Другое отношение к миру Интервью с ректором Московского государственного областного социально-гуманитарного института А.Б. Мазуровым - Алексей Борисович, в этом году в Свято-Филаретовском институте состоялось много защит. Каково у Вас, как у главы Государственнной аттестационной комиссии, общее впечатление от защит? Наблюдается ли здесь какая-нибудь динамика по сравнению с предыдущими годами? - Динамика, безусловно, есть: уровень защит вырос. Работы стали более солидными, нацеленными на максимально полновесное раскрытие темы. Хотелось бы отметить, что по многим работам была живая дискуссия - меньше получаса никого не спрашивали, а кто-то и час отвечал после выступления на вопросы государственной комиссии... Так что в целом уровень хороший, и мне кажется, что есть продвижение вперед. - Вы ректор светского учебного заведения и можете оценить какие-то моменты «со стороны». Как Вам кажется, что может значить повышение уровня работ выпускников для дальнейшего развития Свято-Филаретовского института, который Вы не первый год знаете, для его научной деятельности? - У нас немного разные условия. В нашем институте в основном учатся те, кто поступал после школы. В СФИ же учатся более зрелые, более мотивированные люди. Некоторые из них несколько лет писали свои работы. Это тоже кое о чем говорит (не всегда, правда, в пользу качества, но все-таки если человек долго работает над выбранной темой, выход получается более полноценным). Мне кажется, что для Свято-Филаретовского института важно то, что некоторые работы - это готовые научные исследования, которые можно было бы опубликовать. Так, например, работа, посвященная чину братотворения, - это классическая научная работа, построенная по всем канонам, с глубоким текстологическим анализом, с изучением рукописей, с раскрытием того, как это все изменялось в истории Церкви. Эта работа мне очень запомнилась. Нужно сказать, что у меня были большие сомнения по поводу единственной тройки, которую поставила комиссия. Это была работа, посвященная нетрадиционным религиозным движениям в Екатеринбурге. Автор немало поработал, провел «полевые исследования», посетил все эти общества, собрал о них материал. Но, к сожалению, на аналитическом уровне изложить это не удалось. И у меня были борения по этому поводу: может быть, все-таки четверку поставить за проделанную работу. Но в конце концов члены комиссии решили, что эта работа по уровню сильно отрывается от тех, что заслужили полновесные четверки, и поэтому решили поставить единственную тройку из всех двадцати двух работ. Вы знаете, что любой человек, который пишет итоговую работу, во-первых, приобретает навыки исследовательского плана. Это совсем другое отношение к миру: надо владеть постановкой темы, аргументировано доказывать свою точку зрения, композиционно выстраивать материал. Это качества, которые дорогого стоят, особенно в наше время. С другой стороны, это профессиональные навыки. Степень бакалавра (в данном случае по направлению «теология») дается за конкретную работу. Все предшествующее обучение рассматривается как то, что готовит человека к её выполнению. Из этого следует и значение общего уровня этих дипломных работ для каждого вуза. КИФА № 9(131) июль 2011 года Статьи по теме: Защищайтесь! Впечатления от защиты итоговых работ в СФИ. Говорят члены комиссии и выпускники Cтанет ли вновь христианской постсекулярная культура. Интервью с ректором РХГА Д.К. Бурлакой и ученым секретарем СФИ А.М. Копировским |