из знания о какой-то седой древности, а прежде всего из нашего недавнего прошлого, из того, что передается, скажем, в семейных преданиях.

- Что, на Ваш взгляд, можно сделать радикально для того, чтобы опыт новомучеников все-таки был воспринят Церковью?

Прот. Георгий Митрофанов: Чтобы почитание новомучеников приобрело в нашей церкви должное значение, необходимо прежде всего задуматься над тем, почему этого не случилось в течение десяти лет, уже прошедших после канонизации Собора новомучеников.

Наверное, одной из причин этого печального для церкви явления является то обстоятельство, что многие даже воцерковленные люди пытаются жить, по существу сохраняя прежние свои представления о жизни. Даже придя в церковь - за утешением, за гарантией какой-то удачи в своей жизни - эти люди менее всего озабочены тем, чтобы внутренне измениться, преобразить себя, попытаться привнести в свою жизнь христианские идеалы, которые действительно наполняют жизнь человека смыслом, но не делают ее легкой. А многие стремятся именно к тому, чтобы зажить, наконец, хотя бы в церкви спокойной, тихой жизнью, да еще, может быть, в каком-то смысле и успешной - раз они теперь будут ставить свечки Богу.

Новомученики же всем своим жизненным путем указывают на то, на что и Христос указывал: что путь христианина - путь крестный, предполагающий конфликт с окружающим миром, с обществом, которое живет, конечно, отнюдь не христианскими идеалами.

И вот эта необходимость, следуя мученикам, идти по пути наибольшего сопротивления (и в отношении своей внутренней жизни, и в отношении жизни в обществе), наверное, делает подвиг новомучеников для многих не то чтобы неинтересным, но даже неактуальным. И люди пытаются уклониться от этого пути, выискивая в святцах прежде всего тех, кто гарантирует им покой и тишину, или же изобретая новых, еще неканонизованных святых. Им нужны чудотворцы и прозорливцы, им нужны пока хотя бы такие святые, которые символизируют собой некое внешнее величие церкви, государства, страны, народа, но никак не те, кто, жертвенно служа Христу, не приобрел ничего иного, кроме пути страданий.

И вот это многих людей - может быть, даже в церкви - заставляет ходить по замкнутому кругу. Чувствуя какую-то неудовлетворенность своей жизнью, они приходят в церковь, оставаясь приверженными к своей прежней жизни и старой церковной форме, даже если она наполняется совсем нехристианским содержанием.

Поэтому подвигу новомучеников не остается места в жизни многих современных христиан. Поэтому, повторяю, чудотворцы, целители, прозорливцы и символы какого-то внешнего величия, которых можно найти и среди канонизованных, и среди неканонизированных святых, становятся некими «истуканами», закрывающими собой Собор новомучеников в сознании нашей церкви сегодня.  

- Отец Александр, как можно помочь православным христианам проникнуться опытом новомучеников, так чтобы он стал живым и настоящим, чтобы он не был внешним? Как могут в этом помочь такие выставки, как «Неперемлотые»?

Прот. Александр СорокинПрот. Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери: Испытать опыт новомучеников невозможно ни исторически, ни эмпирически. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы обрести опыт Евангельский.

Знакомство с подобными выставками и вообще с жизнью и подвигом новомучеников преследует как минимум две цели. Первая из них - знание своей истории, своей духовной биографии в широком смысле слова, своих истоков, понимание того, что же привело к той неустроенности, которая характеризует наше общество. Нас должны посещать мысли не только о новомучениках, но и о том пути, по которому следует Россия. Вторая связана с погружением в размышления о том, как же сделать так, чтобы суть нашей духовной жизни стала Евангелием, вестью христианской, чтобы вне зависимости от того, что происходит в истории, вокруг нас, стержень евангельский не исчезал из нашей жизни.

Константин МорозовКонстантин Морозов, помощник руководителя миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии: Чем вдохновляет нас опыт новомучеников и исповедников Российских? Их жизненным примером. Для любого христианина главным смыслом жизни является проповедь Христа, передача той вести, которую он воспринял в своей жизни. А она, действительно, может передаваться только примером. Для нас очень важно то, как люди пронесли эту веру через самые трудные времена нашей истории. История ХХ века не так далеко отстоит от нас, время гонений - это время жизни наших бабушек и дедушек, а для пожилого поколения - родителей. И образ подлинности жизни кого-то из них может показать и нам то, каким может быть человек. Он значим, наверное, не только для верующих. Он значим для людей, которые сомневаются, которые ещё, может быть, не задавали себе вопрос: «Человек, для чего ты живешь на этой земле?»

И сейчас, находясь в этом выставочном зале, вокруг экспонатов, так бережно собранных, мы окунаемся в атмосферу того кипения жизни, когда слова, к которым мы так сейчас привыкли: «я - верующий», были исповеданием смысла своей жизни. И это не может не восхищать нас, а с другой стороны, это не может не осуждать нас. Отец Софроний (Сахаров) говорил: «Неужели вы думаете, что нахождение рядом со святым - это всегда радость? Это всегда суд. Суд того, что ты не таков, как человек, находящийся рядом с тобой». На этой выставке, наверное, можно так же сказать: это суд над нами, потому что мы не такие. А с другой стороны - это осмысление того пути, который мы прошли. И, конечно же, это миссионерский проект. Ведь здесь на примере обычных людей, которые жили обычной жизнью и не были «неземными», показана вся красота их жизни в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях. Как важно принести эту радость подлинной жизни тем людям, которые её не знают. 

Я думаю, что каждый человек, заходящий на эту выставку, может задать себе вопрос: «Чему посвящена моя жизнь? И как я могу действительно прожить подлинную жизнь, а не жизнь в обертке комфорта?» Подлинности жизни и посвящена прежде всего эта выставка.

Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке 

Беседовала Анастасия Наконечная
Фото Игоря Милованова и Сергея Туманова

КИФА № 9(131) июль 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!